Теоретические основы дошкольного образования Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Индивидуальная работа педагога с ребенком и его родителями

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С РЕБЕНКОМ И ЕГО РОДИТЕЛЯМИ 5

1.1. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи как педагогическая проблема 5

1.2.Анализ характера сотрудничества детей и родителей в условиях дошкольной образовательной организации 8

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОПЫТА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С РЕБЕНКОМ И ЕГО РОДИТЕЛЯМИ 12

2.1. Анализ опыта индивидуальной работы воспитателя с ребенком и его родителями 12

2.2. Технологии при реализации индивидуальной работы воспитателя с ребенком и его родителями 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

  

Введение:

 

Тема работы актуальна, так как проблема благополучия ребенка во взаимосвязи с семьей и различными социальными институтами в настоящее время приобретает особую значимость в России и за рубежом, поскольку является одним из важнейших элементов государственной политики по охране здоровья наций. В нынешней ситуации важно понять, что происходит с российской семьей, поскольку семейная жизнь тесно связана с социальной реальностью и состоянием общественных институтов. Семья является одним из важнейших показателей социальной стабильности всей общественной системы, а семейное воспитание имеет огромное значение для воспитания, образования и становления каждого человека.

Вопросы семейного воспитания изучаются педагогами, социологами, психологами и психотерапевтами, такими как А. К. Васильева, Л. В. Загик, В. Ковалёв, Т. А. Куликова, А. Макаренко, Т. A. Маркова, В. А. Сухомлинский и др.

Не все родители откликаются на желание учителя сотрудничать с ними и проявлять интерес к совместным усилиям в воспитании и обучении их ребенка. Учителю необходимо терпение и решительность, чтобы найти решения. Начать работать и общаться с теми, кто готов участвовать в жизни группы и поддерживать учителя, даже если они в меньшинстве. Учитель должен постепенно и тактично вовлекать других родителей в совместную работу, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи. На современном этапе работы с родителями появляется понятие «родительское участие», то есть активное участие родителей в работе детского сада, которое влияет на функционирование и развитие детского сада. Противоречие между большим и недостаточно используемым потенциалом сотрудничества родителей и педагогов в воспитании детей дошкольного возраста, особенно при обучении без отрыва от производства, и отсутствием соответствующих научно-методических разработок и рекомендаций становится все более очевидным.

Цель исследования – определить педагогические условия реализации индивидуальной работы воспитателя с ребенком и его родителями.

Объект исследования – процесс реализации индивидуальной работы воспитателя с ребенком и его родителями в условиях дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования – педагогические условия реализации индивидуальной работы воспитателя с ребенком и его родителями.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что условия реализации индивидуальной работы воспитателя с ребенком и его родителями будет успешным, если

— в работе с родителями использовать диалогические формы их взаимодействия с детьми;

— педагогами организуется индивидуальная работа родителей и детей в дошкольной образовательной организации.

Исходя из поставленной цели, мы наметили в исследовании следующие задачи:

1. Проанализировать литературу по проблеме исследования

2. Провести анализ условий реализации индивидуальной работы воспитателя с ребенком и его родителями

3. Охарактеризовать опыт индивидуальной работы воспитателя с ребенком и его родителями.

4. Рассмотреть технологии при реализации индивидуальной работы воспитателя с ребенком и его родителями

Для достижения поставленной цели использовался комплекс методов исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, изучение и анализ педагогического опыта.

Структура работы состоит из введения, основной части, включающей 2 главы, заключения и списка используемых источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей — создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

Важным звеном в индивидуальной работе с родителями является посещение семьи. Оно позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате воспитатель может дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.

Эффективной формой работы с родителями являются индивидуальные беседы воспитателей и других сотрудников со взрослыми членами семьи. В этих беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка, об успехах малыша. Индивидуальные беседы могут проходить по инициативе воспитателя или самих родителей. Иногда о такой беседе нужно договариваться заранее, иногда бывает достаточно разговора утром или вечером, когда родители приходят в детский сад.

Большую пользу в педагогическом просвещении родителей оказывает собранная в детском саду библиотечка. За время пребывания ребенка в дошкольном учреждении родители могут прочитать много педагогической литературы, причем воспитатель имеет возможность руководить их чтением и направлять его. Книги для такой библиотечки подбирает и приобретает в основном администрация детского сада; помочь в этом могут и родители. Полезно вести учет литературы, с которой ознакомились родители.

Сотрудничество между детским садом и родителями в основном зависит от осознания важности этого процесса. Это осознание является основой для взаимодействия, но его труднее всего создать. Желание помочь ребенку полноценно развиваться и постоянное самообучение воспитателей должны помочь преодолеть коммуникационные барьеры между родителями и персоналом детского сада. Насколько эффективным будет сотрудничество, зависит от умения использовать описанные выше методы и формы взаимодействия.

В настоящее время накоплен большой арсенал форм взаимодействия дошкольных учреждений и семьи, которые можно классифицировать по различным критериям в зависимости от целевых ориентиров, количества участников, критериев их включенности в образовательный процесс и характера взаимодействия. В последние годы все большее распространение получают дистанционные формы взаимодействия, основанные на использовании различных информационных и коммуникационных технологий.

И.Г. Захарова, И.И. Комарова, Н.С. Кузнецова, А.Н. Саянина, А.В. Туликов и другие исследователи отмечают, что в современном обществе молодые родители имеют достаточно высокий уровень занятости, но проявляют желание получать образовательную информацию и часто являются активными пользователями Интернета. Дистанционное взаимодействие с использованием ИКТ воспринимается молодыми родителями лучше, чем традиционные формы общения с учителями, такие как родительские собрания или родительские конференции.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С РЕБЕНКОМ И ЕГО РОДИТЕЛЯМИ

1.1. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи как педагогическая проблема

За тысячелетия истории человечества сложились два направления воспитания: семейное воспитание и общественное воспитание. Уже давно ведутся споры о том, что важнее для формирования личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги предпочитали семью, другие — государственные учреждения.

Однако современная наука располагает огромным количеством данных, свидетельствующих о том, что от семейного воспитания нельзя отказаться без ущерба для развития личности ребенка, поскольку его сила и эффективность не могут сравниться ни с каким образованием, даже с высококвалифицированным образованием в детском саду или школе.

Для обеспечения благоприятных условий для жизни и воспитания ребенка, формирования полноценной и гармоничной личности необходимо укреплять и развивать тесные связи и сотрудничество между детскими садами и семьями.

Идея связи общественного и семейного воспитания отражена в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольных образовательных учреждениях», «Законе об образовании» и др.

Например, в Законе об образовании говорится, что «родители — первые воспитатели». Они должны заложить основы для физического, морального и интеллектуального развития личности ребенка с самого раннего возраста.»

Соответственно, меняется позиция дошкольных учреждений в их работе с семьями. Каждое дошкольное учреждение не только обучает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам его образования. Воспитатель дошкольного учреждения является не только воспитателем ребенка, но и партнером родителей в воспитании их детей.

Н. K. Крупская также писала в своих «Педагогических сочинениях»: «Вопрос работы с родителями обширный и важный. Необходимо обеспечить уровень знаний самих родителей, помочь им в самообразовании, вооружить их знакомым педминимумом, вовлечь в работу детского сада.» Н.К. Крупская неоднократно подчеркивала, что существенным аспектом сотрудничества детского сада и семьи является то, что детский сад является «организационным центром» и «влияет на воспитание дома», поэтому необходимо максимально развивать сотрудничество детского сада и семьи в воспитании ребенка. «…В их сообществе, в их взаимной заботе и ответственности есть большая сила». (Н. К. Крупская). В то же время она считала, что родителям, которые не знают, как воспитывать, нужно помогать [9, 11].

Вхождение ребенка в общество начинается с общения с матерью, но необходимо установить нормальные отношения с отцом, другими членами семьи, а затем и со всеми людьми. Некоторые исследователи называют первый период воспитания ребенка «общественными делами», поскольку по мере взросления молодой человек вступает в мир сложных взаимоотношений с обществом и по-разному выражает себя в различных контекстах.

Каждая семья по-своему уникальна, и то, как формируется личность ребенка, зависит от того, в какой семье он живет. Воспитание как основная функция семьи по отношению к личности ребенка — это система, формирующая его нормативную, этическую, нравственную, ментальную основу. В связи с этим очевидна актуальность исследования влияния семейного воспитания на развитие личности ребенка [9, 34]

Мир детства — неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельного народа и человечества в целом. Слово «образование» произносится каждый день в школе, детском саду, институте и просто дома по несколько десятков раз в день. Можно сказать, что воспитание — это педагогическое воздействие на ребенка с целью привить ему определенные личностные качества [19, 33]. В этом случае ребенок — объект воспитания.

А под образованием можно понимать взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей, двух равноправных субъектов образовательного процесса. Сегодня остро стоит проблема значения и функций семьи и ДОУ в воспитании дошкольников.

В современном обществе, как отмечает М. А. Алдошина, наблюдается рост социальной нестабильности, что непосредственно отражается в появлении негативных социально-психологических тенденций: ухудшение психологического здоровья, рост деструктивных форм общения и взаимодействия между участниками различных социальных групп, усиливающихся в условиях социально-экономической и этнокультурной разобщенности, распространение аддиктивных форм поведения, общее нарушение процесса социализации [2].

По мнению М. А. Алдошиной, «диалогический метод — это нормативная система правил подготовки учебного материала и проведения коммуникативной дискуссии, обусловленная принципами обучения, чтобы учитель объяснял учебный материал, а ученики его осваивали; чтобы побудить учеников участвовать в постановке и решении проблем; чтобы активизировать их учебную деятельность» [2, 34].

Сотрудничество между родителями и детьми предполагает равное участие в обсуждении и реализации всех вопросов, действий и обязанностей. В разных семьях взаимодействие взрослых и детей происходит по-разному.

В счастливых семьях мало конфликтов между родителями и детьми. К сожалению, таких семей относительно немного. Однако во многих семьях ребенок часто чувствует себя нелюбимым, потому что родители не учитывают его интересы. Или они стараются выполнить любое желание и каприз ребенка, чтобы он не плакал, или если им жалко ребенка.

Обучение детей младшего возраста — это деятельность, направленная на формирование общих трудовых навыков, психологической подготовки и ответственного отношения к труду и его продуктам, а также влияющая на умственное и физическое развитие ребенка.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы