Импортозамещение как фактор стимулирования роста отечественного производства Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Импортозамещение как фактор стимулирования роста отечественного производства

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ 6
1.1 Понятие и экономическая сущность импортозамещения как фактора стимулирования отечественного производства 6
1.2 Предпосылки перехода страны на импортозамещение 10
1.3 Цели и направления реализации политики импортозамещения в Российской Федерации 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 20
2.1 Оценка состояния отраслей на предмет необходимости импортозамещения 20
2.2 Анализ импортозамещения в России в медицинской отрасли за 2014-2019 гг 26
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Развитие новых экономических отношений в условиях кризиса мировой экономики связано с формированием новых угроз и рисков для экономической безопасности страны.
Во времена существования СССР процесс импортозамещения не был столь актуален, как на современном этапе развития отечественной экономики. Экономика СССР представляла собой вторую экономику мира по объему ВВП. Страна входила в число 5 стран мира, способных самостоятельно производить все виды промышленной продукции. СССР занимал ведущие позиции в производстве нефти, стали, чугуна, железной руды, минеральных удобрений, добыче природного газа, угля и золота, а также в производстве шерстяных тканей, кожаной обуви, по улову рыбы, поголовью свиней, овец и др.
В период осложнения отношений России с западными государствами возникла угроза прекращения экономического сотрудничества между странами. Следовательно, актуализируется необходимость развития имеющихся производств и создания новых во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства для обеспеченности внутренних потребностей населения. С этой целью с 2014 года в стране взят курс на импортозамещение. Необходимо отметить, что для наиболее эффективной реализации данного процесса национальным производителям следует ориентироваться не только на внутренний рынок, но и на внешний.
Пассивность отечественных ученых в разработке проблем импортозамещения объясняется многими причинами: возможность преодоления с помощью импорта дефицита отечественных товаров; стереотипность мнений, зачастую необоснованная, о более высоком качестве импортной продукции; отлаженная система маркетинга продукции и логистики получения товаров на мировом рынке. Вместе с тем, засилье импорта чревато многочисленными рисками для страны, в том числе использованием импортозависимости в политических целях нашими западными партнерами (например, введением долговременных санкций). Мировая практика свидетельствует, что к числу эффективных инструментов оптимизации импорта относится именно импортозамещение.
Формирование благоприятных условий развития промышленности на территории страны и защита национального рынка от воздействия чрезмерной конкуренции со стороны иностранных товаропроизводителей играет ключевую роль в достижении экономического роста большинства национальных экономик.
Необходимость импортозамещения назревала давно, однако санкции послужили толчком к его ускорению. Введение президентом РФ специальных экономических мер не противоречило существующему законодательству и было направлено на ограничение ввоза многих видов продукции из-за рубежа для развития отечественного производства.
При проведении политики импортозамещения отечественные товары должны быть конкурентоспособны по цене и качеству на мировом рынке.
Цель исследования – разработка рекомендаций по совершенствованию системы импортозамещения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы торговых отношений.
2.Рассмотреть политику импортозамещения как объективную необходимость современного этапа торговых отношений.
3. Проанализировать процесс импортозамещения в экономике РФ.
4. Оценить изменение макроэкономических показателей с учетом политики импортозамещения.
5. Определить результаты реализации политики импортозамещения в ключевых отраслях, выявить имеющиеся проблемы в ее реализации.
6. Сформулировать перспективные направления развития политики импортозамещения.
Объектом исследования являются результаты осуществления политики импортозамещения в России.
Предмет исследования –эффективность процесса импортозамещения в РФ.
Методологическую основу исследования составили методы научного анализа, включая методы исторического и логического подхода, сравнительного анализа и обобщения.
В данной работе выделены основные цели политики импортозамещения с позиции структуралистских и некокейнсианских теорий. Кратко рассмотрен некоторый зарубежный и российский опыт в этой области. Показано, что, несмотря на активные действия российского правительства, уровень импорта уменьшается невысокими темпами. Рассмотрены фундаментальные проблемы, мешающие эффективному проведению данной политики в развивающихся странах: сильное влияние политических интересов на экономику, негибкость государственного аппарата, влияние интересов малых групп на распределение выделенных ресурсов, необходимость удовлетворения запросов электората, сложность перестройки структуры экономики и структуры человеческого капитала, а также проблема сетевых эффектов.
Ключевые слова: импортозамещение, внешняя торговля, импортозависимость, промышленность, экономика России.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

После проведенного исследования по теме работы можно сказать, что ее цель достигнута. Сделаем следующие выводы.
Основной негативный канал влияния санкций на российскую экономику состоит не столько в уровне санкций, сколько в поддержании неопределенности относительно будущих санкционных параметров. Основным последствием анонсирования и введения новых санкций является рост неопределенности, выражающийся в существенных колебаниях на финансовых рынках, волатильности рубля, отказе зарубежных инвесторов от сотрудничества с российскими компаниями, оттоке капитала из России и др. В связи с этим в краткосрочной и среднесрочной перспективе целесообразно направить усилия на стабилизацию текущего уровня санкций для снижения неопределенности, а не на их полную отмену.
Можно выделить следующие цели политики импортозамещения: преодоление технологического отставания и достижение экономической независимости, стимулирование совокупного спроса, стимулирование инноваций.
В России проведение мер по импортзамещению вызвано не столько экономической необходимостью, столько полититической ситуацией, возникшей в 2014 году. Тем не менее, объективная потребность в снижении импортозависимости в нашей стране существует.
За время, прошедшее с начала запуска Плана содействия импортозамещению, были достигнуты определенные успехи, но в целом импорт уменьшился незначительно, а в некоторых сферах (например, машины и оборудование) даже увеличился.
Трудность преодоления импортозависимости развивающихся стран связана с рядом проблем социально-экономического, технического и институционального характера: сильное влияние политических интересов, негибкость государственного аппарата, влияние интересов малых групп на распределение выделенных ресурсов, необходимость удовлетворения запросов электората, сложность перестройки структуры экономики и структуры человеческого капитала, а также проблема сетевых эффектов.
Анализ проблем позволяет предположить, что столь активные и прямолинейные действия в области стимулирование определенных отраслей промышленности и сельского хозяйства вряд ли будут эффективны без качественных системных изменений в экономике. На наш взгляд государству нужно сосредоточиться на переходе России в постиндустриальную стадию развития. Для этого необходимо комплекс мер повышению эффективности работы сфер, в которых создается интеллектуальный человеческий капитал. Это, в первую очередь, система образования и науки, а также социальная среда. Кроме того, власти следует сосредоточиться на совершенствовании институтов государственного управления. Без этого любые меры, осуществляемые с его помощью, будут направлены на рост благосостояния малых групп, а не общества в целом. Когда качество человеческого капитала и эффективность работы органов власти будут стабильно повышаться, структура экономики начнет меняться сама собой и политика импортозамещения органично впишется в новые условия хозяйствования.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

1.1 Понятие и экономическая сущность импортозамещения как фактора стимулирования отечественного производства

Политика импортозамещения представляет собой действия государства, способствующие повышению экономической и национальной безопасности страны, посредством ограничения или замены импортных товаров отечественными. Данные действия применяются в двух направлениях, представленных на рисунке 1.1

 

 

 

 

Рисунок 1.1 Способы осуществления политики импортозамещения

Проведение политики импортозамещения для нашей страны сейчас более чем актуально. 2014 год ознаменовался введением Россией контрсанкций, сдерживающих импорт продовольственных товаров из Западных стран, и как следствие, возникла необходимость вести политику импортозамещения. Импортозамещение в России — замещение импорта товарами, произведёнными внутри страны .
Государство заменяет импортные товары, пытаясь рационально использовать потенциал национальной экономики, уделить внимание политической и экономической безопасности. В.В. Путин в статусе Председателя Правительства РФ говорил: «Импортозамещение не является для нас самоцелью, и далеко не всегда мы должны стремиться к импортозамещению. Но как отдельная тема она тоже имеет право на существование. …Иногда выгоднее эффективно функционировать в рамках международного разделения труда, получать дешевый качественный продукт от наших партнеров за границей. Но в некоторых случаях мы, конечно, должны уделять внимание импортозамещению» .
Импортозамещение нельзя назвать чем-то особенным и новым для России и других стран. Обычно такая политика проводится с одной главной целью – сокращение зависимости от импорта. Однако в настоящее время тема импортозамещения стала одной из самых обсуждаемых. Толчком для развития такой политики в России стали в первую очередь вводимые экономические санкции со стороны США и Европейского союза, а также отказ от сотрудничества некоторых производств Украины и других европейских стран.
Импортозамещение можно назвать одним из важнейших инструментов осуществления политики в экономике, которая находится на переходной стадии или на стадии развития, то есть там, где рынки пока еще не обладают стабильностью.
Политика импортозамещения является производной от промышленной политики, таким образом государство осознанно вмешивается в рыночные процессы в целях достижения определенных целей и для обеспечения экономической безопасности. Как и в промышленной политике, политика импортозамещения имеет инструменты внерыночного управления: планирование и программирование, государственные субсидии на производство и возмещение затрат, совместное финансирование проектов в рамках ГЧП, субсидированные процентные ставки по кредитам, дискриминация поставщиков на рынке государственных закупок, налоговые и таможенные, а также иные льготы для инвестиционных проектов, требования к иностранным инвесторам по локализации производства, техническое регулирование импорта.
Политику импортозамещения можно характеризовать как системно-стратегический процесс, который преобразует качественно экономику. И из этого следует, что эта политика направлена не только на то, чтобы заменить импортируемые товары отечественными, но и модернизация самой технологической базы, при этом, создание инновационной продукции, что должно сопровождаться ростом производительности труда. Так будет создаваться конкурентоспособная продукция на мировом рынке.
Приведем в пример еще несколько мнений экономистов о политике импортозамещения.
О. Березинская и А. Ведев провели исследование по производственной зависимости промышленности от импорта в России. Они вывели основную проблему, которая включает в себя «технологическую отсталость российских производственных цепочек, которые принудительно прерывают производители продукции, потенциально востребованной на рынке, напрямую используя высококачественные импортные сырье, материалы и комплектующие. Возможности импортозамещения, ослабления производственной зависимости от импорта определяется проведением модернизации производства т.е. радикальной активизацией инвестиционной и предпринимательской деятельности в российской экономике».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы