Курсовая с практикой на тему Игровые упражнения с палочками Кюизенера как средство формирования количественных представлений детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования количественных представлений детей старшего дошкольного возраста 5
1.1 Особенности формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста 5
1.2. Этапы формирования количественных представлений детей старшего дошкольного возраста 12
Глава 2. Практические аспекты использования игровых упражнения с палочками Кюизенера как средство формирования количественных представлений детей старшего дошкольного возраста 22
2.1. Характеристика игр и упражнений с палочками Кюизенера, направленных на развитие количественных представлений
дошкольников 22
2.2. Методика работы с палочками Кюизенера в процессе формирования количественных представлений детей старшего дошкольного возраста 26
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Приложение 37
Введение:
Актуальность обусловлена необходимостью поиска эффективных средств формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, одной из основных задач дошкольной образовательной организации является познавательное развитие дошкольников, которое подразумевает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Формирование количественных представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей. Познание количества, количественных отношений осуществляется детьми в основном в игровой, в процессе предметной деятельности с познаваемыми объектами. Для этой работы необходимо использовать интересные и увлекательные игры и игровые упражнения. Среди разных видов игр, имеющих место в дошкольном возрасте, особое место занимают игровые упражнения с цветными палочками Х. Кюизенера.
Методика работы с цветными палочками Кюизенера представлена в трудах Л.Д. Комаровой, Н.Ф. Кулешовой, З.А. Михайловой, Е.А. Носовой, Б.Б. Филькенштейна. Авторами были выделены сущностные и структурные особенности игровых упражнений с палочками Кюизенера как вида деятельности, изучена специфика их использования в качестве метода обучения и формы организации образовательного процесса в разных возрастных группах.
Вместе с тем игровые упражнения с цветными палочками Х. Кюизенера не нашли должного места в процессе формирования у детей дошкольного возраста количественных представлений. Анализ методической литературы и опыта работы дошкольных образовательных организаций свидетельствует, что развивающий потенциал игровых упражнений с палочками Кюизенера недостаточно высок из-за недопонимания педагогами значения данного дидактического материала для формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект: формирование количественных представлений детей старшего дошкольного возраста
Предмет: игровые упражнения с палочками Кюизенера как средство формирования количественных представлений детей старшего дошкольного возраста
Цель: определение педагогических условий по использованию игровых упражнений с палочками Кюизенера как средства формирования количественных представлений детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить этапы формирования количественных представлений детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности использования игровых упражнений с палочками Кюизенера в формировании количественных представлений детей старшего дошкольного возраста.
4. Изучить педагогический опыт по проблеме исследования.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, анализ программ дошкольного образования.
Заключение:
Проанализировав педагогическую литературу по проблеме исследования, мы выяснили, что особенности формирования представлений о количестве у детей дошкольного возраста изучали многие педагоги, такие как З.А. Михайлова, Л.С. Метлина, В.В. Данилова, А.В. Белошистая, Т.И. Ерофеева, Е.И. Щербакова, А.М. Леушина и другие. Была рассмотрена методика формирования представлений о количестве, такая как: традиционная методика А. М. Леушиной, в которой представлено обучение детей математике во всех возрастных группах детского сада. А.М. Леушина описала последовательность усложнения заданий с каждый годом развития ребенка.
Работа по развитию представлений о количестве у детей старшего дошкольного возраста проводилась в соответствии с требованиями программного содержания. В каждой программе по обучению и воспитанию в детском саду определены задачи по формированию у детей количественных представлений. Вся работа должна проходить в системе, последовательно, учитывая возрастные особенности детей. Для развития у детей представлений о количестве необходимо использовать разнообразные формы работы: занятие, дидактические игры, упражнения, индивидуальная работа, организация самостоятельной деятельности. Нужно уделять внимание работе с родителями по данной проблеме. При обучении детей необходимо от нерасчлененного восприятия множеств предметов детей необходимо переводить к выявлению отдельных составляющих это множество элементов путем попарного сопоставления их, а обучение счету следует за освоением детьми действиями с множествами.
Сосредоточить внимание и заинтересовать детей дошкольного возраста удалось благодаря играм. Сначала детей увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Так у детей постепенно появляется интерес и к самому предмету обучения. Представленный практический материал позволит ребенку узнать, закрепить знания и умения, о количестве. Таким образом, в игровой форме прививаются ребенку знания из области математики. Ребенок в результате учится выполнять различные действия, развитие памяти, мышления, творческих способностей. В ходе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать.
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются палочки Дж. Кюизенера, разработанные бельгийским математиком для подготовки детей к усвоению элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.
Таким образом, игры на основе Палочек Кюизенера целесообразно использовать для лучшего усвоения навыков по формированию элементарных математических представлений. Важным условием для реализации наших планов является ознакомление родителей с палочками Кюизенера, для закрепления полученных знаний дома.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования количественных представлений детей старшего дошкольного возраста
1.1 Особенности формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста
Вопросы формирования у детей первых лет жизни количественных представлений нашли отражение в работах таких выдающихся педагогов, как: И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, М. Монтессори и др. В первой половине ХХ века развитие методических аспектов формированию количественных представлений у детей дошкольного возраста происходило под влиянием получившего распространение в начальной школе монографического методом обучения арифметике. Его сторонники полагали, что формирование количественных представлений и освоение счета должно происходить на основе целостного восприятия чисел (Ф.Н. Блехер, Д.Л. Волковский, В.А. Лай, К.Ф. Лебединцев и др., в настоящее время Г. Доман).
Ф.Н. Блехер, опираясь на известные ей данные зарубежных психологов о времени и сроках восприятия ребенком разных чисел, предлагала учить детей 3–4-летнего возраста различать и выделять понятия «много» и «один», формировать у них представления о числах 1, 2, 3 на основе восприятия соответствующих предметных совокупностей и определения их словом– числительным [2]. По ее мнению, формирование у детей дошкольного возраста количественных представлений должно осуществляться как попутно, используя все многочисленные поводы, возникающие в жизни, так и в процессе организации специальных дидактических игр [5].
Данная идея получила дальнейшее развития в работах Р. Грина и В. Лаксона, рассматривающих в качестве основы формирования абстрактного понятия числа и освоения арифметических действий понимание детьми количественных отношений на конкретных множествах предметов [7]. В отличие от предыдущих авторов, Ж. Пиаже отмечал: «Это большая ошибка думать о том, что ребенок приобретает понятие числа и другие математические понятия непосредственно в обучении. Наоборот, в значительной степени он развивает их самостоятельно, независимо и спонтанно» [17]. По его мнению, овладение математическими понятиями происходит на основе логических операций классификации и сериации, которые ребенок открывает сам и обучиться которым практически невозможно. Они появляются довольно поздно, в 11–12 лет, т.е. уже в школьном возрасте [17].