Курсовая с практикой на тему Империя как форма государства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Введение:
Актуальность темы исследования. Форма правления – внешнее выражение
содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов
государственной власти.
Государственная система призвана действовать эффективно, в противном случае
решение разного рода задач не будет результативным. Для этого нужно соблюдать
следующие условия: обеспечивать устойчивость власти и стабильность
взаимосвязанных правовых норм; систематично осуществлять функции, порученные
государственным органам; правильно применять способы законного регулирования в
различных сфера, например, в экономической, политической и социальной;
сохранять равновесие компонентов механизма государства.
Под формой правления понимается организация власти, характеризуемая ее
формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном
государстве. Впрочем, некоторые юристы полагают, что к этому определению стоит
добавить порядок образования органов государства и порядок их взаимодействия с
населением.
Форма правления государства
– это особенная система государственных органов. Это понятие включает в себя
методы их формирования, действенность всей системы, права и способы
взаимодействия органов власти между собой и людьми. Оно также определяет силу
влияния общественности на формирование органов власти.
Форма правления
государства дает возможность проанализировать, как создается высшая власть в
государстве, какова структура органов государства, какие принципы положены в
основу взаимодействия между государственными органами и обычными гражданами, а
также в какой степени властные органы обеспечивают права и свободы граждан,
создан ли действенный механизм. [1]
Цель курсового исследования состоит
в том, чтобы раскрыть содержание такой формы государства как империя,
проанализировать сходства и различия ее форм и видов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие форм правления;
2. Раскрыть понятие империи;
3. Охарактеризовать политическую и идеологическую организацию общества
в империи;
4. Выявить проблемы государственного управления в империи.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования выступает комплекс общественных отношений, складывающихся
в сфере правового и организационного регулирования такой формы государства как империя.
Предметом исследования являются доктринальные положения теории
государства и права в вопросах такой формы государства как империя.
Методологическая основа исследования. В процессе исследования использовался многоуровневый комплекс
методов научного познания, что было предопределено его целью и задачами.
Теоретическую основу исследования составили фундаментальные труды
ученых в области теории государства и права, а также истории государства.
Структура работы определена целью и задачами исследования. Курсовая
работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения,
библиографического списка.
[1]
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. В.М. Корельского и В.Д.
Перевалова – 2–е изд., изм., доп. – М.: Инфра–М, 2003. – С. 204 – 211.
Заключение:
Образование
национальных государств явилось важнейшим условием начала процесса
модернизации. Особый тип западно-европейской цивилизации (цивилизации
индустриальной), созданный в ходе этого процесса, имеет определённый
наднациональный смысл.
Национализм
в национальных государствах приобретает часто шовинистический оттенок.
Происходит ассимиляция этно-культурных меньшинств в ходе культурной агрессии
преобладающей нации.
По
В.Л. Махначу, смена традиционного общества или империи национальными
государствами есть смена «государств, в которых нациями признавались этносы, на
государства, где этносы согнули в бараний рог и превратили в членов одной
нации.»(3).
Империя
(от лат. «imperium» — имеющий власть, могущественный) являет собой особый тип
полиэтничных и поликультурных государственных образований, в основе
существования которого лежит универсальная идея единства общества во имя
всеобщего блага (имперская идея).
Следует
отметить, что в сознании большинства «россиян» термин «империя» воспринимается
с ярко выраженным отрицательным оттенком, что является следствием
господствующих в нашем обществе на протяжении нескольких десятилетий
определённых идеологических установок. При этом империя обычно отождествляется
с большой по своим территориальным владениям державой(4), либо с особым типом
государственных образований, стремящихся к максимальному расширению своих
территорий (территориальная экспансия) вкупе с нещадной эксплуатацией
«порабощённых» народов. В реальности дело обстоит совсем иначе.
Не
всякая держава является империей, хотя, бывает, и претендует, стремится
именоваться таковой. Например, не являлись империями ни державы Александра
Македонского, Тамерлана, Наполеона, ни Великобритания, Испания, Голландия,
Франция, Япония.
Империи
ни в коем разе не следует путать и отождествлять с колониальными державами,
хотя многие из них часто и называют себя таковыми. Колониальные державы
(классическими примерами которых являются Карфаген, держава инков,
Великобритания, Франция, Португалия, Япония), используя силу, выступают в роли
паразитов, богатеющих и развивающихся за счёт грабежа колоний и эксплуатации
населяющих их народов. В основе колониального владычества лежит идея обогащения
одного народа, общества, государства за счет других — колонизируемых. Идея же
империи (Имперская идея) — это идея симфонии, мирного сосуществования различных
национальных культур и этносов под управлением имперского стержневого этноса во
имя общего благополучия.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИМПЕРИИ КАК СЛОЖНООРГАНИЗОВАННОЙ ФОРМЫ
ГОСУДАРСТВА
1.1
ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
В современной научной литературе принято выделять следующии формы
(модели) государственного устройства:
— унитарные;
— федеративные;
— конфедерации;
Необходимо отметить, что временем развития демократических институтов
многие формы государственного устройства изжили себя и больше не используются.
К ним можно отнести империи, унии и протектораты[1]. Рассмотрим вышеуказанные формы.
Термин «унитарное государство» происходит от латинского слова unitas,
что можно перевести как «единство». А.А. Хафизов даёт следующее определение:
«унитарное государство – это единое государство, разделенное на
административно-территориальные единицы, включающие в состав области, провинции
и т.д, не раздробленные на мелкие государственные образования»[2]. К унитарным государствам относятся: КНР, Дания, Великобритания,
Польша, Франция. Выделяют следующие признаки унитарного государства:
— одноуровневая система законодательства;
— территория делится на административно-территориальные единицы (АТЕ);
они делятся на несколько уровней, или степеней – области, провинции,
губернаторство (областное звено), затем – районы, уезды, округа (районное
звено), и – общины сельские административные округа, муниципальные округа.
Существуют унитарные государства, где в административно-территориальное деление
неоднотипно (Великобритания – Англия, Шотнландия, Уэльс)
— существование только одного гражданства[3].
С точки зрения территориальной организации государственной власти, а
также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные
государства можно выделить два вида: централизованные унитарные государства
(все АТЕ обладают одинаковым правовым статусом) и децентрализованные унитарные
государства (в составе государства имеются автономные образования с отличным от
других территорий статусом).
В настоящее время в связи ростом числа умеренных и радикальных
националистических движений, сепаратистких компаний, выступающих за
самоопределение и изменения статуса территорий, обозначилась тенденция к росту
числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. С
одной стороны, это отражает процесс демократизации власти, распределения её
между субъектами, а с другой нестабильность и не подконтрольность центру в ряде
вопросов[4].
Федеративные государства — это государства, которые складываются из ряда
государственных образований (штатов, республик, кантонов, земель), обладающих
юридически определенной самостоятельностью на основании федеративного договора
или других правовых актов. Существует два вида федераций: договорные
(образованные путём заключения договора; например – Швейцария, США) и
недоговорные (образованные вследствие присоединения территории и сохранения или
предоставления более высокого статуса; например – Пакистан, Индия, Австралия)
Выделяются следующие признаки федерации:
— наличие нескольких уровней системы органов государственной власти;
разграничение предметов ведения, наличие сферы компетенции субъектов;
— двухканальная система налогообложения;
— присутствие в законодательной власти двухпалатного парламента, наличие
особой палаты субъектов федерации (например – Совет Федерации РФ), а также
наличие законов, действие которых распространяется как на уровне государства,
так и на уровне субъекта;
— отсутствие у субъектов государственного суверенитета (в некоторых
случаях, например, в Индии, часть федерации обладает статусом субъекта);
— в отличии от унитарных государств возможно существование нескольких
гражданств на уровне государства и субъектов.
— возможно закрепление нескольких иностранных языков как
государственных;
Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного
решения определенных политических или экономических задач, при котором страны
участники сохраняют суверенитет и независимость, но отдают часть своих
полномочий совместным органам власти. Конфедерациями являлись: Государственный
союз Сербии и Черногории, Арабская Федерация, Федерация Арабских Республик.
Конфедерация как форма государственного устройства очень сложна в реализации
из-за отсутствия единого центра, наличия у всех её членов суверенитета и
распределения прав и обязанностей.
Сегодня существуют следующие виды современных конфедераций:
межгосударственные союзы; содружества; сообщества государств.
Основная проблема, возникающая при рассмотрении конфедерации как формы
государственного устройства, заключается в размытости самого понятия и его
использования. Применять современное понятие «конфедерация» для таких
государств как Швейцарии до 1848 года и Республике Соединённых провинций
кажется нам некорректным и натянутым. Сегодня конфедерации в большинстве своём
представляют собой ничто иное, как совокупность экономических связей
(Европейский Союз), условность (Союзное государство) и некую дань уважения
истории (Содружество Наций).
В научной среде до сих пор нет единого мнения о политико-правовой
природе конфедерации, однако нам видится, что она является скорее видом
межгосударственного объединения для решения определенных задач, а потому
представляет собой в первую очередь экономический союз, а только потом
политический.
Государственное устройство — это внутренняя организация государственной
власти, территории , правового положения субъектов, взаимоотношения между
государством в целом и его составными частями. Несмотря на то, что в
управленческой и государственной теории существуют три базовые формы
территориального государственного устройства, культурные особенности и
политическая среда в каждой отдельной стране влияет так сильно, что всегда
создается новая форма управления и организации территории.
[1] Колесников В.И. Правовой статус бывших протекторатов
Российской империи после установления советской власти // История государства и
права. – 2006. — N 10; Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С.
61.; Лаптева Л.Е. Региональное и местное управление в России (вторая половина
XIX века). М., 1998. С. 41 — 42. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе
цивилизации. Брянск: Курсив, 1996. С. 91 – 92; Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос
и государственное устройство России. М., 2000. С. 114.
[2] Хафизов А.А. Структура и организация власти в
унитарном государстве // Вестник Брянского государственного университета. 2011.
[3] Шахрай С.М.
Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического
бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. 624 с.
[4] Конституционное
право России / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. С. 123.