Курсовая с практикой на тему Имперская идея в британской философии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТРАДИЦИИ ИМПЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ И НОВАЦИИ ИМПЕРСКОЙ ПРОПАГАНДЫ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ В 70-Е ГОДЫ XIX ВЕКА 8
1.1 Имперская идея английских философов до XIX века 8
1.2 Имперская идея в представлении элиты Великобритании XIX-начала XX вв. 12
1.3 Имперская идеология как система ценностей 17
ГЛАВА 2. ВАРВАРСКИЕ МЫСЛИ: ИМПЕРИАЛИЗМ В ФИЛОСОФИИ ДЖОНА СТЮАРТА МИЛЛЯ 24
2.1 Философия истории Милля 24
2.2 Империализм, политическая теория 28
ГЛАВА 3. ИМПЕРСКАЯ ИДЕЯ В РАБОТАХ ДЖ. А. ХОБСОНА 35
3. 1 Изучение империализма Хобсона 35
3.2 Изучение викторианства 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 47
Введение:
Актуальность работы. Идеи в политике, как и везде, вынуждены вести жесткую борьбу с обстоятельствами. Иногда, когда борьба непродолжительна, сначала их поверхность, а затем ядро теряются. Но, если их стратегия основана на подлинно творческом и восприимчивом воображении, политические идеи могут появиться из их неизбежных кампаний с новой силой, способных бросить вызов второму поколению с большей уверенностью, чем они столкнулись с первым. Таким образом, политическая идея, обязательно гибкая по форме, действительно может прийти к согласию с обстоятельствами, но она никогда не делает это полностью в условиях противника.
Это также должно оборудовать себя очень по-разному. В нем должно светиться отражение тех надежд и планов на общество и их собственное место в этом обществе, которые люди предаются только в моменты передышки от своих повседневных дел. Идея должна быть такой, которая способна поразить воображение молодых людей. Молодые люди не являются членами общества: они живут на его границах. Они по-прежнему не склонны, скептически относятся ко всем принятым принципам и быстро осуждают это признание как своего рода трусость. Но они пока не сомневаются в том, что существуют лучшие принципы.
Идея, удовлетворяющая этим условиям, будет достаточно сильна, чтобы заставить само обстоятельство подчиняться его диктату.
В последнем поколении викторианской эпохи многие люди думали, что нашли именно такую идею. Это стало их верой в то, что роль Британской империи — возглавить мир в искусстве цивилизации, пролить свет на темные места, научить истинному политическому, методическому, питать и защищать либеральную традицию.
Степень изученности исследуемой темы. Исследование реализует интердисциплинарный подход, что предполагает объединение всего предшествующего исследовательского блока по проблемно-тематическому признаку. Основное значение при работе над указанной проблематикой имели несколько групп исследований. Прежде всего, это публикации по истории Британской колониальной империи. Во вторую группу входят исследования, которые вписываются в широкий круг изучаемой в исторической науке, культурологи, политической лингвистике, социологии проблемы — феномена «Другого», образа власти и империи. Третью группу составляют работы по истории викторианской прессы.
В англосаксонской историографии история изучения комплекса отношений метрополии и колоний представляет огромный пласт исследований, начавшихся еще при современниках викторианской эпохи. Знаковым является труд Д. Хобсона «Империализм» , включающий экономический анализ экспансии, а также ее последствия для колонизируемых стран. По сути, он был первым, кто предложил посмотреть на концепцию «нового империализма» как на комплексное явление, обусловленное не только экономической выгодой метрополии.
После первой мировой войны одним из основных стала работа К. Боделсена «Этюды об империализме средневикторианской эпохи» . Автор посвятил работу идеям и истокам британского империализма 1880-х гг., впервые дал определение понятию «новый империализм», выделил основой данной концепции труды «властителей дум»: Ч. Дилка, Дж. Фруда, Дж. Сили. Он характеризовал середину XIX века как период общей «индифферентности» британского общества по отношению к колониям. А затем противопоставил этот период 1870м-80м гг., определив его периодом империализма.
Заключение:
В последней трети 19 века относительно неизменным остался второй компонент триады — имперская идея, как ценность политики, культуры, социальной жизни. В 19 веке викторианское общество из традиционно-аграрного превращается в индустриально-урбанизированное. Носителями культуры стали средства массовой информации, возникли новые формы проведения индивидуального и коллективного досуга. Особое значение приобрела массовая культура система распространения социально значимой информации, позволяющая организовать массу индивидов, сосредоточенную в городах, социальную структуру, действующую по единому плану определяемому политической и интеллектуальной элитами.
Происходили изменения и в понимании самого термина «империализм». В своем обращении к Эдинбургскому философскому обществу в 1878 г. известный консервативный политик лорд Карнарвон развивал идею британского империализма как уникального явления, отличного от империализма континентального, иностранного. Британский империализм, по его мнению, был изначально конструктивен и направлен на достижение оптимальных отношений британцев с жителями колоний, политическое и экономическое развитие зависимых государств, улучшение бытовых условий, борьбу с болезнями и голодом в туземных странах. Основным мотивом выступления лорда Карнарвона стала тема службы, цивилизаторской деятельности в колониях как основного императива имперской миссии Великобритании, что является характерной особенностью британской имперской идеи. В последние десятилетия XIX в. резко увеличилось количество научных и теоретических работ, посвященных рассмотрению различных проблем имперского плана. Анализируя труды имперских идеологов и мыслителей, выступления политической элиты Великобритании и материалы прессы, можно выделить основные блоки проблем настоящего и будущего империи, волновавших современников. В их число входили, в первую очередь, направления экономической политики в колониях, государственное устройство зависимых от Англии территорий, имперская оборона и территориальное расширение, а также возможности культурной адаптации колониальных обществ к западным образцам. Таким образом, представляется возможным выделить экономический, политический и культурологический аспекты имперской идеи. Следует также отметить, что благодаря сложному составу империи, включавшей общества, стоявшие на различных уровнях социально-экономического и политического развития, различные подходы применялись к решению проблем самоуправляющихся, переселенческих колоний и колоний Короны, полностью зависимых от Великобритании.
Первой работой о новом империализме Великобритании была книга Д.Хобсона «Империализм» вышедшая в 1902 году. Автор показал экономические и политические предпосылки возрождения имперского патриотизма, сделал вывод о преднамеренной обработке правящими кругами рядовых британцев в шовинистическом духе.
В 1958 году Р. Кубнер умирает, но его работа продолжена Гельмутом Шмидтом и в 1964 г. выходит их совместная монография об империализме как явлении всемирной истории. Авторы исходят из необходимости проводить семантический анализ, выявлять их схожесть и различия в контексте различных эпох. Сам термин «империализм» вводится в новую историю Европы для обозначения режима Наполеона XII Бонапарта во Франции.
Авторы анализируют понимание «империи» английскими фритредерами 1850-60гг.-Р.Кобденом,Г.Смитом. Выделен этап «роста имперских чувств» в 1865-72 гг. на примере статей Г. Фринга. Автор книги соглашается с Водельсеном в том, что значение деятельности Б.Дизраэли по укреплению империи сильно преувеличивается. Лидер консерваторов не был компетентен в вопросах управления колониями и их расширения. Он воспринимал империю не как реальность, а как романтический идеал государства всеобщего благоденствия. Это чисто эмоциональное представление звучало в его речах и распространялось прессой, становилось популярным в массах избирателей, но никак не влияло на практическую политику. Заметим, что с последним трудно согласиться. Авторы расширяют круг анализируемых источников исследуя полемику Диэраэли и Гладстона, материалы дискуссий по имперским проблемам в журнале «Найктинф Сенчури» ( статьи Э.Дайси» Р.Лоу.Ю,Фогеля и др.).
