Курсовая с практикой Гуманитарные науки Современный русский язык

Курсовая с практикой на тему Индивидуально-авторские неологизмы в интернет-общении (на материале YouTube-каналов)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление. 2

Введение. 3

1
Понятие неологизма в современной лингвистике. 6

1.1 Неологизмы как объект лингвистического
изучения. 6

1.2 Принципы определения неологизма. 10

1.3 Типы неологизмов. 15

Выводы по
первой главе. 18

2 Характеристика индивидуально-авторских
неологизмов как феномена сферы интернет-общения. 20

2.1 Лексические характеристики
индивидуально-авторских неологизмов сферы
онлайн-общения. 20

2.2
Способы образования индивидуально-авторских неологизмов  сферы онлайн-общения. 22

Выводы по второй главе. 28

Заключение. 30

Список
использованной литературы.. 33

  

Введение:

 

Необходимым
условием существования каждого языка является его непрерывное пополнение новыми
единицами. Такие эволюционные процессы касаются, прежде всего,
лексико-семантического уровня языка, поскольку лексический состав
непосредственно отражает объективную действительность и процессы ее познания
человеком. Именно поэтому характерным признаком современного языкознания является
исследование динамики развития словарного состава.

Вопросу
эволюционных процессов в языке посвящен ряд научных работ, авторами которых
являются В.П. Березинский, В.И. Заботкина, Ю.А. Зацный, И.З. Маноли, О.С.
Клименко, В.В. Сенько, С.И. Тогоева. Труды исследователей убедительно
свидетельствуют о насущной необходимости изучения вопросов, касающихся факторов
развития семантической структуры лексем, расширения их номинативного
потенциала, особенностей актуализации неологизмов в различных типах дискурса.

В
современной лингвистике неологизацию словаря трактуют не только как появление
новых слов, но и как процесс, включающий внутренние и внешние заимствования,
семантическую трансформацию слов, образование новых устойчивых словосочетаний,
актуализацию в определенный период тех или иных фразеологических единиц, что
соответствует многоаспектной относительности понятия «неологизм» и его
пониманию как социально-исторической категории (Н.З. Котелова, С.И.
Алаторцева).

Актуальность
исследования определяется необходимостью системного анализа неологизмов
интернет-общения, что будет способствовать углубленному
изучению коммуникативного взаимодействия в современном обществе, а также
отсутствием подробного лингвистического описания процессов образования
неологизмов интернет-общения.

Цель исследования – выделение особенностей функционирования индивидуально-авторских
неологизмов в интернет-общении (на материале YouTube-каналов).

Обозначенная цель предполагает решение следующих задач:

— определение основных характеристик неологизма как объекта
лингвистического изучения;

— выделение принципов определения неологизмов;

— рассмотрение типов неологизмов;

— определение лексических характеристик индивидуально-авторских
неологизмов сферы онлайн-общения;

— выявление основных способов словообразования индивидуально-авторских
неологизмов интернет-общения.

Объектом исследования являются индивидуально-авторские
неологизмы интернет-общения.

Предметом исследования являются лексико-семантические и
структурно-грамматические характеристики индивидуально-авторских неологизмов
интернет-общения.

Материалом
исследования стали неологизмы, обнаруженные в общении авторов и подписчиков
популярных YouTube-каналов: TheKateClapp, Wylsacom, TheBrianMaps, Anastasiz,
Yoll, Fancy smth, CALVADOZE, Elena Sheidlin.

Для
решения поставленных задач использовались следующие методы и приемы:
индуктивный, который определяет направление поиска от накопления языкового
материала к его систематизации; метод сплошной выборки неологизмов интернет-общения из лексикографических источников и текстовых
фрагментов, содержащих такой тип неологизмов; логико-семантический анализ, с
последующим теоретическим обобщением полученных результатов применен с целью
выделения семантических характеристик неологизмов; частично применены методы компонентного
и многоступенчатого дефиниционного анализа для определения типов неологизмов
интернет-общения.

Практическое значение проведенного исследования заключается в
возможности применения его результатов при проведении уроков по русскому языку
в школе, вузе или для организации проектной деятельности учащихся старших
классов.

Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной
литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Появление в системе языка новых лексических
единиц как основного выразителя объективной реальности вызвана необходимостью
обозначить понятия, для раскрытия содержания которых полноценного эквивалента в
языке не существует. Основные факторы появления лексических инноваций состоят в
постоянных изменениях общественной жизни, поэтому функционирование неологизмов
является следствием развития различных сфер человеческой деятельности.

Кроме социальных причин, появление
лексических единиц стимулируют и внутриязыковые факторы, обусловленные
необходимостью совершенствования лексико-семантических связей системы языка.

В лингвистической науке последних
десятилетий, в частности в научных трудах о лексических инновациях, наметилась
тенденция к расширению содержания понятия «неологизм». Его определяют не просто
как новое слово, словосочетание или выражение, но и выделяют следующие свойства
неологизмов: принадлежность к конкретному периоду времени, наличие частичной
необычности на фоне языковых норм и определенной сферы применения, новизна
плана выражения и плана содержания в разных соотношениях, ощущение «новизны» со
стороны восприятия говорящими. Каждый из приведенных
критериев является важным, однако при определении понятия неологизма следует
применять комплексный подход.

