Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Игровые технологии и их использование в образовательном процессе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 5
1.1. Сущность игровых технологий, используемых в образовательном процессе в ДОУ 5
1.2. Специфика использования игровых технологий в образовательном процессе на разных этапах 13
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 21
2.1. Система игр и упражнений на основе игровых технологий в ДОУ 21
2.2. Методические рекомендации для педагога по использованию игровых технологий в образовательном процессе 24
Выводы по второй главе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

 

  

Введение:

 

На современном этапе развития образования одной из стратегических задач определена необходимость формирования активной, творческой личности. На развитие различных способностей ребенка большое влияние оказывает игровой момент. Педагоги и психологи считают игру своеобразной формой соотношений между окружающим миром и жизненными событиями. Она является одним из видов детской деятельности.
Проблема использования игровых технологий в учебном процессе отражена во многих исследованиях. Ученые разработали теоретические основы исторического происхождения игры, ее сущности, психологического механизма (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Ф. Русова и др.). Об игровых технологиях как средстве обучения и воспитания детей, об исключительной ценности игры для ребенка и необходимости ее целенаправленного использования в учебном процессе писали такие выдающиеся педагоги, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.
В работах педагогов отмечены многочисленные подходы к определению сущности понятия «игра» и «игровая технология». Ряд исследователей рассматривают игру как одно из самых эффективных средств обучения и воспитания. Анализ теоретических наработок и педагогической практики показывают, что вопросы использования дидактической игры в образовательном процессе ДОУ на разных возрастных этапах дошкольного возраста изучено еще недостаточно, чем и обусловлена актуальность темы данной работы.
Цель исследования: выявление, научно-теоретическое обоснование эффективности игровых технологий в образовательном процессе; разработка системы игр и упражнений на основе игровых технологий в ДОУ.
Объект исследования: игровые технологии в образовательном процессе ДОУ.
Предмет исследования: использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия игровых технологий.
2. Описать специфику использования игровых технологий в образовательном процессе на разных этапах.
3. Разработать систему игр и упражнений на основе игровых технологий в ДОУ.
4. Разработать методические рекомендации для педагога по использованию игровых технологий в образовательном процессе.
С целью решения задач исследования были использованы следующие методы, дополняющие друг друга:
 анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
 синтез;
 обобщение;
 моделирование при разработке системы игр и упражнений и методических рекомендаций для педагогов.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате написания данной работы была достигнута ее цель − выявлена, научно-теоретическое обоснована эффективности игровых технологий в образовательном процессе; разработана системы игр и упражнений на основе игровых технологий в ДОУ.
Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач:
1. Раскрыта сущность понятия игровых технологий. На основе анализа литературных источников по теме исследования мы пришли к выводу, что игровые технологии – это педагогические технологии, включающие широкую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра имеет существенный признак, отличающий ее от других – четко определенная цель обучения и соответствующий педагогический результат, которые могут быть обусловлены и выявлены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
2. Описана специфика использования игровых технологий в образовательном процессе на разных этапах. Решение данной задачи позволило сделать вывод, что специфика использования игровых технологий в образовательном процессе ДОУ на разных возрастных этапах должна учитывать возрастные особенности развития игры у дошкольников. По нашему мнению, наибольшим потенциалом в образовательном процессе обладает именно дидактическая игра.
3. Разработана система игр и упражнений на основе игровых технологий в ДОУ. В ее основе лежит использование дидактических игр.
4. Разработаны методические рекомендации для педагога по использованию игровых технологий в образовательном процессе. Педагог в образовательном процессе должен использовать игры, способствующие развитию органов чувств ребенка, внимания, памяти, фантазии, наблюдательности, любознательности, речи.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Сущность игровых технологий, используемых в образовательном процессе в ДОУ

Идея технологизации образовательного процесса возникла на заре XX века. Именно с технологиями обучения связывали ученые-авангардисты надежды на то, что только таким путем удастся сделать образование эффективным.
Во второй половине ХХ в. появился новый вид технологий – социальные технологии. Это связано с интенсификацией общественного развития, увеличением и глобализацией социальных контактов, облегчением информационного обмена, возникновением потребности в активных и креативных людях. Социальные технологии, имея в качестве предмета различные социокультурные процессы, отличаются (должны отличаться) от производственных.
Опыт последних двух десятилетий показывает, что обучение на этапе получения базовых знаний требует технологизации учебного процесса с целью сделать его как можно более управляемым и эффективным. В этом помогает и технизация образования.
Необходимость обновления учебного процесса не означает отказ полностью от традиционных методов в обучении, которые результативны для решения различных педагогических задач.
Однако существует различие между сущностью методики и технологии. В идеальном варианте технология обладает жестко выстроенной системой предписаний (условий, требований и этапов), гарантированно ведущих к качественному освоению учебного материала, т.е. инструментальностью. Технология также характеризуется устойчивостью результатов и отсутствием многих «если» (если талантливый педагог, если талантливые дети, хорошие родители…).
Методика предполагает вариативность способов теоретических положений, их разнообразие, что не обеспечивает гарантий в достижении результата обучения. Таким образом, даже идеальная методика не будет обладать инструментальностью.
Под инструментальностью подразумевается продуманная алгоритмизация конкретных действий от постановки цели до анализа результатов .
Правильность и системность в проектировании технологии, четкость и наглядность ее этапов, процесса в целом, обеспечивается за счет построения учителем последовательных шагов, совместных с обучающимися для достижения образовательной цели.
Технологический подход оформился в российской педагогике не как противостояние традиционному, он развивался на его основе, став преемником всего лучшего, что наработала традиционная педагогическая теория и практика. Именно взаимодействие различных идей и теорий превратили набор педтехнических приемов, разработанных прагматическими психологами Д. Дьюи, С. Холлом, Ф. Фейлором, Ф. Гильбертом, в педагогическую технологию.
Само рождение педагогической технологии было осознано учеными и общественностью настолько выдающимся событием, что ЮНЕСКО сочла нужным дать ей определение: «это не просто использование ТСО или компьютеров, это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов».
Таким образом, понятие «технология» сегодня относится ко всем дисциплинам в школе и высших учебных заведениях. Именно с помощью технологий входит в мировое пространство новая система образования. В переводе с греческого «технология» означает «совокупность способов переработки материалов, изготовления изделий и процессы, которые сопровождают эти виды работ». Понятие «технология» состоит из двух слов — «техно» и «логия». «Техно» означает «мастерство», а «логия» — «учение», «слово». Итак, исходя из этого, «технология» — «учение о мастерстве».
Можно отметить, что термин «педагогическая технология», точнее «технологии в образовании», упоминается еще в 1920-е гг. в СССР. А.С. Макаренко впервые употребил его в связи с педагогической деятельностью. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология».
Педагогическая технология – это жестко выстроенная система совместной деятельности обучаемого и обучающего по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата обучения при обеспечении комфортных условий участникам.
Под образовательной технологией понимается совокупность учебных действий, последовательное осуществление которых обеспечивает гарантированный результат в достижении целей и задач образования .
Технология, как правило, реализуется в интерактивном режиме – в диалоговых формах образовательной деятельности учащихся. Поэтому важно освоение основ корпоративной культуры (в паре, группе). Технология всегда решает проблему, а потому главный принцип ее содержания и его реализации – проблематизация.
В зависимости от области науки, подхода содержание понятия «технология» имеет определенные расхождения. Обратимся к некоторым терминам и понятиям.
С позиции технологического подхода – педагогическую технологию можно определить как запрограммированный (алгоритмизированный) педагогический процесс, обеспечивающий достижение запроектированных педагогических целей .
Педагогическая технология – это системное, концептуальное, нормативное объективированное инвариантное описание деятельности учителя и ученика, направленное на достижение образовательной цели .
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она является организационно-методическим инструментарием педагогического процесса .
Признаки педагогической технологии, предполагающей влияние на ребенка в целях обеспечения результата в его развитии:
– степень гарантированности конечного результата обучения;
– процедурность проектирования форм учебного процесса;
– двусторонний процессуальный характер взаимосвязанной (совместной) деятельности воспитателя и его воспитанников;
– совокупность приемов, методов, тесно связанных между собой;
– проектирование, организация, ориентирование и коррекция образовательного процесса (полный цикл управления детьми свой деятельностью);
– наличие комфортных условий для участников учебного процесса;
– управление на всех этапах, уровнях, группах.
Технология разрабатывается (или берется в готовом виде) под конкретный педагогический замысел, реализующий представление учителя о наиболее эффективном способе изучения конкретного блока материала);
– разрабатывается технологическая цепочка взаимосвязанных и строго регламентированных действий, предписаний в соответствии с целевыми установками, сформулированными в форме конкретного ожидаемого результата;
– технология проектируется как совместная деятельность учителя и учащихся на партнерских условиях на основе принципов дифференциации и индивидуализации, разнообразной коммуникации;
– педагогическая технология универсальна, т.е. применима при изучении любого из школьных предметов;
– этапы и элементы педагогической технологии предусматривают воспроизведение любым учителем;
– гарантированность достижения планируемых результатов всеми школьниками в процессе учебной деятельности;
– педагогической технология содержит диагностические процедуры и критерии, показатели и инструментарий измерений результатов деятельности дошкольников.
Исходя из изложенного выше, педагогической технологией мы будем называть систему, состоящую из:
– целей, требований, средств и методов образования (инструментальности);
– представления планируемых результатов обучения,
– средств диагностики на каждом этапе технологии,
– системы отношений «педагог-ребенок»,
– эталона презентации результатов совместной работы.
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:
1-й аспект – научный: педагогические технологии — часть педагогической науки, изучающей и разрабатывающей цели, содержание и методы обучения и проектирующие педагогические процессы.
2-й аспект – процессуально-описательный: описание процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы