Курсовая с практикой на тему Индивидуальная и фронтальная работа в воспитательном процессе современной начальной школы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Теоретические аспекты
воспитательного процесса современной начальной школы в форме фронтальной и индивидуальной
работы. 5
1.1. Сущность
воспитательной работы в начальной школе в современных условиях. 5
1.2. Специфика
организации и способы обучения в групповых занятиях 13
1.3. Индивидуальный
подход в процессе воспитания: основные положения и понятия. 17
Глава 2. Анализ условий для
группового и индивидуального обучения в начальной школе. 22
2.1. Организация и методы анализа. 22
2.2. Организация индивидуальной и
групповой работы с детьми на некоторых дисциплинах. 24
2.3. Выводы по исследованию и
психолого-педагогические рекомендации 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 35
Введение:
В современных условиях экономической
нестабильности, когда большинство семей сосредоточено на проблемах экономического
выживания, дети, может быть, как никогда прежде, нуждаются в организованном
общении, в различных формах объединений. В этой связи особое значение
приобретает организация досуга детей, увеличение числа клубов,
социально-педагогическая защита детей. Нужны такие направления детской
деятельности, в которых нет жесткой регламентации, заорганизованности, и где
царила бы кипучая жизнь, богатая духовными сведениями, общением, свободной
инициативой, творчеством. Задача педагога в том, чтобы выделить в окружающем
мире ведущие ценности и создать условия для активного приобщения детей к ним.
Каким должно быть воспитательное
пространство, чтобы ребёнок, сохраняя свою индивидуальность, мог бы вступать во
взаимодействие с окружающим миром, быть терпимым и открытым к контактам,
принимать решения и осознавать их последствия?
Внутреннее воспитательное пространство
организуется через основные сферы деятельности ребёнка. Внешнее пространство
помогает ребёнку овладеть разнообразным социальным опытом и самоопределиться в
этой жизни. Усилия педагогов в школе направлены на достижение максимальной
эффективности учебно-познавательного процесса на развитие личности ребёнка.
Актуальность
работы. В этой связи следует признать актуальным и
целесообразным поиск способов и технологий насыщения среды развития ребёнка
подлинными ценностями мировой и национальной культуры, формирования на этой
основе духовно богатой и нравственно чистой внутренней и внешней культуры
личности, патриота школы-гражданина России. Воспитательная система школы
охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную
жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияния
социальной, природной, предметно-эстетической среды, что и определило
актуальность данной темы.
Исходя из анализа актуальности, можно
сформулировать цели и задачи, предмет и объект исследования.
Цель:
изучить индивидуальную и фронтальную работы в воспитательном процессе
современной начальной школы.
Объект
исследования: воспитательный процесс современной
начальной школы.
Предмет
исследования: индивидуальная и фронтальная работа в
воспитательном процессе современной начальной школы.
Гипотеза: способ организации
деятельности школьников является особой формой совместной деятельности, которая
оказывает мощное действие на развитие с школьника.
Задачи
исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты
воспитательного процесса современной начальной школы в форме фронтальной и
индивидуальной работы.
2.Проанализировать условия для группового
и индивидуального обучения в начальной школе.
3.Сформулировать выводы по исследованию и
психолого-педагогические рекомендации.
Теоретическая и практическая значимость
работы заключается в том, материалы исследования могут быть использованы в
дальнейшем изучении темы воспитательного процесса в современной начальной
школе, а также в качестве пособия для учителей начальных классов и классных
руководителей.
Научно-исследовательская работа состоит из
Введения, двух глав, Заключения и списка литературы.
Заключение:
Целью исследования стало изучение индивидуальной
и фронтальной работы в воспитательном процессе современной начальной школы.
Объектом исследования: воспитательный
процесс современной начальной школы.
Предметом исследования: индивидуальная и
фронтальная работа в воспитательном процессе современной начальной школы.
Гипотеза: способ организации деятельности школьников является
особой формой совместной деятельности, которая оказывает мощное действие на
развитие с школьника.
В первой главе нами были изучены теоретические аспекты индивидуальной
и фронтальной работы в воспитательном процессе современной начальной школы.
К наиболее сложной задаче личностно
ориентированного воспитания относится выработка у учащихся младших классов
понимания смысла происходящего, стремления к высказыванию собственной точки
зрения, выработка умения соотносить свойственную детям мотивацию самоутверждения
с определением жизненных перспектив, творческим самовоплощением, внутренней
свободой.
Групповые и фронтальные формы
учебно-познавательной деятельности являются очень актуальными в наше время, так
как современная жизнь требует от учителя поддержать и развивать активность
детей, их познавательную самостоятельность, создавать оптимистический настрой,
с которым ребенок приступает к выполнению учебных заданий, научить его
сотрудничеству, общению с ровесниками и старшими, сформировать умение делать
самостоятельный выбор.
Индивидуальный подход требует выбора и осуществления
таких воспитательных мероприятий, которые наиболее соответствовали бы
особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время
находится, и вследствие этого давали бы максимальный эффект.
Индивидуальный подход предполагает умение опираться в
воспитательной работе на то положительное, что имеется в личности даже «самого
трудного» ученика, в частности на его интересы и склонности (любовь к чтению,
спорту, музыке, рисованию, природе, животным и т. д.), на его здоровые
нравственные тенденции (пусть даже при неприемлемых формах их выражения), на
доброжелательное отношение к товарищам, даже на его чувство юмора.
Во второй части работы нами было проведено
эмпирическое
исследование по проверке влияния некоторых форм и методов фронтальной,
групповой и индивидуальной работы на развитие учащихся, используя такие
показатели как облученность, познавательный интерес и возможности прохождения
некоторых тем математики в различном темпе.
После опытной работы учеников с высоким уровнем стало на 8
человек больше, со средним уровнем – на 5 человек больше и с низким уровнем
учеников не выявилось. Этому повышению способствовало использование различных
приемов индивидуализации, фронтальной работы и работы в группах. Из
индивидуальных бесед с учениками можно сделать вывод, что увеличилось число
ребят, у которых появился интерес к математике (в начале было 5 учеников, стало
— 7 учеников). Также в конце опытной работы большее число ребят стали решать на
уроке математики дополнительные задания. То есть стремились к более глубокому
овладению предмета.
При современной фронтальной, групповой и
индивидуальной работах учебная деятельность каждого ученика не только не
превращается в анонимную, обезличенную, но, напротив, ответственность каждого
отдельного ученика возрастает. Он ответственен перед учителем в индивидуальной
работе, перед членами своей группы – в групповой работе и отчитывается
индивидуально перед учителем во всех видах работы. Практика показывает, что
вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Таким
образом, можно утверждать, что задачи исследования выполнены и цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты воспитательного процесса
современной начальной школы в форме фронтальной и индивидуальной работы
1.1. Сущность воспитательной работы в начальной школе в
современных условиях Концепция системы воспитательной работы в
школе предполагает постепенное создание в школе условий для развития личности
ребенка, т. е. создание системы взаимоотношений, помогающих детям любого
возраста эффективно решать задачи по основным направлениям их
жизнедеятельности. жизнь. Эти области включают: [16, c.18-22]
Сфера знаний (знания, наука, информация);
Сфера практической деятельности (навыки,
умения, профессиональная деятельность);
Сфера веселья (развлечение, реализация
природных и творческих способностей);
сфера физического развития (реализация
физических способностей);
Сфера взаимоотношений (познание себя,
людей, отношений).
В задачи воспитательной работы входят
следующие задачи: [17, c.310]
1. Совмещение дидактической и
воспитательной деятельности школы с другими учреждениями и общественными
организациями.
2. Развитие у студентов потребности в
расширении своих знаний.
3. Развитие самосознания и
самообразования.
4. Приобщение к ведущим духовным ценностям
вашего народа, гражданское образование.
5. Развитие потребности в здоровом образе
жизни.
6. Гармонизация отношений во всем школьном
коллективе.
7. Формирование общественного мнения по
важнейшим проблемам жизни, общества и человеческих отношений.
Особенности
содержания, организации и управления воспитательной системой.
Основой функционирования и развития
образовательной системы является совместная деятельность и общение детей,
учителей, родителей, направленное на закрепление потребности в самовыражении.
В качестве базовых определены следующие
виды деятельности: [18, c.14-19]
— образовательно-познавательная;
— кружковая;
— социально ориентированный.
Познавательная деятельность — приоритет.
Для того, чтобы каждый ребенок имел возможность проверить себя в разных
областях науки, организуются различные образовательные и внеклассные
мероприятия.
В школах есть дисциплинарные и
факультативные кружки, позволяющие детям реализовать свой интерес к познанию
мира.
Деятельность кружка стимулирует школьников
к творчеству, расширению кругозора. Это дает ученикам возможность проявить
активность, оригинальность, позволяет каждому ребенку самореализоваться и
утвердиться среди сверстников, удовлетворять собственные интересы, развивать
свои способности. [19, c.89]
Общественно полезная деятельность
способствует развитию общественной активности. Социальный смысл действий и
высокая оценка этих действий в обществе способствуют самореализации учащихся,
формируя имидж школы.