Курсовая с практикой на тему Игровые технологии в воспитании: требования и особенности реализации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 5
1.1. Особенности игр современных дошкольников. 5
1.2. Требования к реализации игровых технологий в процессе
воспитания. 9
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВНЕДРЕНИЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.. 16
2.1. Методические особенности реализации игровой технологии. 16
2.2. Сценарии
игр для детей дошкольного возраста. 20
2.3. Выявление
интереса детей дошкольного возраста к играм. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 31
Приложение. 32
Введение:
Актуальность.
В
настоящее время система образования направляет педагогов к использованию
доступных современных возможностей и ресурсов с целью повышения эффективности
воспитательного процесса в дошкольной организации. Одним из наиболее
эффективных методов воздействия на ребенка является игровая деятельность, она
же – ведущая деятельность в дошкольном детстве.
В игре дошкольник полностью погружается в
отведенную ему роль и раскрывает потенциальные возможности. Он проявляет
любознательность, развивается всесторонне. По этой причине игре придается
большое значение в системе дошкольного образования.
В.А. Сухомлинский писал, что игра
позволяет ребенку усвоить мир и все происходящее в нем.[1] В игре дети реализуют
себя, демонстрируя способности и индивидуальность. В игре можно рассмотреть
характер ребенка, его личностные качества и поведенческие особенности. Соответственно,
использование игровых технологий положительным образом влияет на развитие детей
дошкольного возраста.
Актуальность данной работы обусловлена
потребностью педагогического воздействия на личность ребенка дошкольного
возраста для всестороннего развития его личности.
Объект
исследования – игровые технологии в процессе
воспитания дошкольников.
Предмет
исследования – особенности применения игровых
технологий в воспитании дошкольников.
Цель
исследования: обосновать эффективность применения
игровых технологий в воспитании дошкольников.
Исходя из поставленной цели были
определены следующие задачи исследования:
— рассмотреть особенности игр современных
дошкольников;
— изучить требования к реализации игровых
технологий в процессе воспитания;
— проанализировать методические
особенности реализации игровой технологии;
— представить сценарии игр для детей
дошкольного возраста;
— выявить интерес детей к играм.
Методы
исследования:
— теоретические (анализ и синтез,
обобщение);
— эмпирические (анкетирование, наблюдение,
тестирование).
Структура
исследования: работа состоит из введения, основной
части из двух глав, заключения, списка литературы и приложения. [1] Выготский Л.С.
Психология развития ребенка. – М.: Смысл, 2006. – 185 с.
Заключение:
В ходе данного
исследования были решены следующие задачи:
— рассмотрены особенности игр современных
дошкольников;
— изучены требования к реализации игровых
технологий в процессе воспитания;
— проанализированы методические
особенности реализации игровой технологии;
— представлены сценарии игр для детей
дошкольного возраста;
— выявлен интерес детей к играм.
Выяснено, что игра дает возможность
ребенку в увлекательной форме познакомиться с различными социальными явлениями,
воспроизводить различные жизненные ситуации. Так, дошкольники получают
возможность усвоить социальный опыт. Игра так же является довольно эффективным
средством для обучения. В частности, дидактическая игра облегчает воспитательно-образовательный
процесс, вовлекая в деятельность учащихся с разным темпом работы и уровнем
владения материала. Она гарантирует позитивное эмоциональное состояние,
повышает работоспособность, снимает усталость и увеличивает мотивацию к
обучению.
В старшем дошкольном
возрасте сюжетно-ролевые игры приобретают достаточно содержательный,
целенаправленный характер. Решая вопросы становления личности каждого ребенка,
современная игровая продукция помогает детям перейти от манипулятивных,
однообразных действий к сюжетным.
Игры создают приемлемые условия,
позволяющие воспроизводить и усваивать правила и отношения, которые имеют место
быть в окружающей действительности, ребенок, в свою очередь, получает настоящую
возможность исследовать межличностные отношения в социальном процессе.
Продолжительные наблюдения за сюжетно-ролевыми играми детей старшего
дошкольного возраста продемонстрировали, что дети, в том числе, играют в игры,
которые отображают реальную социальную жизнь. Ребенок старшего дошкольного
возраста уже обдуманно выбирает сценарий игры, намечает ее план,
ориентировочную последовательность действий, то есть дошкольник уже в общих
чертах представляет те события, которые он обыгрывает. Дети старшего
дошкольного возраста уже способны к самостоятельному распределению ролей,
однако данный процесс порой нуждается в осуществлении педагогической помощи. Игра,
по сути, является определенной формой учебно-воспитательной деятельности,
которая, в свою очередь, имитирует определенные практические ситуации. Кроме
того, игра является определенным средством формирования познавательного
интереса, что, в свою очередь, способствует качественному умственному развитию
старших дошкольников.
Уникальность разработанной системы, при
этом, заключается в том, что в ней использованы дидактические математические
игры в совокупности с играми сюжетно-ролевого характера. Это позволяет не
только подготовить детей старшего дошкольного возраста к последующему обучению
в начальной школе, но и также развивать в них эмоциональность, отзывчивость,
коммуникативные навыки, которые также чрезвычайно необходимы в социальной
среде. Так, предложенные дидактические игры должны заканчиваться играми
сюжетно-ролевыми для того, чтобы дети смогли отдохнуть, войти в спокойное, не
возбужденное соревновательной активностью состояние. На практике было
выяснено, что игры способствуют развитию познавательного интереса,
развивают ребенка в коммуникативной, социальной и прочей сферах. Дети любят
играть, поскольку это их ведущая деятельность, в соответствии с возрастом.
Таким образом, задачи исследования решены.
Цель исследования достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 1.1. Особенности игр
современных дошкольников Преимущественную роль в психическом и
интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста имеет непосредственно игра.
Игры создают приемлемые условия, позволяющие воспроизводить и усваивать правила
и отношения, которые имеют место быть в окружающей действительности, ребенок, в
свою очередь, получает настоящую возможность исследовать межличностные
отношения в социальном процессе.
Продолжительные наблюдения за
сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста демонстрируют, что
дети, в том числе, играют в игры, которые отображают реальную социальную жизнь:
«Дом», «Детский сад», «Магазин», «Работа», «Больница» и так далее. То есть,
игра основывается на приобретенном жизненном опыте дошкольников.[1]
Отражая в процессе игровой деятельности различные
социальные явления, дошкольники все глубже познают их, при этом осмысливая
связи между ними, уточняя и апробируя верность имеющихся представлений. Поиск
знаний, пытливость ума проявляется в большей степени именно в тот момент, когда
определенное явление производит активный интерес, вызывает бурные чувства у
дошкольника, при этом необходимые знания для выражения происходящего еще не
сформированы.
В возрасте 5-7 лет у ребенка расширяется
область знаний, воспитанники начинают проявлять инициативу, принимать
самостоятельные решения, например, во время игры. Когда ребенок играет, он
подключает мышление, волю, память и т.д.
В.Г. Асеев, в книге «Возрастная
психология» отмечает, что игра является мощным средством для развития ребенка.
Она пишет, что игра предоставляет возможность старшему дошкольнику в живой,
увлекательной форме познакомиться с достаточно обширным кругом явлений
окружающей действительности, при этом же активно воспроизвести их в своих
действиях. Отображая в процессе игровой деятельности окружающую
действительность, различные поступки людей и различные виды их трудовой активности,
дошкольники получают реальную возможность более глубоко понять эти социальные
отношения.
Действительно верное понимание
изображаемых событий, верное выполнение соответствующих действий получают в
игре постоянное подкрепление при помощи одобрения детского коллектива
достижению соответствующего игрового результата, плюсовой оценке воспитателя.
Все это создает благоприятные условия для развития детской личности.[2]
Н.Н. Поддъяков, в книге «Особенности
психического развития детей дошкольного возраста» пишет, что самостоятельность
детей старшего дошкольного возраста в сюжетной и ролевой игре – одна из ее
характерных черт. По его мнению, процесс игры в период старшего дошкольного
детства достаточно сложен. Дети самостоятельно
выбирают игровую тематику, определяя сюжетные линии, определяют, каким образом
будут раскрываться роли, как развернется игра и прочее. [1] Строкина О.Д.
Развитие любознательности у детей дошкольного возраста в игровой деятельности /
О.Д. Строкина // Осовские педагогические чтения «Образование в современном
мире: новое время — новые решения». – 2014. — №1. – С. 401-405. [2] Асеев В.Г.
Возрастная психология. – Иркутск, 1989. – 366 с.