Неологизмы формируются в языке
в течение определенного исторического периода для наименования новых
объективных реалий, соответствуют всем нормам современного литературного языка
и могут войти в его активный лексикон.

В фонд современного русского
языка входят многие заимствования, некоторые их них забываются, переходят из
активного словарного запаса в пассивный, а другие же наоборот вытесняют
исконную лексику языка, становясь наиболее употребительными. В погоне за
современностью, мы используем иностранные слова – сначала в предназначенной для
явления сфере, а потом и в быту. Усиление глобализации, интернет технологий
отражаются на жизни общества, а, значит, и на языке.

Современное
интернет-пространство является зоной территорией активного словотворчества.
Яркими его примерами являются авторские окказионализмы, используемые в
онлайн-общении, языке блогов и форумов.

Самым
популярным способом словообразования в интернет-общении, как и в русском языке
в целом, является суффиксальный способ – т.е. добавление того или иного
суффикса к корню. Примеры такого образования многочисленны, часто при этом
слова отличаются разговорным оттенком. Кроме того, суффиксальные окказионализмы
часто встречаются в самих интернет-текстах.

В блогах и на
форумах наблюдается популярность окказионализмов нескольких типов. В целом
отмечается разнообразие суффиксов. Новые слова образуют также из
звукоподражаний.

Не столь
популярным, но всё же значимым способом следует признать префиксацию, причём
приставки могут быть как исконно русскими, так и заимствованными, в основном из
английского языка. Кроме того, часто подобный способ применяют пользователи в
соцсетях, на форумах, в обсуждениях для создания никнеймов (сетевых имён) в
виртуальном общении.

Помимо
добавления суффикса, слова могут быть образованы, наоборот, отбрасыванием
окончания или суффикса производящего слова – бессуффиксным способом. Бывает,
что такому изменению подвергаются слова, у которых в русском языке нет
суффиксов и окончаний. Помимо этого, часто встречаются сложные слова,
образованные из двух или более корней, а также из целых слов.

К числу
интересных словообразовательных находок в Интернете можно отнести аббревиатуры.
Это слова, образованные с помощью аббревиации – такого способа
словообразования, при котором новое слово получается путём соединения
сокращённых частей нескольких слов, составляющих словосочетание.

В роли таких
частей могут быть начальные буквы или звуки, начальные или конечные слоги или
иные фрагменты производящих слов. Может наблюдаться сложение части и целого
слова. Кроме того, аббревиация порой сопровождается суффиксацией.

Помимо этого,
в Интернете встречается вторичное словотворчество, при котором от ранее
созданного окказионального слова образуется новое, например, путём перехода из
одной части речи в другую.

 

Фрагмент текста работы:

 

1
Понятие неологизма в современной лингвистике 1.1 Неологизмы как объект лингвистического
изучения Язык является динамичной системой, сложным
механизмом, который, с одной стороны, находится в постоянном движении, с другой
– сохраняет признаки стабильности и целостности, являясь основным средством
коммуникации. Очевидно, именно поэтому вопрос о языковой изменяемости, ее сути,
причинах и тенденциях языковой эволюции является одним из центральных в
лингвистической науке [11].

Инновационная деятельность является одним
из компонентов процесса языковой эволюции. Считается, что появление новых
единиц происходит под влиянием конкретных внешних факторов относительно системы
языка, и на основе внутренних, заложенных в самом языке, закономерностей [6].

Наиболее активное развитие речи
осуществляется в области лексики, что обусловлено более высокой степенью
внеязыковой детерминированности [9]. При всем разнообразии путей и форм
изменения словарного состава языка основным процессом в развитии лексики
лингвисты называют процесс неологизации, что отражает общее
поступательное движение языка. В связи с ориентацией современной лингвистики на
исследование процессов развития языка, глубокое и всестороннее изучение
неологизмов составляет большой интерес.

Интенсивное пополнение
словарного состава языка наблюдается в период общественных перемен, в результате
которых появляются новые реалии, понятия, требующие номинации. К таким эпохам
принадлежит и наше время. Исследователи русского языка отмечают подъём
словообразовательной активности в современном коммуникативном пространстве
(М.А. Кронгауз, М.Н. Эпштейн, Г.Ч. Гусейнов, Л.О. Чернейко и др.). М.Н.
Эпштейн, филолог, профессор американского университета, основатель проекта
«Слово года» так характеризует повышение интереса к порождению новых слов: «В
общественном и политическом вакууме 2000-х годов вся скрытая энергия
российского бытия, вся тоска по смыслу и воля к смыслообразованию стали опять
переходить в язык, в языкотворчество, потому что больше им просто некуда было
деться» [3].

Таким образом, явления окказиональной деривации,
приобретающие  в последнее время всё
более широкое распространение, привлекают внимание лингвистов к проблеме
всестороннего исследования новых слов. Этот интерес формирует актуальное
направление лингвистических исследований — неологию [14]. По мнению Е.В.
Сенько, неология — «не сложившаяся», а пока лишь «формирующаяся» наука в
области языкознания [17]. Одной из нерешённых проблем неологии, как и любой
новой отрасли научного знания, является отсутствие чёткой терминологической
базы, в том числе при определении объекта неологии — неологизма.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы