Методика руководства самодеятельным хореографическим коллективом Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Импровизация как метод и способ развития детского творчества на хореографических занятиях

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМПРОВИЗАЦИИ КАК МЕТОДА И СПОСОБА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА НА ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ 6
1.1. Возрастные и индивидуальные особенности детей 6
1.2. Понятие и сущность творчества и способы его развития в детях 11
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИМПРОВИЗАЦИИ КАК МЕТОДА И СПОСОБА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА НА ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ 13
2.1. Методика работы в детском хореографическом коллективе 13
2.2. Организация занятия по тренировке импровизации как метода и способа развития детского творчества в хореографии 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33

  

Введение:

 

В настоящее время популярность хореографического искусства среди детей и подростков высока, наблюдается устойчивый количественный рост детских танцевальных коллективов, рост числа их воспитанников.
В сфере народной художественной культуры детские хореографические коллективы занимают видное место. Различные студии, школы, ансамбли, театры танца охватывают огромное количество детей разного возраста и разных интересов.
Среди направлений деятельности этих творческих объединений учебное, постановочное, концертное, просветительское и другие. В них складываются коллективные традиции (взаимоотношений, творчества, оценки результатов и прочее), индивидуальные стили творчества, создаются концертные программы.
Масштабная сеть отечественных и зарубежных фестивалей, конкурсов, мастер-классов, творческих лабораторий, в которых демонстрируются достижения коллективов и завязываются творческие связи, формирует систему художественных ценностей, критериев оценки творческой деятельности [6].
Во главе детских хореографических коллективов в основном стоят квалифицированные специалисты. Однако опыт их деятельности, уровень образования, организаторские, педагогические, аналитические и пр. способности не одинаковы.
Отличают их и личностно-профессиональные приоритеты. Одни нацелены на физическое развитие своих воспитанников и формирование профессионально значимых качеств, другие – на результаты в концертной деятельности, третьи стремятся раскрыть индивидуальные особенности личности, четвертые – сформировать творческие способности и так далее.
У каждого из руководителей могут возникать вопросы, связанные с организацией урока для детей и содержанием занятий на начальном этапе обучения, с выбором методов активизации деятельности воспитанников, с поиском источников создания репертуара, с определением принципов формирования музыкальной культуры детей и тому подобное.
Актуальность исследования обусловлена тем, что последние десятилетия характеризуются активизацией процесса исследования вышеназванных вопросов. Он осуществляется учеными, специалистами-практиками, методистами с точки зрения возрастной психологии и педагогики, психологии творчества, физического, художественного, нравственно-эстетического воспитания.
Объектом работы является развитие детского творчества на хореографических занятиях.
В качестве предмета исследования выступает импровизация как метод и способ развития детского творчества на хореографических занятиях.
Целью работы является анализ импровизации как метода и способа развития детского творчества на хореографических занятиях.
Для достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Рассмотреть анализ возрастных и индивидуальных особенностей детей.
2. Определить понятие и специфику детского творчества.
3. Исследовать методику работы в детском хореографическом коллективе.
4. Проанализировать импровизацию как метод и способ развития детского творчества на хореографических занятиях.
В работе использованы теоретические методы исследования: анализ специальной методической литературы, синтез и обобщение.
Теоретико-методологические и практические аспекты особенностей работы в детском хореографическом коллективе подвергались анализу в работах отечественных ученых, таких как Л.С. Выготский, А. Д. Арманд, И.Е. Кулагина, Ю.В. Ушакова, Л.Н. Алексеева, И.Б. Тарасова, М.К. Восконьянц и др.
