Курсовая с практикой на тему Имущественная ответственность за вред, причинённый государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Основания ответственности и порядок возмещения вреда, причиненного органами публичной власти и их должностными лицами 5
1.1. Понятие, основания и условия ответственности за вред, причиненный органами публичной власти и их должностными лицами 5
1.2. Порядок возмещения вреда, причиненного органами публичной власти и их должностными лицами 9
Глава 2. Особенности ответственности за вред, причиненный незаконными действиями правоохранительных органов и суда 14
2.1. Основания и условия ответственности за вред, причиненный незаконными действиями правоохранительных органов и суда 14
2.2. Ответственность за несвоевременное рассмотрение судебных дел и неисполнение судебных решений 24
Заключение 29
Список использованных источников 30
Введение:
Актуальность темы. Ответственность государства перед обществом – один из важнейших признаков правового государства.
Осуществляя общегосударственные (социальные) задачи по обеспечению нормальной жизни для каждого человека, государство как орган публичной власти призвано выполнять возложенные на него внутренние и внешние социально-экономические, культурные и правоохранительные функции.
Проблема юридической ответственности государства за незаконные действия (бездействие) государственных органов и их служащих является предметом повышенного внимания философов, политологов, социологов, исследователей общей теории права, публичного (конституционного, административного, уголовно-процессуального) права, а также теоретиков частного (гражданского) права всего мира, включая Российскую Федерацию.
Необходимо комплексное исследование гражданско-правовой ответственности государства за причинение вреда государственными и муниципальными органами, их должностными лицами в сфере осуществления публичной власти, включая законодательную, судебную, административную и правоохранительную деятельность.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в связи с возмещением вреда, причиненного органами публичной власти и их должностными лицами.
Предмет работы – нормы российского законодательства, предусматривающие основания, условия и порядок возмещения вреда, причиненного органами публичной власти и их должностными лицами, учебная и научная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании, материалы судебной практики.
Цель работы – исследовать особенности имущественной ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие, основания и условия ответственности за вред, причиненный органами публичной власти и их должностными лицами.
2. Выявить особенности порядка возмещения вреда, причиненного органами публичной власти и их должностными лицами.
3. Исследовать основания и условия ответственности за вред, причиненный незаконными действиями правоохранительных органов и суда.
4. Рассмотреть институт ответственности за несвоевременное рассмотрение судебных дел и неисполнение судебных решений.
Заключение:
Специфика обязательства по возмещению вреда, причиненного актами власти, выражается, во-первых, в характере деятельности причинителя. Такая деятельность является властно-административной, создающей юридическую обязательность ее актов, ограничивающих субъективные права. Возможность и необходимость таких ограничений прямо основана на характере властной деятельности и вытекает из закрепленных законодательством полномочий соответствующих органов. К примеру, действия по изъятию вещи в порядке конфискации хотя и приводят к лишению собственника его прав, но соответствуют закону и компетенции соответствующего органа (должностного лица).
Во-вторых, особым образом проявляется такое условие возмещения вреда, как противоправность действий причинителя. Противоправными эти действия являются, если они: совершаются при отсутствии полномочий либо с их превышением или при злоупотреблении ими; противоречат не только закону, но и иным нормативным правовым актам, регулирующим деятельность причинителя.
Субъектами рассматриваемого обязательства (причинителями) могут быть любые государственные органы, в том числе органы законодательной, исполнительной и судебной власти РФ и ее субъектов, а также представительные и исполнительные органы местного самоуправления. Субъекты, не осуществляющие властные полномочия, не являются субъектами ответственности на основании ст. 1069 ГК, а отвечают за действия своих работников по правилам генерального деликта.
Ответчиком по делу о возмещении вреда, причиненного актами власти, является РФ или ее субъект либо муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Основания ответственности и порядок возмещения вреда, причиненного органами публичной власти и их должностными лицами
1.1. Понятие, основания и условия ответственности за вред, причиненный органами публичной власти и их должностными лицами
Проблемы возмещения вреда, причиненного в результате совершения гражданского правонарушения, имеют ключевое значение для института гражданско-правовой ответственности ввиду их компенсационной (восстановительной) направленности. Однако до настоящего времени проблемы определения условий наступления гражданско-правовой ответственности вызывают бурные дискуссии в научной литературе и неоднозначное толкование в судебной практике. Осложняют ситуацию и серьезные отличия гражданско-правовой ответственности от других видов ответственности с учетом поставленных целей — максимально восстановить нарушенное право.
Основанием гражданско-правовой ответственности, как и любой другой, является правонарушение (ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации ). Важнейший элемент правонарушения — противоправность деяния. Но в отличие от других отраслей права законодательство допускает привлечение к гражданско-правовой ответственности и за правомерные деяния.
В п. 1 ст. 1064 ГК РФ указано, что закон может возложить обязанность возмещения вреда на иное лицо, формально не являющееся причинителем вреда. Но законодатель не говорит о возложении ответственности, авторы закона указывают на возложение обязанности, что свидетельствует о том, что возмещение вреда потерпевшему не причинителем вреда, а иным лицом имеет цель не наказать это иное лицо, а обеспечить наиболее полную защиту прав граждан путем возмещения вреда с возможностью в последующем обращения в порядке регресса к причинителю вреда.
Более того, в данном случае ситуацию с возмещением вреда третьим лицам можно рассматривать с позиции того, что закон указывает нам не субъекта ответственности, а на источник возмещения вреда потерпевшему. Если мы обратимся, например, к ст. ст. 1069, 1070 ГК РФ, то, по сути, речь идет об источнике возмещения — казне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Анализ главы 59 ГК РФ позволяет выделить две группы деликтных обязательств, ввиду которых обязанность возмещения вреда возникает не у причинителя вреда, а у лица, на которое прямо указано в законе.
В частности, анализ ст. ст. 1069, 1070 ГК РФ показывает, что вред, причиненный государственными и муниципальными органами, их должностными лицами, органами дознания, следствия, прокуратуры и суда, возмещается за счет казны Российской Федерации. Но означает ли это, что именно Российская Федерация является субъектом ответственности? На данный вопрос следует ответить отрицательно. Субъектом ответственности выступает непосредственный причинитель вреда. Состав указанного правонарушения, как следует из анализа статей, включает незаконные действия (бездействия) государственных и муниципальных органов, органов дознания, следствия, прокуратуры, наличие вреда и причинно-следственную связь между деянием и вредом. Таким образом, субъектом ответственности выступает причинитель вреда, а обязанность возмещения возлагается на иное лицо — Российскую Федерацию. Следовательно, речь идет как минимум о трех правоотношениях, складывающихся между: причинителем вреда и потерпевшим, причинителем вреда и Российской Федерацией, Российской Федерацией и потерпевшим.
Ответственность иных лиц за причинение вреда вызвана наличием определенных правоотношений между субъектами. Этот вывод крайне важен для правоприменительной практики. Однако невозможно не заметить, что в исследуемых составах субъектами ответственности выступают сами причинители вреда и отвечают за свои действия. При этом статьи 1069, 1070 ГК РФ допускают обращение к причинителю вреда в порядке регресса, что еще раз подтверждает вывод о том, что субъектами ответственности являются сами причинители вреда, а Российская Федерация возмещает вред, преследуя цели максимальной защиты прав граждан и юридических лиц. И если толковать нормы закона именно так, то решится проблема с попыткой привлечения к ответственности широкого круга лиц за действия причинителей вреда, не являющихся субъектами правоотношений, описанных выше.
Лицо (потерпевший) (Определение ВС РФ от 19.03.2019 № 307-ЭС18-15061 ), защищающее свои гражданские права путем возмещения убытков, причиненных органом местного самоуправления, должно доказать совершение этим органом или его должностным лицом противоправных действий (бездействия), возникновение у потерпевшего убытков и их размер, причинно-следственную связь между действием (бездействием) и его последствиями. Истец также должен доказать, что предпринял все возможные меры для предотвращения возникновения убытков и уменьшения их размера. Доказыванию подлежит каждый элемент названного состава.
Противоправность — это несоответствие поведения причинителя вреда нормам права и его обязанностям как участника гражданских правоотношений.
ГК РФ перечня противоправных деяний не содержит, это оценочная категория. Деяние может быть выражено как в форме действия, так и бездействия.
Деяние в форме бездействия тогда считается противоправным, когда имеется прямое указание в законе на обязанность действовать.
Так, при рассмотрении требований о возмещении ущерба (Определение ВС РФ от 28.02.2017 № 46-КГ16-32 ), причиненного в результате падения на транспортное средство заявителя незаконно установленной рекламной конструкции, собственник которой не известен, определена противоправность в форме бездействия органа государственной власти субъекта РФ, на который законом возложена обязанность по выявлению рекламных конструкций установленных с нарушением требований законодательства о рекламе, подготовке и выдаче предписаний о демонтаже незаконных рекламных конструкций, проводимому, в том числе в целях предотвращения причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан.