Курсовая с практикой на тему Иллюстрированный журнал как тип издания (на примере журнала «Огонек»)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Иллюстрированные журналы: история и
современность. 5
1.1. Исторические аспекты становления и развития
иллюстрированных журналов 5
1.2. Эволюция отечественных иллюстрированных журналов после перестройки 9
2. Эволюция
фотографий в журнале «Огонек». 12
2.1. Общая
характеристика иллюстрированного журнала. 12
2.2. Отражение эпохи на страницах журнала. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 25
Введение:
Актуальность исследования. Иллюстрированный
журнал является исключительным явлением в отечественно журналистике, ведь
именно он стал своего рода визитной карточкой современной фотожурналистики.
Начиная со второй половины ХIХ века, т.е. с момента своего существования в России, иллюстрированные
журналы пережили настоящий расцвет. Вместо иллюстраций на страницах журналов
начинают появляться фотографии, на которых стали фиксироваться города, люди
различных профессий, окружающая дейтвительность.
Необыкновенная популярность данного издания была вызвана следующими
причинами: во-первых, издание было адресовано людям всех возрастов и его
тематика, на тот период, считалась самой прогрессивной, так как отражала
интересующие темы и проблемы, во-вторых только в данном журнале авторы
рассматривали события, происходившие в нашей стране, отражая культурную и
историческую эпоху времени.
Несомненно, изучение эволюции данного журнала, который существует более
века, его идеологических составляющих, как в плане тематики, так и в плане
редакторской политики очень интересно и актуально.
Если рассматривать вопросы теоретической изученности развития иллюстрированных
периодических изданий, то следует отметить, что их история, развитие,
типология, редакторская политика и т.д. не раз становились темой глубокой
научной разработанности. Можно отметить труды таких солидных ученых, как А.Г.
Бочаров, Ю.Н. Тынянов, В.Я. Лакшин, Н.П. Емельянов, А.В. Западов, И.В.
Кузнецов, Я.Н. Засурский, Б.И. Есин, Р.П. Овсепян.
Несмотря на достаточно большое количество научных трудов, журнал «Огонек»,
его эволюция и идеология никогда не становились предметом научного исследования
ни в советских научных трудах, ни в современных. Однако, считаем, что данная
тема интересна именно тем, что после смены социально-культурной ситуации в
стране в 1994 году начинает радикально меняться не только страна, но и
периодика, и этот кризисный период страны лучше всего проследить именно на
качественном иллюстрированном издании, каким и является «Огонек».
Таким образом, можно сказать о новизне данной работы, которая заключается в
том, что впервые на одном иллюстрированном издании, прослеживается эволюция становления
многих жанров современной фотожурналистики, в том числе и идеологическая
составляющая, начиная с периода расцвета, потом перестройку, а потом и
современное состояние, которое по оценкам многих СМИ, находится в затяжном
кризисе.
Объектом данной работы выступил иллюстрированный журнал «Огонек».
Предмет исследования — эволюция фотографий иллюстрированной периодики в
советский и постсоветский периоды, на примере журнала «Огонек». Цель работы — проследить динамику функционирования иллюстрированного
журнала «Огонек» в советский и постсоветский периоды.
Для достижения цели были поставлены
следующие задачи:
1. изучить исторические аспекты становления
отечественной иллюстрированной периодики,
2. проанализировать особенности функционирования иллюстрированного
журнала «Огонек» в
советский и постсоветский периоды.
В исследовании используются следующие методы:
историко- типологический, описательный, сравнительно-исторический.
Эмпирической
базой исследования выступил литературно-художественный журнал «Огонек».
Было проанализировано более 50 номеров.
Практическая
значимость данной работы заключается в том, что основные выводы могут лечь в
основу дальнейшего исследования эволюции и жанрового своеобразия иллюстрированных журналов.
Структура
работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы.
Заключение:
Таким
образом, иллюстрированные журналы долгое время удовлетворяли потребность
общественности в визуальной информации. На начальном этапе своего существования
рисунки были основным видом иллюстрации. Однако в конце XIX века, в связи с
изобретением цинковой графики, фотография резко вытеснила нарисованные
иллюстрации.
Фотожурналистика
как форма общения возникла и быстро развилась в тонко иллюстрированный журнал,
который быстро перешел от чистой иллюстрации к произведениям изобразительной
фотопублицистики. Именно на страницах иллюстрированных журналов сформировалось
многообразие жанровой палитры фотожурналистики.
Быстрое
развитие фотографии и постоянное совершенствование ее процессов очень скоро
позволили получить документальные изображения, которые невозможно было
запечатлеть каким-либо другим способом. Началось фотографическое «воспроизведение»
всевозможных изображений окружающего мира, всеобщее фотографическое закрепление
стран, городов, населяющих их людей, доселе неизвестных стран, странных
животных и других чудес света.
«Огонек»
был одним из старейших еженедельных журналов в России, который непрерывно
издавался с 1923 года. В отличие от «Правды» или «Известий», родившихся, как и
они, в котлах русской революции, «Огонек» вскоре после своего рождения в 1923
году стал служить только одной великой цели – выполнить задачу культурной
валидации и легитимации советской системы.
Тема
фотографий «Огонька» 1950-1960 годов соответствовала теме всего массива
советской фотографии: успехов промышленности и сельского хозяйства, масштабов
строительства и героизма труда. Помимо гиперболизации оборудования, часто
использовалось ритмическое разнообразие объектов (методы советской
фотожурналистики 1930 года). В сельском хозяйстве ритм также был на переднем
плане, но если промышленность освоила технику, то в сельском хозяйстве на
первом плане был крестьянин, как и многократный урожай.
По
фотографическим темам 1970-х годов можно сделать вывод, что фотожурналистов
интересовали больше локальные и конкретные сюжеты, отдельные проявления
позитивных перемен в жизни советских людей. Это изменение приблизило публикации
к читателям и зрителям, сделало их более «реальными» и убедительными.
Середина
1980 года — преобладает общественная тематика – политические конгрессы,
канонические фоторепортажи о ритуалах — официальных праздниках и траурных
процессиях — изменилась. Однако процессы, происходившие в политической сфере, в
жизни общества, оказали существенное влияние на содержание фоторепортажей в
журнале «Огонек». Это проявилось прежде всего в подборе освещаемых событий,
тематике опубликованных фоторепортажей, в обновлении уже существующих
визуальных канонов, подходов к съемке событий.
Итак,
на примере журнала «Огонек» проследили развитие фоторепортажа, который стал
социально ориентированным, политически острым, обратил внимание читателей
журнала на экономические трудности, несчастные случаи и катастрофы, на
политическую оппозицию, на международные конфликты на территории СССР, на
проблемы общества.
Герои
фоторепортажа в журнале — обычные люди со своими проблемами — постепенно
вытесняют образы советских рабочих и политических лидеров, заменяя их темами —
победами на международных соревнованиях советских спортсменов, концертами
известных музыкантов и артистов.
Фрагмент текста работы:
Иллюстрированные журналы: история и современность 1.1. Исторические аспекты становления
и развития иллюстрированных журналов Иллюстрированный
журнал, как специфический тип печатной продукции появился в 1840-х гг.
Родоначальником этого типа изданий был «The Illustrated London News», первый
номер которого увидел свет в мае 1842
г. В 1843 году стал издаваться французский журнал «L‘Illustration»
начал издаваться в 1843 г.
и в том же году вышел в свет иллюстрированный журнал «Leipziger lllustrierte
Zeitung» («Лейпцигская иллюстрированная газета»).
В
данных изданиях широко использовались гравированные иллюстрации, которые
служили дополнением к текстам. Именно в этот исторический период, в 1939 году,
появилась фотография. Таким образом, одновременно возникают два новых медиа —
фотография и иллюстрированная периодика. На страницах журналов благодаря
фотографии, пусть поначалу хоть и в виде гравюр со снимков, публика смогла
увидеть незнакомые страны, города, людей их населяющих, неведомые ранее земли,
диковинных животных и прочие чудеса света.
В
массовой прессе достаточно быстро начала использовать различные приемы
иллюстрирования, одной из таких газет так же можно назвать английскую газету «Daily Graphic»,
которая стала выходить в 1890
г.
Но по-прежнему именно
иллюстрированные журналы оставались главным «полигоном», на котором
фотожурналистика оттачивала свое мастерство и расширяла жанровую палитру.
Опубликованные в них единичные фотографии, постепенно меняли свой характер,
становились все более и более насыщенными информационным содержанием – так
чистая иллюстрация в конечном итоге становится информацией. А фотография с
подписью становится повествовательным элементом [12].
В России первые иллюстрированные
журналы появились четверть века спустя. Журнал «Всемирная иллюстрация»
(1869-1898) был призван служить иллюстрированной хроникой событий для
отечественного читателя. Созданный по аналогии с ведущими европейскими
журналами, российский еженедельник знакомил читателей с актуальными проблемами
современности; на его страницах печатались фотографии, где всесторонне
освещалась жизнь обеих столиц (Москвы и Санкт-Петербурга) и зарубежная
действительность.
Предшественник иллюстрированных
журналов — «Русский художественный листок», издававшийся в 1851-1862 годах. Его
редактором и издателем был виртуозный рисовальщик, живописец и график, автор
батальных и жанровых сцен В.Ф. Тимм (1820-1895), главным делом жизни которого
был выпуск этого замечательного периодического издания. Это не был журнал в
современном понимании — это был скорее альбом набросков, сопровождаемых
подписями, которые иногда представляли собой своего рода фотоотчет. Именно эти
зарисовки в какой-то степени определят характер первых отечественных
фоторепортажей в будущем. Целью, как сказал ее создатель, было запечатлеть на
снимках все интересное, что когда-либо происходило в России, но особенно
отразить события современной жизни, и показать все это в рисунках, не
вымышленных, а «взятых с натуры» [11].
К 1880-м годам журнал «Нива» стал
очень популярным среди самых широких слоев российской общественности.
Недорогой, а потому более доступный, он очень точно уловил ориентацию публики
на «картинку» и из года в год становился все более иллюстрированным. На его
страницах публиковались не только фотопортреты выдающихся современников, уже
знакомые по тем годам, и множество репродукций картин с художественных
выставок, которые в то время пользовались большой популярностью у читающей
аудитории, но все больше места в нем занимали фото зарисовки о текущих событиях
как в России, так и за рубежом. Они позволили огромной читательской аудитории
увидеть то, чего огромное количество людей никогда раньше не видели и не могли
увидеть нигде, кроме журнала. Отдельные фотографии, опубликованные в них,
постепенно меняли свой характер и становились все более и более насыщенными
информационным содержанием — так что чистая иллюстрация в конечном итоге
становится информацией.
Именно на страницах иллюстрированных
журналов возникают и совершенствуются сюжетно-серийные жанры фотожурналистики,
прежде всего фоторепортаж.