Характеризуя степень изученности проблемы можно отметить, что данная тема на сегодняшний день достаточно хорошо разработана, имеется огромное количество работ, которые посвящены искусству танца и работе педагогов – хореографов.
Структура работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, основную часть, заключение и список источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Существуют различные трактовки феномена творчества, его природы, объективной основы, структуры творческого процесса, информации о формировании творческих способностей человека.
Учеными рассматривается творчество как «активность», «деятельность», «процесс», «вид деятельности», «тип деятельности», форма и т.д. Все эти стороны отражаются в понятиях: творческое начало, творческий потенциал, творческие способности, творческие возможности, творческое мышление, творческая активность, творческое отношение, творческая деятельность, творческая работа, творческая личность. Творчеству нужно учить.
Детское хореографическое творчество, как важный компонент современной культуры, считается сферой непосредственного контакта личного творческого опыта ребенка с обширнейшим художественным и эстетическим опытом, накопленным в профессиональном искусстве и народном творчестве.
Данное обстоятельство разъясняет значимость детского танцевального творчества, необходимость приобщения детей к хореографической культуре.
В настоящее время популярность хореографического искусства среди детей и подростков высока, наблюдается устойчивый количественный рост детских танцевальных коллективов, рост числа их воспитанников.
В сфере народной художественной культуры детские хореографические коллективы занимают видное место.
Различные студии, школы, ансамбли, театры танца охватывают огромное количество детей разного возраста и разных интересов.
Танцевальное искусство — массовое искусство.
Оно доступно всем. Десятки тысяч детей принимают участие в работе хореографических коллективов.
Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию, учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей, помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства.
Во главе детских хореографических коллективов в основном стоят квалифицированные специалисты.
Однако опыт их деятельности, уровень образования, организаторские, педагогические, аналитические и пр. способности не одинаковы.
У каждого из руководителей могут возникать вопросы, связанные с организацией урока для детей и содержанием занятий на начальном этапе обучения, с выбором методов активизации деятельности воспитанников, с поиском источников создания репертуара, с определением принципов формирования музыкальной культуры детей и т. п.
Последние десятилетия характеризуются активизацией процесса исследования вышеназванных вопросов.
Он осуществляется учеными, специалистами-практиками, методистами с точки зрения возрастной психологии и педагогики, психологии творчества, физического, художественного, нравственно-эстетического воспитания.
Целью курсовой работы было раскрытие особенностей работы в детском хореографическом коллективе.
В первой главе «Специфика преподавания в детском хореографическом коллективе» мы решали две исследовательские задачи:
— рассмотрели анализ возрастных и индивидуальных особенностей детей;
— исследовали методику работы в детском хореографическом коллективе.
По главе получили следующие выводы:
Детям младшего школьного возраста необходима частая смена движений, в связи с особенностями их возраста.
В содержание занятий с детьми среднего школьного возраста входят все те же разделы, которые включены в программу занятий с детьми младшего школьного возраста.
В подростковом возрасте в значимой мере изменяется степень сложности учебного материала и дозировка умственной, а также физической нагрузки. С детьми данного возраста есть все возможности проводить с серьезную учебно-воспитательную работу.
Руководителю, проявляя свое педагогическое мастерство, выдумку, творческую инициативу, следует использовать различные методические приемы.
К ним относятся: использование художественного слова, наглядных пособий, технических средств, а также разнообразие материала, этюдная работа, задания на импровизацию и прочее. Большое место должно отводиться развитию творческой инициативы участников коллектива.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМПРОВИЗАЦИИ КАК МЕТОДА И СПОСОБА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА НА ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

1.1. Возрастные и индивидуальные особенности детей

Работа в хореографическом коллективе имеет свою специфику, с которой не может не столкнуться каждый руководитель творческого коллектива. Это ограниченное время (два раза в неделю), различные способности учащихся, наличие разных возрастов, степень подготовки учащихся, постоянное пополнение и частичный отсев основного состава. Хореографический коллектив – одна из распространенных форм обучения и воспитания, специфика работы которого достаточно сложна [7].
Педагог-хореограф должен совместить задачи эстетического обучения и нравственного воспитания детей с балетмейстерской работой и с всевозрастающими, часто неумеренными требованиями к выступлению детей на концертах.
Первостепенно, рассмотрим категорию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для них, прежде всего, характерна чрезвычайная подвижность. Они нуждаются в частой смене движений, продолжительное сохранение статистического положения для них весьма утомительно. Поэтому можно подметить, что наиболее подходящим для детей младшего школьного возраста содержанием занятий по хореографии считается изучение детских, легких народных, массовых и бальных танцев, небольшая учебная подготовка, занятия ритмическим упражнениями и гимнастикой.
Необходимо чередовать виды работы, помня о потребности этого возраста, в частой смене движения и о трудности для них статистических положений.
Продолжительность занятия не должна превышать 45 минут и строится по следующей схеме. Занятия начинаются с организованного входа детей в зал, выстроенных по росту, маршем под музыку. Бодрые и четкие звуки марша, установленный рисунок общего движения создают у детей бодрое настроение и серьезное отношение к предстоящему занятию [11].
Младшим школьным возрастом на сегодняшний день является возраст от 7 до 10 лет, совпадающий с моментом обучения в начальной школе.
В данном возрасте происходит функциональное совершенствование мозга ребенка. В этот момент развивается аналитико-систематическая функция коры головного мозга, происходит постепенное изменение соотношения процессов возбуждения и торможения, другими словами, процесс торможения становится более сильным, но процесс возбуждения, по-прежнему, является преобладающим, так как младшие школьники легко возбудимы и импульсивны [6].
Основным видом деятельности в этот период времени становится учение. Именно такая деятельность приносит существенные изменения в протекание психических процессов ребенка. В связи с этим наблюдаются изменения внимания детей, при том, что к вниманию учебная деятельность предъявляет достаточно высокие требования [9].
Выделяются некоторые возрастные особенности, которые относятся ко вниманию учащихся младшего школьного возраста. Рассмотрим более подробно некоторые из них:
1. Слабость произвольного внимания. Эту особенность можно назвать самой основной для ребенка младшего школьного возраста. Волевое регулирование внимания и управление им в этот период ограничено. Произвольное внимание школьника требует «близкой» мотивации, другими словами, перспектива получить хорошую оценку, заслужить похвалу учителя, либо справится с поставленным заданием лучше всех.
2. Непроизвольное внимание является значительно развитым в младшем школьном возрасте, учитывая то, что все новое, неожиданное и яркое, а также интересное само по себе, уже привлекает внимание учащихся, без дополнительных мотиваций и усилии со стороны [3].
3. Память. Возрастные особенности памяти в этот период развиваются под влиянием обучения. Так, усиливается роль словесно-логического и смыслового запоминания, а также развивается возможность сознательного управления своей памятью и регулирование ее проявления. При этом, наглядно-образная память наиболее развита у детей младшего школьного возраста, чем память словесно-логическая. Лучше и быстрее запоминаются в памяти конкретные сведения, события, лица и предметы, чем определения, описания и объяснения. Следует учитывать, что младшие школьники склонны к механическому запоминанию, без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала [14].
4. Воображение. Основной тенденцией в развитии воображения в данный период можно назвать совершенствование воссоздающего воображения. Это связано с представлением ранее воспринятого либо созданием образов в соответствии с каким-либо описанием и рисунком. Воссоздающее воображение совершенствуется за счет все более полного и правильного отражения действительности. При этом, развивается и творческое воображение, как создание новых образов, которое связано и преобразованием, и переработкой впечатлений из прошлого опыта, и соединением его в новые сочетания и комбинации [12].
Преобладающий вид внимания при поступлении в школу и на протяжении младшего школьного возраста представляется непроизвольным вниманием, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. В этот возрастной период у ребенка по-прежнему проявляется сильная реакция на новое, яркое и необычное. Дети младшего школьного возраста не имеют способности в необходимой степени управлять своим вниманием. Такое положение объясняется тем, что преобладает наглядно-образный характер мыслительной деятельности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы