Курсовая с практикой на тему Имя числительное в аспекте преподавания РКИ на начальном этапе обучения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты методики преподавания РКИ 5
1.1. Методика обучения РКИ 5
1.2. Основные положения методики обучения русскому языку как иностранному 16
Глава 2. Методические аспекты преподавания РКИ 28
2.1. Особенности изучения русских числительных на занятиях РКИ 28
2.2. Анализ методических особенностей изучения имя числительного в курсе РКИ 31
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Введение:
Актуальность данной работы определяется тем, что в последние годы наметились принципиально новые тенденции в развитии методики препода-вания русского языка как иностранного, которые связаны прежде всего с научным обоснованием лингвометодической концепции разграничения уровней владения русским языком в соответствии с этапами обучения. Необ-ходимость переосмысления структуры системы обучения РКИ вызвана стремлением оптимизировать учебный процесс, для того чтобы иностранные учащиеся достигали максимально высокого уровня владения изучаемым языком. Включение дополнительного компонента в содержание обучения РКИ — культуры — обязывает поднять уровень требований и к языковой под-готовке иностранных специалистов по русскому языку, которые должны владеть навыками фонетического оформления русской речи в такой степени, чтобы успешно решать коммуникативные задачи.
Для осуществления деятельности на неродном языке учащийся должен иметь соответствующие знания и определенный речевой опыт, владеть навы-ками и умениями во всех видах речевой деятельности на данном языке.
В числе лингвистических и методических причин, объясняющих низкий уровень владения фонетической стороной иностранного языка, могут быть названы следующие:
— трудность овладения фонетическими навыками неродного языка;
— признание несущественности иноязычного акцента для результата коммуникации;
— отказ от систематической работы по коррекции и развитию навыков фонетического оформления речи на неродном языке, из-за того что обучение произношению требует больших затрат времени и сил, которые не оправды-ваются получаемыми результатами;
— обучение фонетике не вписывается в методологическую систему ком-муникативного подхода, используемого в преподавании иностранных язы-ков.
Объект исследования: РКИ на начальном этапе обучения.
Предмет исследования: имя числительное в аспекте преподавания РКИ на начальном этапе обучения.
Цель исследования: проанализировать имя числительное в аспекте пре-подавания РКИ на начальном этапе обучения.
Задачи исследования:
1. Изучить методику обучения РКИ
2. Проанализировать основные положения методики обучения русско-му языку как иностранному
3. Изучить особенности изучения русских числительных на занятиях РКИ
4 . Провести анализ методических особенностей изучения имя числи-тельного в курсе РКИ.
Методы исследования включает системный анализ, сравнение, типоло-гизацию, теоретико-методическое прогнозирование. Это изучение литерату-ры, документов, материалов на электронных носителях и других источников как средств, содержащих факты, характеризующие историю, развитие и со-временное состояние методик обучения чтению в аспекте преподавания рус-ского языка как иностранного.
Предлагаемая работа построена на основе исследований, проведенных отечественными авторами, такими как Т.М. Балыхина, М.П. Чеснокова, Н.Л. Федотова, С.И. Лебединский, Л.С. Крючкова, Я.Л. Березовская, О.И. Шара-футдинова и другими.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, за-ключения, списка литературы.
Заключение:
Методика обучения РКИ как любая самостоятельная дисциплина обла-дает своим понятийным аппаратом. К основным понятиям, составляющим фундамент методики, относятся: цели, задачи, содержание, принципы, мето-ды, приёмы, средства и организационные формы обучения. Перечисленные компоненты тесно связаны между собой. Доминирующая роль в системе принадлежит целям обучения.
Под целями понимаются предполагаемые результаты совместной дея-тельности преподавателя и учащихся. Цели влияют на выбор содержания, принципов, форм, методов и средств обучения. Обычно выделяют три ос-новные цели: практическую, общеобразовательную и воспитатательную.
Мы рассмотрели основные языковые аспекты обучения: фонетический, грамматический, лексический. Данный анализ показал, что обучение в от-дельности грамматике, лексике, словообразованию, фонетике и т.д. больше подходит для среднего и продвинутого уровня обучения, хотя на начальном этапе при определенных обстоятельствах тоже целесообразно его использо-вать (например, вводно-фонетический курс начального этапа обучения).
В любом случае, задача преподавателя сводится к рассмотрению этих аспектов с точки зрения трудностей, с которыми могут столкнуться учащие-ся, а также к проведению всех этих отдельных уроков с учетом комплексного подхода к обучению.
Главный принцип при изучении русской грамматики иностранцами — функциональность. Числительные, как и другие части речи, изучаются в за-висимости от реальной коммуникативной потребности.
Проблема обучения склонению количественных числительных состоит в том, что иностранцы редко слышат правильные формы сложных и состав-ных числительных в речи носителей языка. Часто в речевой практике носите-ли языка склонны И. п. (В. п.) заменять все остальные (Путь равен шестьде-сят километров).
Склонение количественных числительных, предъявленное в речевых образцах и закреплённое в речевых и коммуникативных упражнениях, на за-вершающем этапе должно быть представлено в языковой системе.
Порядковые числительные, необходимые для обозначения времени, уже на начальном этапе изучаются иностранцами во всей системе склонения и усваиваются без особых проблем. Парадоксально, но склонение составных порядковых числительных вызывает у носителей русского языка гораздо больше трудностей, чем у иностранцев.
Мы проанализировали учебник «Дорога в Россию, начальный уро-вень» по теме «Имя числительное».
Согласно данному заданию, учащиеся, приступившие к изучению РКИ «с нуля», достаточно рано знакомятся с русскими числительными, которые (безусловно, не в полном объеме) впервые представляются им, как правило, до изучения первого косвенного падежа.
Это знакомство происходит на одном из первых уроков. Знакомство с этой частью речи начинается с количественных числительных (один, два, три и др.) в именительном падеже. Несмотря на то что при такой подаче учащие-ся узнают новую часть речи в виде новых слов, на одном уроке в соответ-ствии с концентрическим принципом в подаче материала весь список числи-тельных (до миллиона, миллиарда и под.), как правило, не оглашается. Одна-ко объективных препятствий для изучения всех количественных числитель-ных в именительном падеже на одном уроке нет.
Порядковые числительные (первый, второй, третий и др.) впервые представляются учащимся, как правило, позже количественных, но тоже где-то в начале элементарного курса.
Применительно к ним нужно помнить о том, что они не могут быть да-ны до знакомства с категорией рода, т.к. порядковые числительные, как и прилагательные, в стандартной ситуации без существительного (с которым они согласуются в ед. ч. в том числе и по родам) не употребляются.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ПРЕПО-ДАВАНИЯ РКИ
1.1. Методика обучения РКИ
Методика обучения РКИ как любая самостоятельная дисциплина обла-дает своим понятийным аппаратом. К основным понятиям, составляющим фундамент методики, относятся: цели, задачи, содержание, принципы, мето-ды, приёмы, средства и организационные формы обучения. Перечисленные компоненты тесно связаны между собой. Доминирующая роль в системе принадлежит целям обучения.
Под целями понимаются предполагаемые результаты совместной дея-тельности преподавателя и учащихся. Цели влияют на выбор содержания, принципов, форм, методов и средств обучения. Обычно выделяют три ос-новные цели: практическую, общеобразовательную и воспитатательную.
Общеобразовательная цель состоит в формировании у иностранных учащихся: страноведческих знаний о географии, истории, культуре страны; знаний о русском языке в сопоставлении с родным (усвоить новую систему понятий); общеучебных навыков (работать с книгой и словарём, излагать свои мысли в письменной и устной форме) и др.
Практическая (коммуникативная) цель состоит в формировании у ино-странных учащихся коммуникативной компетенции, способности общаться на русском языке. Коммуникативная цель состоит в формировании и разви-тии речевых умений, способности общаться языковыми средствами. В усло-виях РКИ большое внимание уделяется и формированию неречевых комму-никативных умений, или умений пользоваться невербальными средствами общения (жестами, мимикой) [18].
Воспитательная цель заключается в формировании у учащихся: поло-жительного отношения к России, её истории и культуре; мотивов изучения русского языка; взглядов, убеждений, норм поведения, ценностных ориента-ций.
Содержание обучения РКИ – этот тот учеб¬ный материал, которым нужно овладеть или который нужно усвоить для достижения целей обучения. Основу содержания обучения РКИ составляют речевые навыки и умения.
Принято выделять следующие компоненты содержания обучения язы-ку:
1) материал обучения (языковой, речевой), 2) знания, 3) умения и навыки, 4) темы, 5) ситуации общения, 6) тексты.
Практическое владение языком предполагает усвоение определенного объема языкового материала (фонетического, лексического, грамматическо-го). Речевой материал представлен в содержании обучения речевыми образ-цами (типовыми фразами), темами и ситуациями общения, текстами. Для оперирования речевым материалом необходимо знание правил его образо-вания и употребления в процессе общения. В учебниках содержание знаний представляется в виде правил и инструкций, которые зависят от цели обуче-ния и определяются в первую очередь их практической необходимостью.
Конечной целью овладения языком является формирование на основе приобретенных знаний речевых навыков и умений. Речевой навык – это ав-томатизированный компонент сознательно выполняемой деятельности. При-нято выделять речевые навыки – фонетические, лексически, грамматические и двигательные, обеспечивающие техническую сторону письма и произнесения звуков.
Одной из базисных категорий любой методики является принцип обу-чения. Принципы, которыми следует руководствоваться в преподавании рус-ского языка как иностранного, представляют собой систему из общедидакти-ческих, лингвистических и методических составляющих.
Общедидактические принципы отражают основные положения теории образования и обучения, разрабатываемые в дидактике. Остановим внима-ние на ведущих принципах обучения иностранцев [16].
Принцип научности предполагает соответствие учебного предмета
«Русский как иностранный» достоверным лингвистическим сведениям о русском языке и особенностям его функционирования в разных ситуациях ре-чевого общения.
В целях обеспечения доступности, систематичности и по- следователь-ности традиционная дидактика предполагает преподавание и усвоение зна-ний в определенном порядке, требует логического построения как содержа-ния, так и процесса обучения. При изложении учебного материала и органи-зации учебной деятельности рекомендуется идти от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от конкретного к аб-страктному, от фактов к обобщениям и т.п. Это актуально для иностранной аудитории, изучающей русский язык.
Одним из важнейших положений, лежащих в основе организации лю-бого процесса обучения, является принцип наглядности.
Я.А. Коменский называл наглядность «золотым правилом» дидактики. Использование наглядности позволяет обеспечить эффективность обучения русскому языку иностранцев. На занятиях РКИ используются различные ви-ды наглядности: изобразительная (картины, фотографии, рисунки); звуко-изобразительная (кинофильмы, видеоматериалы, телепрограммы); звуковая (аудиозаписи); графическая (таблицы, схемы); вербальная (образные словес-ные описания событий, фактов, действий) [17].
Принцип сознательности и активности обучаемых – один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которому обуче-ние эффективно тогда, когда учащиеся проявляют познавательную актив-ность и являются субъектами деятельности. Активности и сознательности в преподавании РКИ можно добиться, если опираться на интересы обучаемых, использовать такие методы обучения, как дидактические игры, дискуссии, стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие инофонов в процессе обучения, например, через организацию диалогов.
Соблюдение принципа активности тесно связано с принципом прочно-сти результатов обучения. Прочность усвоения достигается за счет яркого преподнесения материала, интенсивной тренировки материала сразу после ознакомления и позже, за счет самостоятельного творческого приме- нения материала.
Обучение русскому языку немыслимо без учета лингвистических прин-ципов РКИ, которые базируются на данных языкознания.