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТРАДИЦИИ ИМПЕРСКОГО МЫШЛЕНИЯ И НОВАЦИИ ИМПЕРСКОЙ ПРОПАГАНДЫ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ В 70-Е ГОДЫ XIX ВЕКА
1.1 Имперская идея английских философов до XIX века
Дэвид Армитаж предоставил влиятельное исследование появления британской имперской идеологии со времен Генриха VIII до идеологии Роберта Уолпола в 1720-х и 1730-х годах. Используя подробное чтение английских, шотландских и ирландских авторов от сэра Томаса Смита (1513–1777 гг.) До Дэвида Хьюма (1711–1776 гг.), Армитидж утверждает, что имперская идеология была одновременно и важнейшим агентом в формировании британского государства из трех королевств, и существенная связь между государством и трансатлантическими колониями. Таким образом, Армитидж связывает проблемы «новой британской истории» с историей Атлантики. До 1700 года Армитидж обнаружил, что оспариваемые английские и шотландские версии государства и империи задерживали появление унитарной имперской идеологии. Однако политические экономисты Николас Барбон и Чарльз Давенант в конце 17-го века подчеркивали значение торговли, особенно меркантилизма или торговли, которая была закрыта для посторонних, для успеха государства. Они утверждали, что «торговля зависит от свободы, и поэтому свобода может стать основой империи». Чтобы преодолеть конкурирующие версии «морских империй» в пределах Британии, парламент предпринял регулирование ирландской экономики, Акты Союза 1707 года и формирование единой и органической «британской» морской империи. Противники Уолпола в 1730-х годах в «деревенской партии» и в американских колониях разработали альтернативное видение империи, которое будет «протестантским, коммерческим, морским и свободным». Уолпол не обеспечил обещанную «свободу» колониям, потому что он намеревался подчинить всю колониальную экономическую деятельность меркантилистским преимуществам мегаполиса. Антиимперская критика возникла у Фрэнсиса Хатчесона и Дэвида Хьюма, предвещая республиканизм, охвативший американские колонии в 1770-х годах и приведший к созданию конкурирующей империи.
Всемирная система зависимостей — колоний, протекторатов и других территорий — которая в течение трех с лишним веков была подчинена суверенитету короны Великобритании и администрации британского правительства. Политика предоставления или признания значительной степени самоуправления зависимостями, которая поддерживалась обширной природой империи, привела к развитию в 20-м веке понятия «Британское Содружество», включающего в себя в основном самодостаточность. управляющих зависимостей, которые признали все более символический британский суверенитет. Термин был воплощен в уставе в 1931 году. Сегодня Содружество включает бывшие элементы Британской империи в свободное объединение суверенных государств.
Великобритания предприняла первые предварительные усилия по созданию заграничных поселений в 16 веке. Морская экспансия, движимая коммерческими амбициями и конкуренцией с Францией, ускорилась в 17 веке и привела к созданию поселений в Северной Америке и Вест-Индии. К 1670 году в Новой Англии, Вирджинии и Мэриленде появились британско-американские колонии, а также поселения на Бермудских островах, в Гондурасе, Антигуа, Барбадосе и Новой Шотландии. Ямайка была получена путем завоевания в 1655 году, и компания Гудзонова залива утвердилась в том, что стало северо-западной Канадой с 1670-х годов. Восточно-индийская компания начала создавать торговые посты в Индии в 1600 году, а поселения проливов (Пенанг, Сингапур, Малакка и Лабуан) стали британскими благодаря расширению деятельности этой компании. Первое постоянное британское поселение на африканском континенте было создано на острове Джеймса в реке Гамбия в 1661 году. Рабская торговля началась ранее в Сьерра-Леоне, но этот регион не стал британским владением до 1787 года. Великобритания приобрела мыс Доброй Надежды ( теперь в Южной Африке) в 1806 году, и внутренняя часть Южной Африки была открыта буром и британскими пионерами под британским контролем.
Почти все эти ранние поселения возникли из-за деятельности отдельных компаний и магнатов, а не из-за каких-либо усилий со стороны английской короны. Корона пользовалась некоторыми правами на назначение и контроль, но колонии были по сути самоуправляемыми предприятиями. Таким образом, формирование империи было неорганизованным процессом, основанным на частичном приобретении, иногда с британским правительством, являющимся наименее желающим партнером на предприятии.