Курсовая с практикой на тему Игровые методы как способ разрешения конфликтных ситуаций у детей младшего подростковой возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты игровых методов разрешения конфликтных ситуаций с младшими подростками 5
1.2 Особенности проявления разрешения конфликтных ситуаций у младших подростков 5
1.2. Диагностика и профилактика разрешения конфликтных ситуаций с младшими подростками 13
Вывод по главе I 18
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по профилактике разрешения конфликтных ситуаций у младших подростков 20
2.1 Диагностика разрешения конфликтных ситуаций с младшими подростками 20
2.2 Экспериментальная работа по профилактике разрешения конфликтных ситуаций подростков с помощью игровых методов 25
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 28
Вывод по главе II 32
Заключение 33
Список литературы 35
Приложения 37
Введение:
Актуальность исследования разрешения конфликтных ситуаций подрастающих поколений, наряду с проблематикой мотивации к учёбе и отсутствия социализации у детей в компьютеризированном обществе выходит на первые позиции. И мы можем говорить о том, что причины этих явлений находятся в сфере воспитания и обучения младших подростков, идут в тандеме и неразрывно связаны с тем путём развития, который выбрало человечество.
Непрерывно ускоряющийся темп жизни, компьютеризация досуга и общения, легкомысленность и формализированность вопросов воспитания «забирают» у детей родителей [26, с. 343]. Отсутствие правильных примеров поведения и реализации себя приводят юные умы к самому простому инстинктивному выходу энергии – конфликту.
Тем не менее, большинство исследователей сходятся на том, что одним из важных факторов, влияющих на развитие конфликтности, является воспитание в семье (А.Адлер, JI. Берковиц, Р.Бэрон, JI.C. Выготский, А.И.Захаров, И.С. Кон, М. Раттер, Д.Ричардсон, Э.Фромм, X. Хекхаузен, и др).
Влиянием социализации на развитие конфликтности занимались Л.И.Вассерман, И.В.Дубровина, Ю.А.Клейберг, И.Кон, А.А.Реан, JI.A. Регуш.
Изучение вопросов конфликтности в свете гендерной идентичности прослеживается в работах В.В. Знакова, И.С. Клециной, И.С.Кона, В.А. Лабунской, Л.Н. Ожиговой.
Проблемы профилактики разрешения конфликтных ситуаций подростков поднимаются в исследованиях З. Фрейда, К. Лоренца, Л. Берковица, А. Басса, С Розенцвейга, А. Бандуры, А.В. Петровского, Я.Л. Коломинского, Р. Бэрона, Д. Ричардсон, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, С. Фешбек и др.
Данная научно-исследовательская работа призвана рассмотреть подробно причины и профилактику разрешения конфликтных ситуаций у младших подростков.
Объект исследования: конфликтные ситуации у младших подростков.
Предмет исследования: социально – педагогическая деятельность по профилактике разрешения конфликтных ситуаций у младших подростков.
Цель исследования: определение игровых методов как условий, которые будут способствовать эффективной профилактики разрешения конфликтных ситуаций у детей школьного возраста.
Гипотеза исследования: социально – педагогическая деятельность по профилактике разрешения конфликтных ситуаций будет эффективна при условии проведения комплекса игр, направленных на снижение уровня конфликтности младших подростков, обучение их самоконтролю и социально-приемлемым способам достижения целей.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности проявления разрешения конфликтных ситуаций у младших подростков
2. Изучить методики и технологии по диагностике и профилактике разрешения конфликтных ситуаций с младшими подростками
3. Исследовать конфликтные ситуации младших подростков
4. Провести социально-педагогическую работу по профилактике разрешения конфликтных ситуаций подростков
5. Сравнить результаты опытно-экспериментальной работы
Методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез, обобщение.
Практические: анкетирование, эксперимент
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Заключение:
В ходе написания работы мы рассмотрели конфликтность младших подростков в теории и на практике. Вопросы конфликта стали волновать учёных с начала XX века, но до сих пор выявленные причины, тенденции и даже термины не приведены к единому знаменателю. Мозаика ещё не сложилась, но уже интересна.
Целью работы было определение путей и способов игровых методов разрешения конфликтных ситуаций у детей школьного возраста. Для этого было необходимо обосновать проблематику теоретически и на практике оценить возможные варианты диагностической и профилактической работы со школьниками и их родителями.
В первом параграфе первой главы были раскрыты понятия «конфликта» и «конфликтности». Рациональная и деструктивная составляющая этих явлений, их классификация и причинность.
Во втором параграфе были рассмотрены особенности школьного возраста, проявление и причины конфликтности в каждом из них. Конфликтность младших подростков была в целом оценена как негативное явление в рамках искусственной и лояльной окружающей среды.
В третьем параграфе были рассмотрены диагностические и профилактические меры по выявлению и предотвращению конфликтных проявлений в школьной среде.
Глава вторая была посвящена опытно-экспериментальной работе по конфликтности младших подростков. Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя школа № 40» и включало в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе эксперимента мы провели диагностирующие мероприятия в 6 «Б» классе по методикам Басса — Дарки, «Несуществующее животное» и проанализировали результаты наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся (Э. М. Александровской, С. Громбах (модифицированная Е. С. Еськиной, Т.Л. Больбот)). Диагностика подтвердила актуальность поднятой проблемы и необходимость применения комплексного сбора информации для большей объективности данных по конкретным ученикам.
На формирующем этапе эксперимента был проведён ряд мероприятий, направленных на улучшение эмоционального состояния младших подростков, рост их осознанности и самоконтроля, увеличение адаптации и успешности.
Результаты контрольного этапа подтвердили правильность выбранных методик и необходимость постоянной планомерной работы с учениками для сохранения положительной тенденции. Кроме того, результаты наблюдения и тестирования конкретных учеников коррелировались между собой и демонстрировали в большинстве случаев прямую связь между высокой конфликтностью и низким уровнем адаптации и успеваемости.
По итогам проведенной работы, мы можем сделать следующие выводы: конфликтность в тех или иных формах есть в каждом школьнике; для сохранения комфортной обстановки в классе необходимо поддерживать её на социально приемлемом уровне; понимание себя и окружающих помогает контролировать эмоции; высокий уровень адаптации и успешности снижает конфликтность; для достижения результата необходимо работать не только со школьниками, но и с их родителями и педагогами.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические аспекты игровых методов разрешения конфликтных ситуаций с младшими подростками
1.2 Особенности проявления разрешения конфликтных ситуаций у младших подростков
Говоря о конфликте как явлении, о природе конфликта мы могли себе позволить рассматривать её с разных сторон, описывать подходы, которые видят её как естественной поведенческой чертой человека, так и те, которые определяют её исключительно деструктивной.
Раскрывая вопрос подросткового конфликта, мы фактически сталкиваемся с удивительным единодушием – большинство исследователей рассматривают её как исключительно негативное явление, с которым надо бороться, учить контролировать и т.д.
И это вполне объяснимо: большинство современных детей в развитых странах растут в искусственной городской среде и не сталкиваются с вызовами внешнего мира, в которых их агрессия была бы адекватным ответом. Соответственно, агрессия младших подростков направлена на окружающих и трактуется, как отсутствие внутреннего контроля, проявление гнева, стремление занять более высокое положение и получить больше внимание за счёт физической силы и морального давления.
В жизни младших подростков важное место начинают занимать их отношения со сверстниками, с учителями и другим взрослыми, которые не являются их родственниками. Эмоции в этом возрасте уже более уравновешены, чем у младших подростков. Младшие подростки начинают различать ситуации, в которых можно быть искренними, и те, в которых лучше скрыть свои чувства, стараются управлять своим настроением, а порой и скрывать его. При этом у них высокая эмоциональная впечатлительность и отзывчивость.
При формировании качеств личности младшего школьника большую роль играет опыт его жизни в коллективе. Его самооценка и эмоциональное состояние во многом зависят от уважения, доверия, понимания со стороны сверстников, от того, насколько они замечают и ценят его достижения, но в большей степени всё же от отношения родителей и учителей [9, с. 22].
