Курсовая с практикой на тему Имена собственные в романе М. Булгакова «Собачье сердце» и их функционирование
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ 5
1.1.Основные подходы к исследованию имен собственных: структурно-семантический, функциональный, прагмалингвистический, коммуникативный, вне текстовый, когнитивный 5
1.2.Специфика художественного текста 12
1.3.Классификация имен собственных 13
2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В РОМАНЕ М. БУЛГАКОВА «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ» 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 37
Введение:
Актуальность Изучение Имен Собственных продолжает оставаться в фокусе внимания современной лингвистики. История имён уходит своими корнями в далёкое прошлое и тесно связана с историей народа и языка.
Личные имена, благозвучные и не очень, древние или новомодные, отражают быт верование, культурные традиции, фантазию народов. На двенадцать русских имен приходится тысяча иностранных.
В частности устная, так и письменная речь младших школьников требует пристального внимания педагогов, в том числе и при изучении онимов.
Ономастика как совокупность имен разных типов связаны со всеми сферами человеческой жизни и деятельности. Везде, где требуется выделение для индивидуализации, человек употребляет собственные имена как наиболее удобный способ выделения объекта. Иные пути индивидуализации – числовое обозначение, система координат и описательная фраза – имеют ограниченное применение. Использование собственных имен вообще, универсально.
Объект: имена собственные, предмет функционирование имен собственных в тексте «Собачье сердце».
Цель: описать функционирование имен собственных в тексте романа М. Булгакова «Собачье сердце»
Задачи:
Сопоставить существующие точки зрения на проблему исследования;
уточнить специфику функционирования;
Уточнить состав имен собственных представленных в тексте романа; с учетом семантики и структуры, уточнение значения.
Материалы и результаты могут использоваться в преподавании курсов современный русский язык лексикология, стилистика, лингвистический анализ текста, а также элективных курсов по проблемам идеостиля в Вузах, соответствующих разделов курсов русский язык и литература в средней школе.
Методы: описания и наблюдения, распределение единиц по классам,
Материалом послужил текст романа, методом выборки выбрано 37 объектов, 234 контекстов употребления.
Материалы и результаты могут использоваться в преподавании курсов современный русский язык лексикология, стилистика, лингвистический анализ текста, а также элективных курсов по проблемам идеостиля в вузах, соответствующих разделов курсов русский язык и литература в средней школе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Всякое имя собственное, как имя композиционно значимое, всегда соотнесено с содержанием целого художественного текста. Имена собственные в качестве ключевых слов художественного текста обладают особым экспрессивно-семантическим зарядом, соотнесены с многоплановостью текста и образом автора как выразителем главного идейно-эстетического смысла текста. Изучение имени собственного как ключевого слова художественного текста способствует обоснованию особой семантики имени собственного в речи. Основные подходы к исследованию имен собственных: структурно-семантический, функциональный, прагмалингвистический, коммуникативный, вне текстовый, когнитивный.
Ономастика как совокупность имен разных типов связаны со всеми сферами человеческой жизни и деятельности. Везде, где требуется выделение для индивидуализации, человек употребляет собственные имена как наиболее удобный способ выделения объекта. Иные пути индивидуализации – числовое обозначение, система координат и описательная фраза – имеют ограниченное применение.
В «Собачьем сердце» Булгаков продолжает тему преобразования жизни, начатую в «Роковых яйцах», однако здесь тема эта раскрывается в новом свете: писателя интересует то, каким образом человек может сделать лучше самого себя и окружающую его жизнь, как «революция» оказывается несостоятельной там, где речь идет о позитивном воздействии на общественную жизнь. Для показа этого писатель использует фантастическую ситуацию, тем не менее, достаточно точно отражающую дух эпохи, которую можно условно назвать «временем больших ожиданий».
Однако принципиально важным оказывается то, что профессору Преображенскому удаётся избавить окружающих от той опасности, которую несёт нормальной жизни созданное им «существо», и это становится возможным опять не благодаря его, профессора, профессиональному совершенству: повторная операция «возвращает» собаке ее первоначальный облик. Объясняя причины своей неудачи, Преображенский предельно точен: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь, вместо того, чтобы идти ощупью и параллельно с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу. На, получай Шарикова и ешь его с кашей!» И здесь Булгаков проводит идею «Великой Эволюции», и здесь профессор Преображенский выражает гуманистическую позицию автора повести: «На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками»
Наверное, повесть «Собачье сердце» Булгакова так долго шла к русскому читателю потому, что главная идея ее оказалась убийственным по точности приговором тем, кто когда-то надеялся путём «хирургического вмешательства» (революция) изменить к лучшему жизнь народа: ведь если уникальная операция, проведённая поистине мастером своего дела, не смогла «улучшить» одного-единственного человека, то может ли революция, апофеоз насилия, творимого дилетантами и недоучками, «улучшить» жизнь человечества?.. Риторический вопрос…
У повести Булгакова «Собачье сердце», анализ которой мы провели, есть подзаголовок: «Чудовищная история». В чём «чудовищность» истории о Шарикове и профессоре Преображенском? Каждый по-своему ответит на этот вопрос, благо, Булгаков слишком великий писатель для того, чтобы давать «рецепты» на все случаи жизни. Главное, наверное, в другом: повесть показывает нам, что только сам человек отвечает за себя и всё то, что происходит с ним в жизни. Отвечает и словом и делом, отвечает в первую очередь перед самим собой – а значит, и перед всем человечеством. И помогают понять главную мысль автора, имена собственные.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ
1.1.Основные подходы к исследованию имен собственных: структурно-семантический, функциональный, прагмалингвистический, коммуникативный, вне текстовый, когнитивный
Литературоведы уделяют значительное внимание собственным именам в творчестве отдельных писателей. Однако имена интересуют их главным образом в связи с чисто литературной проблематикой. Немногочисленные высказывания лингвистов по этим вопросам касались главным образом стилистических возможностей собственных имен, а также функционирования в художественных произведениях. Специальные ономастические исследования имен в художественных произведениях могут дать многое литературоведам, и лингвистам [7, с.34].
Русский именник за долгую историю формирования русской нации пережил несколько этапов значительных изменений. Любопытно, что практически на протяжении большей части русской истории именник русских допускал наличие у человека двух имён. Учёные полагают, что такая традиция восходит к праславянскому периоду, когда считалось, что одно (главное) имя следует скрывать из «охранительных» соображений (дабы скрыть основное имя от нечистой силы и т.п.) [6, с.42].
С принятием православия и возникновением обряда крещения, при котором и выбиралось главное имя, древнерусский именник постепенно стал играть роль второстепенного, однако он просуществовал вплоть до второй половины XVII столетия, причём, в аристократической среде нецерковные имена стали выходить из употребления значительно раньше. Но в других сословиях и позднее в качестве дополнительных именований продолжали использоваться прозвища, но употребление их уже не было официальным, ограничиваясь лишь сферой неформального общения [3, с.2].