Курсовая с практикой Экономические науки Макроэкономика

Курсовая с практикой на тему Индекс человеческого развития и другие показатели качества жизни

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретические основы формирования показателей человеческого потенциала 8

1.1. История формирования показателей развития человеческого потенциала 8

1.2. Понятие индекса человеческого развития 13

1.3. Роль индекса человеческого развития как показатель качества и уровня жизни 17

Глава 2. Социально-экономический аспект индекса человеческого потенциала 20

2.1. Метод используемый для вычисления ИРЧП 20

2.2. Основные показатели ИРЧП в России и Швейцарии 27

2.3. Перспективы роста индекса развития человеческого потенциала 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

  

Введение:

 

В настоящее время существует методика расчета индекса человеческого развития, которая объединяет три показателя: валовой внутренний продукт на душу населения, грамотность населения и продолжительность предстоящей жизни.

Индекс человеческого развития (ИЧР) дает композитную оценку человеческого прогресса. Индекс был разработан в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком (Mahbub ul-Haq) и с 1993 года используется ООН в ежегодном отчёте по развитию человеческого потенциала. Кроме общего ИЧР, рассчитывается ИЧР для мужчин и женщин, различных этнических и социальных групп, регионов.

Индекс человеческого развития (ИЧР), до 2013 года «Индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Индекс был разработан в 1990 году группой экономистов во главе с пакистанцем Махбубом уль-Хаком; его концептуальная структура была создана благодаря работе Амартии Сена. Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в ежегодных отчётах о развитии человеческого потенциала с 1990 года.

При подсчёте ИЧР учитываются 3 вида показателей:

• Ожидаемая продолжительность жизни — оценивает долголетие.

• Уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения.

• Уровень жизни, оценённый через ВНД на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США.

Разработана и научно обоснована обобщённая система показателей, характеризующая количественные и качественные характеристики социально-экономической дифференциации социального развития, включающая:

• коэффициент дифференциации индекса развития человеческого потенциала, характеризующий степень различия в социально-экономическом развитии анализируемых стран, регионов внутри страны, социальных групп;

• коэффициент дифференциации индекса здоровья (долголетия), показывающий, насколько состояние здоровья в одной стране, регионе лучше, чем в другом;

• коэффициент дифференциации индекса образования. Такой показатель определяет степень превышения уровня образования населения в одной стране (регионе или другом объекте исследования) над уровнем образования (грамотности) населения другой страны;

• коэффициент дифференциации индекса дохода, определяющий степень экономической дифференциации анализируемых стран или регионов;

• коэффициент дифференциации индекса смертности, как показатель различия в состоянии здоровья сравниваемых стран или регионов;

• коэффициент дифференциации уровня профессионального образования, отражающий различия в степени охвата обучением второй и третьей ступени образования в исследуемых странах или регионах.

Расчет индекса человеческого потенциала является актуальным не только в нашей стране, но и во всем мире. Существует международная организация, которая занимается развитием человеческого потенциала, в состав которой входят 189 стран. Эта организация имеет 8 целей, которые должны быть достигнуты в период с 1990 по 2015 гг.

Проблемы уровня и качества жизни являются наиболее актуальными в современном мире. Конференция ООН по окружающей среде и развитию была проведена в Рио-де-Жанейро (Бразилия) 3-4 июня 1992 года. Это и послужила основным толчком для развития таких понятий как качество и уровень жизни. Социально-экономическое развитие СССР в 80-90 годы было в упадке. Летом 1990 года серьезно обострился экономический кризис — отсутствие продуктов стало всеобщим. Это привело к падению уровня населения всех слоев общества. Причиной падения уровня и качества жизни основной массы россиян послужил также экономический кризис 2008-2010 гг.

На сегодняшний день современный мир включает примерно двести стран, в которых функционируют различные уровни экономического развития. При этом разделение в хозяйстве мира неравномерно. Наибольшее сосредоточение производства товаров и услуг наблюдается в странах Северной Америки, Западной Европы и Тихоокеанского бассейна. При осуществлении анализа динамики экономического развития внутри страны, а также для установления взаимосвязи, отличительных и схожих характеристик среди стран, выявления стран «лидеров» и «отстающих» применяется показатель, который носит название индекс развития человеческого потенциала. Индекс человеческого потенциала (ИРЧП) представляет собой интегральный показатель, который определяется каждый год для выявления уровня жизни (оценённый посредством ВНД на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долл. США), грамотности, образованности (среднее количество лет, потраченных на обучение) и долголетия населения стран мира.

Главной целью любого современного социального государства является повышение качества жизни населения, так как от благосостояния граждан напрямую зависит экономическое благополучие страны.

Наше благосостояние напрямую зависит от правильной социальной политики нашего государства, которая, в свою очередь, зависит от того, достаточно ли информировано общество, и насколько информация полно показывает проблемы в современном российском обществе. От решения проблем уровня и качества жизни во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в государстве и, в конечном счете, политическая, а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе. Решение данных проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое, а также социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые, так или иначе, могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у всех слоев населения.

Качество жизни является интегральным показателем, состоящим из множества индикаторов: уровня образования и здравоохранения, жилищных условий, условий труда, уровня доходов, качества питания и т.д. Особое внимание следует уделить такому общеизвестному индикатору качества жизни, как индекс человеческого развития.

Индекс человеческого развития – это важнейший современный показатель, характеризующий качество жизни. В зависимости от значения ИЧР страны мира ежегодно ранжируют и составляют список, по которому можно наглядно понять, на каком уровне социально-экономического развития находится то или иное государство.

Актуальность выбранной темы: В настоящее время Россия переживает тяжелый экономический кризис, последствия которого серьезно отражаются на качестве жизни населения, следовательно, значительно понижают его. В данных курсовой работе необходимо провести эффективную социально-экономическую политику в целях стабилизации экономики и дальнейшего повышения качества уровня жизни населения, за которым последует развитие экономики страны.

Цель работы исследования: провести подробный анализ качества и уровня жизни, анализ ИРЧ и других показателей, дать оценку состояния качества жизни в России и Швейцарии.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы формирования показателей человеческого потенциала.

2. Провести социально-экономический аспект индекса человеческого потенциала

3. Оценить перспективы роста индекса развития человеческого потенциала

4. Подвести итоги проделанной работы.

В курсовой работе использованы такие литературные источники как научные статьи, электронные ресурсы, учебники, монографии.

Объект исследования: Индекс человеческого потенциала

Предмет исследования: Изучение динамики индекса человеческого развития в России и Швеции

В первой главе рассмотрены такие понятия, как качество и уровень жизни населения, рассмотрены их основные показатели и минимальные социальные стандарты.

Во второй главе подробно рассмотрен показатель ИЧР, проведен сравнительный анализ индекса человеческого развития в России и Швеции, изучен метод расчета для его вычисления. Проведена перспективы роста индекса развития человеческого потенциала для стабилизации экономики и дальнейшего повышения качества жизни населения, за которым последует экономический рост и развитие экономики страны.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблема формирования, сохранения и развития человеческого потенциала является одной из важнейших проблем человечества в целом и входит в разряд первоочередных задач государственной социально- экономической политики развитых стран.

По данным Всемирного банка, 64% мирового богатства, которое оценивается в 1152 трлн долл., составляет человеческий капитал. Поэтому человеческий интеллект, здоровье, развитие профессиональных и творческих способностей, образование становятся важными ресурсами наряду с нефтью, газом, инновационными технологиями и другими богатствами национальной экономики. Высокий уровень человеческого капитала способствует росту доходов, благосостояния и качества жизни не только отдельного человека, но и всей страны в целом. По этой причине национальные программы должны в первую очередь быть направлены на совершенствование системы образования, здравоохранения и социальной сферы.

На человеческий капитал негативно влияют социально-политические потрясения, финансовые кризисы, пандемии. В эти периоды происходит откат в качестве и продолжительности жизни, здоровье, возможности получения высококвалифицированных знаний.

Современный мир требует современных решений. Инновации сопровождают любую трудовую деятельность и отрасль экономики. Сегодня развитие высокотехнологичных отраслей экономики является ведущим конкурентным преимуществом государства. По данным Росстата, за последние десять лет наблюдается рост продукции этих отраслей в общем объёме ВВП. В свою очередь, для производства высокотехнологичных видов продукции требуются высококвалифицированные профессионалы. Следовательно, по мере роста технологических инноваций внутри страны потребность в человеческом капитале будет только увеличиваться.

Согласно данным Росстата, большинство сотрудников с высшим образованием пользуются компьютерной техникой на работе (84%). Среди сотрудников с высшим образованием 27% могут работать дистанционно, а 38% — выполнять часть задач через интернет. В то же время 80% россиян со средним основным образованием не имеют возможности отойти от рабочего места в течение дня. Чем выше уровень и качество образования, тем большие горизонты возможностей открыты перед человеком.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы формирования показателей человеческого потенциала

1.1. История формирования показателей развития человеческого потенциала

Человеческий потенциал является фундаментальным ресурсом общества, без которого немыслимо социальное и экономическое развитие, достижения в науке и культуре, конкурентоспособность государства на международной арене. Тем не менее, научные исследования, посвященные изучению человеческого потенциала, представлены, по мнению автора, в недостаточной мере .

В какой-то степени — это можно объяснить тем утилитаристским подходом к человеку, господствующим в обществе на протяжении последних веков. Само понятие человеческого потенциала появляется в научной мысли сравнительно недавно, – подобное определение мы встречаем в теоретических работах о человеческом развитии Амартии Сена, работах Соболевой И.В., Римашевской Н.М. и пр. Однако до середины XX века общество обходилось такими понятиями, как трудовые ресурсы, трудовой потенциал, и, наконец, человеческий капитал. В отличие от всех выше перечисленных категорий, рассматривающих человека в качестве средства производства, понятие человеческого потенциала видит человека во всём многообразии его талантов и стремлений, рассматривает все его способности, а не только производительные, учитывает не только способности, но и потребности человека, и, в целом, охватывает всё население, а не только трудоспособное .

Слово «потенциал» этимологически отсылает нас к латинскому potentia («сила») и представляет, таким образом, возможности человека, общества или явления. Человеческий потенциал, соответственно, определяется как совокупность характерных свойств и возможностей населения, благодаря которым оно способно реализовывать свои потребности и стремления, всесторонне развивать себя и служить развитию общества.

Отличительной особенностью понятия человеческого потенциала является то, что оно рассматривает все качественные характеристики и способности населения, в том числе и те, которые не участвуют в производительной деятельности и не влияют на экономическое развитие. Несмотря на некую независимость категории человеческого потенциала от экономической и производственной деятельности общества, его влияние, в том числе, на экономику и производство огромно и возрастает с каждым днём. Именно человек с его способностями, талантами и стремлениями является в современном мире основной движущей силой общества. Как говорит Н.М. Римашевская: «Человеческий потенциал является одновременно основной целью и средством общественного развития» .

В этой связи стоит сказать об отличиях между понятиями «качество жизни» и «человеческий потенциал». В самом общем виде данные понятия различаются в том, что качество жизни описывает в большей степени условия жизни, а человеческий потенциал представляет собой качественные характеристики населения или просто «качество населения». Если ещё проще, то показатели качества жизни призваны ответить на вопрос «как живёт человек?», а человеческий потенциал отвечает на вопрос «каков этот человек?».

Сама по себе постановка проблемы разграничения данных категорий является принципиально важной, т.к. в научной литературе существует тенденция смешивать данные понятия и подменять их друг другом. Так, существуют индексы «человеческого потенциала», которые фактически отражают качество жизни; существуют концепции развития человеческого потенциала, которые на самом деле имеют своей целью повышение качества жизни.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы