Курсовая с практикой на тему Иммунитет в международном уголовном праве
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Обусловленность существования международно-правовых иммунитетов в уголовном праве 4
1.2. Понятие иммунитетов в современном международном уголовном праве 4
Глава 2. Юридическое значение международно-правовых иммунитетов в уголовном праве 10
2.1. Виды иммунитетов в международном уголовном праве 10
2.2. Международно-правовые иммунитеты и преступность деяния по уголовному праву 20
2.3. Международно-правовые иммунитеты и освобождение от уголовной ответственности 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Введение:
Этимологические корни слова «иммунитет» уходят к латинскому immunitas – это освобождение от повинностей, льгота. В английском языке оно получает форму «immunity» и означает освобождение от чего-либо, привилегию, неприкосновенность .
Несмотря на волю национального законодателя издавать законы, которые соответствуют его политической ситуации, законы об иммунитете во всех странах близки к решениям из-за глобальной тенденции, доминирующей в этих правилах, и государства обязаны следовать этим решения и тенденциям, возникающих из одного источника — международного обычая. Если большинство государств ратифицировали Венскую конвенцию 1961 года, настоящая Конвенция не содержит подробностей об иммунитете, а скорее излагает общие принципы и оставляет детали международного права. Таким образом, в некоторых государствах суды вынуждены следовать правилам международного обычая. В Венской конвенции нет положений, которые могут быть трудными для судей, а некоторые страны уже приняли законы, дополняющие правила дипломатического иммунитета, такие как Великобритания, Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки.
Конфликт между источниками дипломатического иммунитета. Как уже было указано, что дипломатический иммунитет основывается на правовых источниках, таких как международный обычай, международные конвенции и национальные законы. Эти источники могут все разделять единообразное решение дела для судей, или же напротив, помогает решить назначить его вердикт. Однако в этом случае судья должен выбрать соответствующее правило из этих источников и соответствующим образом урегулировать спор.
Принцип иммунитета государства основан на понятии о суверенном равенстве, закреплённом в Уставе ООН (1945)и раскрытом в Декларации о принципах международного права (1970) При этом само понятие суверенного равенства возникло гораздо раньше.
Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов:
Судебный иммунитет — неподсудность государства суду иностранного государства.
Иммунитет от предварительного обеспечения иска.
Иммунитет от принудительного исполнения иностранного судебного решения.
Актуальность данной работы заключается в необходимости рассмотрения иммунитета в международном уголовном праве. Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе применения норм, регулирующих иммунитет в международном уголовном праве.
Предмет исследования – особенности иммунитета в международном уголовном праве. Цель написания данной работы – выявление специфики иммунитета в международном уголовном праве. Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством следующих задач:
1. Рассмотрение теоретических основ иммунитета в международном уголовном праве характера;
2. Анализ иммунитета в международном уголовном праве.
Методы, используемые в работе – сравнение, описание, наблюдение.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Заключение:
В заключение необходимо отметить следующее. 4 ноября 2015 г. в целях развития внешнеэкономической деятельности в целом, обеспечения баланса и правового режима юрисдикционных иммунитетов России и других стран, Президент подписал Федеральный закон № 297ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации». В данном законе, вступившем в силу 1 января 2016 г., вновь использована концепция ограниченного иммунитета и учтены положения Конвенции. В соответствии с нормами международного права, с учетом законодательства и судебной практики иностранных государств, данным Федеральным законом прежде всего устанавливается приоритет международного договора, определяется содержание используемых в нем терминов и понятий, в частности таких как «юрисдикционный иммунитет» и «судебный иммунитет», законом устанавливаются пределы юрисдикционного иммунитета иностранных государств и их имущества, определяются их привилегии и иммунитеты.
Закон определяет случаи, когда иностранное государство не пользуется судебным иммунитетом:
1) отказ от судебного иммунитета;
2) согласие на предоставление суду Российской Федерации юрисдикции в отношении данного конкретного спора;
3) в спорах, связанных: со сделками гражданско-правового характера; с осуществлением экономической или иной предпринимательской деятельности; с участием государства в юридических образованиях и лицах, а также образованиях без статуса юридического лица; с возмещением вреда; с эксплуатацией различного родах судей; со споров, касающихся права на имущество и интеллектуальной собственности; в делах, имеющих отношение к трудовым спорам.
Кроме того, Федеральным законом установлен принцип взаимности применяемых юрисдикционных иммунитетов. Он необходим для обеспечения баланса между иммунитетами – предоставляемым иностранному государству в соответствии с законодательством Российской Федерации и иммунитетом, получаемым Российской Федерацией в данном иностранном государстве. Помимо этого, законом предусматривает возможность ограничения юрисдикционного иммунитета иностранного государства судом Российской Федерации, если доказано, что в данном иностранном государстве Российской Федерации юрисдикционный иммунитет ограничен.
Посредством отказа от концепции абсолютного юрисдикционного иммунитета данный закон защищает российские интересы и интересы иностранных государств в России, позволяя принимать ответные меры при обращении взысканий на российскую собственность за пределами ее территории.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Обусловленность существования международно-правовых иммунитетов в уголовном праве
1.2. Понятие иммунитетов в современном международном уголовном праве
Иммунитет государства (суверенный иммунитет) — в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств. В научной литературе сам термин «иммунитет иностранного государства» является базовым и наиболее широким по своему объему, однако он неоднороден и имеет различные виды: судебный иммунитет; юрисдикционный иммунитет; иммунитет собственности государства. Выбор надлежащего правила среди оспариваемых источников не подлежит одному режиму, а относится к различным национальным судам, поскольку у каждого из них есть определенная тенденция включать источники, из которых дипломатический иммунитет выведен для урегулирования спора. Однако, это также вопрос, в котором национальные суды отличаются друг от друга. Поэтому спор должен быть представлен в Международный Суд, который компетентен рассматривать споры, возникающие между государствами, если они согласны передать свой спор в указанный суд, касается ли спор толкования договора, обычного правила или вопроса о международном праве или расследовании, если было установлено нарушение международного обязательства. Если суд установит, что дело до него регулируется несколькими правилами из разных источников, оно должно прибегнуть к предоставлению статьи 38 Статута Суда для определения применимого правила.
Если спор касается правила юрисдикционного иммунитета, например, споров, возникающих в связи с определением компетентного национального суда в отношении преступления дипломатического агента или степени его иммунитета, то он отличается от юрисдикции и применимого права.
Советское процессуальное законодательство было основано на концепции «абсолютного иммунитета». Она определяла, что предъявление исков к иностранному государству в национальных судах, наложение ареста на имущество или принудительное исполнение вынесенного против государства судебного решения может быть допущено исключительно с согласия данного государства . После развала СССР данная концепция получила свое продолжение в новых нормах права. Однако в практической внешнеэкономической деятельности Россия была вынуждена отказаться от иммунитета в отношении ряда категорий сделок и имущества, в первую очередь в отношении сделок, заключенных или гарантированных торговыми представительствами. В связи с существенным расширением внешнеэкономической деятельности позднее, в начале 90х годов, в целях привлечения иностранных инвестиций Россия заключила ряд международных договоров. Данные договоры о взаимной защите инвестиций предусматривали, что все споры, связанные с инвестициями, должны были рассматриваться в международном коммерческом арбитраже. Заключая такие соглашения, государство – участник приобретало эффективную возможность обеспечить реализацию прав своих физических и юридических лиц.
Для несущего финансовые риски иностранного инвестора, принципиальное значение имеет, чтобы государство, получающее капитал, предоставляло ему надлежащую защиту и гарантии. В частности, гарантию применения предусмотренного таким соглашением инвестиционного режима вне зависимости от возможных изменений законодательства и политической ситуации страны-реципиента .
В настоящее время Россия является участницей свыше 70 соглашений о взаимной защите капиталовложений, 14 из них были подписаны с иностранными государствами еще в период существования СССР. Однако международная договорная практика России показывает возникающую тенденцию к признанию Российской Федерацией юрисдикции иностранных судов, которая означает некий отказ от иммунитета. Количество исков, предъявляемых к Российской Федерации и ее органам в иностранных судах, а также объем последующих спорных действий в отношении имущества России в иностранных государствах при этом растет. В законодательстве различных зарубежных стран в последнее десятилетие стала получать широкое распространение «концепция ограниченного (функционального) иммунитета» государства. В соответствии с данной концепцией, ни само иностранное государство, ни его органы и организации, а также их собственность не пользуются иммунитетом в отношении требований, вытекающих из их коммерческой деятельности. Именно на данной концепции ограниченного иммунитета основана принятая ООН 2 декабря 2004 г. Конвенция о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности , подписанная Россией 1 декабря 2006 г., однако в силу так и не вступившая.
В соответствии с данной Конвенцией иностранное государство не получает иммунитет от юрисдикции судов другого государства в случаях заключения трудового договора или коммерческой сделки, а также причинения вреда личности или ущерба имуществу. Помимо этого, иммунитет не распространяется на дела, касающиеся собственности и установления прав на интеллектуальную и промышленную собственность; на дела, связанные с участием в компании или ином объединении, и на дела, имеющие отношение к эксплуатации государственных морских судов. Концепция иммунитета относится к действиям государства как субъекта международно-правовых отношений. В современном мире государство часто ведет себя как юридическое лицо (субъект гражданского права). Существуют различные точки зрения на то, распространяется ли иммунитет государства на такие отношения.
— Теория абсолютного иммунитета
Эта теория получила развитие в XIX в. и в первой половине XX в. В соответствии с ней иммунитет государства распространяется и на коммерческие сделки. Советский Союз и КНР придерживались теории абсолютного иммунитета. Указанная концепция оставляет за государством суверенное право отказаться от иммунитета (в том числе, заявить об отказе от использования иммунитета в договоре).
— Теория функционального (ограниченного) иммунитета
Теория функционального иммунитета принята в США и большинстве европейских стран во второй половине XX в. Россия в последнее время также начинает отказываться от концепции абсолютного иммунитета в пользу этой позиции. При этом считается, что государство не может пользоваться иммунитетом для защиты от исков, обусловленных невыполнением государством своих обязательств по коммерческим контрактам. Таким образом, необходимы формальные критерии разграничения случаев, когда государство действует «как носитель публичной власти» (лат. jure imperii) и случаев, когда государство ведет себя «как частное лицо» (лат. jure gestionis).
Однако, такое регулирование отчасти ущемляет суверенитет иностранных государств, возлагая на национальные органы власти решение о применимости иммунитета в конкретном случае. Уже упоминавшаяся Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (пока не вступившая в силу) содержит статью, запрещающую применение иммунитета государства в коммерческих сделках с иностранным физическим или юридическим лицом. Исключением являются случаи, когда стороны явным образом договорились об ином.
Федеральный закон «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» не наносит ущерба ряду второстепенных привилегий и иммунитетов, которыми обладает в соответствии с нормами международного права иностранное государство. Это касается функций его дипломатических представительств, консульских учреждений, специальных миссий, представительств при международных организациях или делегаций в органах международных организаций, а также на международных конференциях и относящихся к ним лиц. Кроме этого, закон не наносит ущерба иммунитетам, которыми в соответствии с нормами международного права пользуется иностранное государство в отношении воздушных судов или космических объектов, принадлежащих иностранному государству или используемых им, а также военных кораблей и других эксплуатируемых в некоммерческих целях государственных судов, как и не наносит ущерба привилегиям и иммунитетам, предоставляемым в соответствии с нормами международного права главам государств, правительств или министрам иностранных дел.
Официально закон вступил в силу 1 января 2016 г., однако для того чтобы он реально начал работать, необходимо внесение ряда дополнительных изменений в существующем законодательстве, в частности, содержащем положения, регулирующие особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц, в том числе положения о признании и исполнении решений иностранных судов. Они требуются и в ГПК РФ, и в АПК РФ, и в Федеральном законе «Об исполнительном производстве». Помимо этого, с учетом все увеличивающегося количества исков, предъявляемых Российской Федерации, а также последующих не всегда правомерных действий со стороны иностранных государств в отношении имущества РФ, актуальным становится положение закона о возможностях ограничения юрисдикционного иммунитета.
Однако необходимо также понимать, что активное использование положений закона может дать негативный эффект, приведя к снижению инвестиционной привлекательности России для иностранного бизнеса ввиду увеличения политических рисков. Отдельное внимание стоит уделить проблеме дипломатического иммунитета, точнее прав, предоставляемых дипломатическому лицу. В юридической литературе дипломатический иммунитет – это предоставление особых прав дипломатическому лицу, в том числе и невосприимчивость к национальному законодательству государства, в которое такое лицо прибыло для исполнения своей миссии. В соответствии со своим статусом дипломаты не могут быть привлечены к ответственности за совершенное преступление в государстве, в которое они были направлены. Правовыми основами, регулирующими деятельность дипломатов, являются Венская конвенция о дипломатических сношениях, а также национальное законодательство. Так, в Российской Федерации положения о дипломатическом иммунитете содержатся в ст. 401 ГПК РФ, в ст. 11 УК РФ. Из-за правового статуса дипломата и предоставленного ему дипломатического иммунитета зачастую лица, которые им обладают, злоупотребляют этим. К примеру, МИД РФ объявил персоной нон грата третьего секретаря политического отдела посольства США в России Фогла Райана Кристофера, которому вменялась попытка вербовки сотрудника одной из российских спецслужб.
Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что, несмотря на наличие международных правовых актов, а также норм внутригосударственного законодательства, регламентация института экстрадиции весьма прозрачна и имеет ряд проблем, как теоретических, так и практических. Во-первых, нет единых правил передачи обвиняемых либо преступников другому государству, во-вторых, проблемы возникают из-за различия правовых систем государств, в-третьих, проблемы экстрадиции также вызваны политическими разногласиями и дипломатическим иммунитетом. Кроме того, проблемы экстрадиции связаны с нежеланием государств экстрадировать своих граждан, т. е. данная деятельность направлена на защиту прав и законных интересов гражданина. Решением этих проблем является создание единого унифицированного документа, регулирующего процедуру экстрадиции для всех стран, который позволит расширить рамки международного сотрудничества государств и их компетентных органов для рассмотрения, расследования и разрешения уголовных дел.