Курсовая с практикой на тему Игровые технологии как средство развития познавательного интереса у детей раннего возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Проблема развития познавательного интереса в научно-педагогической литературе 6
1.2.Возрастные особенности развития детей раннего возраста 11
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 17
ГЛАВА 2. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА 18
2.1. Современные игровые технологии в дошкольном образовании 18
2.2. Практические рекомендации по использованию игровой технологии для развития познавательных интересов у детей раннего возраста 21
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Введение:
Актуальность темы. Ранний возраст является важным, уникальным и значимым периодом развития ребенка, когда формируются основы личности, активно развивается воображение, инициативность, творчество. Однако все эти важнейшие качества формируются не в образовательной деятельности, а в ведущей и главной деятельности детей раннего возраста – в игре.
Для детей игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания.
В игре ребенок делает открытие того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у детей раннего возраста необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством развития, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, взрослый воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Начальный этап игровой деятельности – это ознакомительные действия с предметом – игрушкой по мотиву, заданному ребенку взрослым. Ее содержание составляют действия – манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов.
Поэтому основная задача взрослых в период детства – обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную и иную активность детей.
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем психолого-педагогической науки является исследование познавательного интереса.
В современном образовании значительное внимание уделяется не только развитию интеллектуальных способностей детей и получению им определенного набора знаний, но и развитию их собственной познавательной и творческой активности. Это получило отражение в новых стандартах образования.
Так, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) основным принципом образования называет формирование познавательных интересов и познавательной активности ребенка в различных видах деятельности.
Несмотря на то, что познавательная активность детей раннего возраста должна быть развита на должном уровне, в последние годы наблюдается устойчивое снижение познавательной активности. Причины этого:
— педагогии недостаточно владеют и используют активные методы обучения и развития, при применении которых деятельность ребенка приобретает творческий, продуктивный характер и как результат — стимулирование познавательного интереса ребенка;
— в развивающей среде ДОУ отсутствуют в полной мере условия для развития познавательного интереса: нет разнообразного развивающего материала для всестороннего развития ребенка и т.д.;
— знания родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей бессистемны, познавательный интерес в условиях семьи не развивается.
Педагоги, работающие над данной проблемой, предлагают использовать игровые технологии для развития познавательного интереса у детей раннего возраста.
Цель исследования: исследование возможностей игровых технологий для развития познавательных интересов у детей раннего возраста.
Объект исследования: процесс развития познавательных интересов у детей раннего возраста.
Предмет исследования: игровые технологии как средство развития познавательных интересов у детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательного интереса развития.
2. Выявить возрастные особенности развития детей раннего возраста.
3. Описать современные игровые технологии, используемые в работе с детьми раннего возраста.
4. Разработать практические рекомендации по использованию игровых технологии для развития познавательных интересов у детей раннего возраста.
Для решения поставленных цели и задач нами были использованы следующие методы работы: анализ педагогической, психологической и научно-методической литературы; изучение социально-педагогического опыта по проблеме исследования; синтез основных идей, сравнение, моделирование.
Методологической основой нашей работы являются основные положения, разработанные классиками русской и советской педагогики Крупской Н.К., Макаренко А.С., Ушинским, и также положения отечественной педагогики, сформулированные в трудах Богуславской З.М., Радиной Е.И., Сорокиной А.И., Усовой А.П.
Практическая значимость: данная работа, предложенные рекомендации предназначены для использования в процессе развития познавательного интереса у детей раннего возраста.
Объем и структура работы: курсовая работа объемом 33 страницы текста состоит из содержания, введения, 2 глав, выводов по каждому разделу, заключения и списка использованной литературы в количестве 30.
Заключение:
Для достижения цели исследования, а именно – исследование возможностей игровых технологий для развития познавательных интересов у детей раннего возраста, мы осуществили следующее:
1. Провели анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательного интереса развития.
2. Выявили возрастные особенности развития детей раннего возраста.
3. Описали современные игровые технологии, используемые в работе с детьми раннего возраста.
4. Разработали практические рекомендации по использованию игровых технологии для развития познавательных интересов у детей раннего возраста.
Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме познавательного интереса, обобщение опыта ученых и педагогов-практиков по вопросам формирования познавательной активности, позволяет нам сделать следующие выводы. Познавательная активность – это личностное образование, деятельное состояние, выражающее интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.
Познавательный интерес детей раннего возраста возникает в процессе познания. Особенность развития познавательного интереса детей раннего возраста – проявление элементов творчества, заинтересованное принятие информации, желание узнать новое, умение усвоить новый способ познания и др.
В процессе организации воспитательно-образовательной деятельности важно создать условия развития познавательного интереса у детей раннего возраста: своевременно соотносить познавательные интересы с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка; отбор наиболее эффективных форм и методов работы с детьми; учет личностных особенностей ребенка.
Важнейшим педагогическим средством развития познавательного интереса у детей раннего возраста выступают игровые технологии.
В их основу положен ведущий вид педагогической деятельности – игра, в ходе которой ребенок наиболее полно раскрывает свои возможности и более эффективно усваивает социально-культурный опыт человечества.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема развития познавательного интереса в научно-педагогической литературе
Обновление содержания образования в XXI в. требует решения сложной проблемы: как превратить огромный массив знаний, накопленный человечеством в процессе своего общественно-исторического развития, на индивидуальное достояние и орудие каждой личности. Ведь современный мир «информационного взрыва», который формирует новые взаимоотношения между ребенком и знаниями, становится все сложнее. Следовательно, решение одной из главных задач дошкольного образования – развитие целостной, гармонично развитой, жизненно компетентной личности – ставит на повестку дня вопрос формирования у дошкольников активно-познавательного отношения к окружающей действительности, умение ориентироваться в разнообразии предметов и явлений, способности произвольно регулировать собственную познавательную деятельность. Это и есть те внутренние предпосылки, которые обеспечивают легкость и скорость усвоения новой информации, способность к ее творческому использованию в жизни.
По мнению Обуховой Л. Ф. заинтересовать, а не дать знания в готовом виде – всегда было целью дидактики и теории воспитания. Это задача решалась педагогами всех эпох. Чрезвычайно важным оно остается и в наши дни. Ведь именно интерес дает человеку шанс остаться неповторимой индивидуальностью, идти своим путем в жизни, творчески самоутверждаться, инициативно работать. Через познание предмета интереса, наконец, происходит развитие личности [20, c. 4].
Таким образом, особенно актуальной является проблема оптимизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Это побуждает к поиску эффективных способов развития познавательных интересов дошкольников, а также предотвращения интеллектуальной пассивности детей.
В основе современных исследований познавательного интереса лежат труды Л.С. Выготского [6], С.Л. Рубинштейна [21], А.А. Смирнова [23], Б.М. Теплова [25], Г.С. Щукиной [28], Д.Б. Эльконина [29 ] и других известных психологов.
Познавательные интересы являются разновидностью интересов, которые активно изучаются психологами. Интерес принадлежит к движущим силам человеческого поведения. Во многих психологических исследованиях он рассматривается как своеобразный показатель стремлений личности, ее активного отношения к жизни.
В отечественной психологии понятие познавательный интерес прочно связывается с понятиями познавательной потребности человека и познавательной деятельности. По словам Лузан П.Г. известно, что устойчивые учебные мотивы формируются у школьников именно на основе познавательной потребности и познавательных интересов [15, c. 211]
Несмотря на достаточную изученность проблемы познавательного интереса, однозначного подхода к его определению в психолого-педагогической науке не существует, что говорит, как о его чрезвычайной важности, так и о трудности понимания.