Структура эмоциональных предпочтений и ролей в классе подросткового возраста возникает в первую очередь по предпочтениям учителя и исходя из психофизиологических возможностей учеников, под воздействием эмоциональной сферы коллектива.
В подростковом возрасте инициатива конфликта во многом переходит от отдельных личностей к группам детей, а конфликтные ситуации становится более спланированным [11, с. 146]. В то же время, в этом возрасте приобретение навыков конструктивного общения позволяет достигать желаемого без насилия. А агрессия в большей степени становится средством выражения природной деструктивности — желания причинить оппонентам вред и получить от этого удовольствие.
Желание решать свои проблемы без помощи взрослых и стремление к чувству защищённости приводит к формированию группировок, что в свою очередь приводит к усилению конфликтности младших подростков. Она позволяет им утверждаться в коллективе, а он – снижает их страх перед наказанием.
Кроме того, в этом возрасте дети не способны критично отфильтровывать информацию и очень восприимчивы к примеру выдуманных героев – персонажей мультфильмов, фильмов, книг – поэтому очень важно, что именно они читают и смотрят.
Возможные причины конфликта младших подростков: социальные условия жизни, особенности семейного воспитания, проблемы в школе и среди сверстников, сцены насилия в медиасреде, индивидуальные особенности ребёнка, фрустрация базовых потребностей ребёнка, заболевания.
К целям конфликта мы можем отнести: привлечение к себе внимания сверстников, достижение превосходства над сверстником, защита и месть, стремление возглавлять коллектив, стремление получить желаемое материальное благо, причинить боль и вред.
Т.е. как правило, это стремление получить желаемое и защитить своё. В то же время, отдельные дети получают удовольствие от физической боли и унижения других – что абсолютно асоциально, неконструктивно и должно сразу купироваться.
Для младших подростков, склонных к насилию, характерны высокая частота конфликтных действий, их направленность на физическую боль или страдание сверстников, преобладание прямой физической конфликта.
Среди факторов, обусловливающих появление разрешения конфликтных ситуаций с младшими подростками можно выделить: индивидуальный, определяющий психобиологические предпосылки асоциального поведения, которые затрудняют адаптацию ребёнка в обществе; психолого-педагогический, определяющий дефекты школьного и семейного воспитания; социально-психологический, определяющий неблагоприятные особенности взаимодействия ребёнка с ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе сверстников; личностный, определяющий активно-избирательное отношение ребёнка к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также личные ценностные ориентации и способность к саморегулированию поведения; социальный, определяющийся социально-экономическими условиями.
Модели разрешения конфликтных ситуаций, как пример и закрепление усвоенного, младшие подростки берут из семьи, от сверстников, в сценах насилия в масс-медиа [7, c. 21].
Можно выделить ряд характерологических особенностей конфликтных детей, которые обозначают внутренние противоречия, проблемные зоны и их внутренние конфликты: они воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним; сверхчувствительны к негативному отношению к себе; заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих; не оценивают собственную агрессию как конфликтные ситуации; всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении; в случае намеренной конфликта (нападение, порча имущества и т.п.) отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо. Они склонны не брать на себя ответственность за свои поступки; имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию; в отношениях проявляют низкий уровень эмпатии; слабо осознают и контролируют свои эмоции; боятся непредсказуемости в поведении родителей; имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание; не умеют прогнозировать последствия своих действий; положительно относятся к конфликта, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы. [1, с. 69]
Таким образом, в подростковом возрасте наиболее важна социальная адаптация детей к изменению их основной деятельности и среды общения [24, с. 37]. При научении достигать желаемого, не причиняя вред окружающим, большинство смогут сдерживать свою агрессию и направлять её в спортивную и иные сферы. С младшими школьниками, склонными к насилию и получающими удовольствие от страдания других, необходима незамедлительная коррекционная работа.
В среднем школьном возрасте, то есть, говоря о 10-15-летних подростках, обучающихся в 5-8 классах общеобразовательной школы, мы сталкиваемся с новыми тенденциями и видоизменением конфликта. Основной деятельностью в этот период остаётся обучение, но теперь оно становится систематическим, идёт акцент на сущность изучаемых фактов, процессов, явлений, и их причинно-следственные связи. Учебные интересы определяют будущий предпочтительный выбор профессии.
В этот период идёт активная физиологическая перестройка организма. Возникает критичность в мышлении, претензии на взрослость, формируются и начинают ярко проявляться интеллектуальные, творческие и физические способности подростков. Л.С. Выгодский считал главным итогом переходного возраста – переход от наглядности к пониманию и дедукции [6, с.18].
В жизни средних младших подростков оценка сверстников, может значить столько же, или даже больше, чем родителей и учителей. Подросток ощущает себя частью коллектива и переживает подъём, чувствуя свою причастность, выражая общее отношение группы к какому-либо событию. Отрыв от коллектива, изолированность, отсутствие друга или разрушение дружбы воспринимается подростком как личная драма. Эмоциональность очень высокая. В этот период эффективность деятельности, утомляемость, качество восприятия очень зависят от личной заинтересованности подростка.
При формировании качеств личности школьника среднего возраста большую роль играет его предыдущее воспитание, его самостоятельность, уровень самопознания, место в коллективе, правильное отношение родителей и учителей к взрослению подростка.
Одна из психологических особенностей подростков — ярко выраженная потребность в признании. Несмотря на желание показать себя независимыми и самостоятельными, они остро нуждаются в положительной оценке и мнении авторитетных для них людей, нуждаются в признании их достоинств [3, с.78].
Подростковый возраст – наиболее уязвимый в части самовосприятия. Сознание порой не успевает привыкать к своему меняющемуся телу, зашкаливающим эмоциями и всё усложняющейся окружающей действительности. Зачастую это приводит к разочарованиям в себе и аутоконфликта [17, с. 139].
Структура эмоциональных предпочтений и ролей в классе возникает по признаку успешности в учебной деятельности, по половому признаку и исходя из психофизиологических возможностей учеников [23, с. 223].
Статус подростка в коллективе оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Большинство правонарушителей, зарегистрированных в инспекциях по делам несовершеннолетних, в своих школьных классах характеризовались как «изолированные»; почти все оказывались недовольны своим положением в классе, многие относились к одноклассникам отрицательно.
Конфликтность средних младших подростков во многом исходит из общих принципов конфликтности как способа самореализации, достижения желаемого, привлечения внимания, нанесение вреда; однако ситуации и причины отличаются по сравнению с младшими школьниками.
На конфликтность в данном возрасте оказывает влияние статус в коллективе, отношение преподавателей, отношения в семье (особенно в вопросах становления и взросления), наличие дружеских отношений, успешность в учёбе, самореализация и самооценка.
Преобладание тех или иных форм конфликтности, согласно исследованиям зависит в первую очередь от социальной среды семьи подростка, т.е. от того опыта решения проблем и конфликтов, который он знает и видит у своих родственников.
Старший школьный возраст — возраст 15-18-летних подростков, обучающихся в 9-11 классах общеобразовательной школы характеризуется высокой осознанностью и выросшим самоконтролем, что, безусловно, не может не влиять на характер проявления конфликта. Основная особенность деятельности в этот период: осознанное отношение к учению, определение жизненного пути, формирование устойчивых интересов.
В этом возрасте школьнику уже недостаточно знать, что из себя представляет то или иное явление, он стремится разобраться в разных точках зрения на вопрос, составить мнение, установить истину. Как правило, встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке.
Завершается физическое и половое созревание. Организм готов к высоким нагрузкам ума и тела, способен долго концентрировать внимание при наличии интереса к предмету. Формирование навыков и умений, уровень физического развития и привлекательности напрямую влияют на самореализацию, уровень самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т. д.
Социальная ситуация в этом возрасте определяется устремлением в будущее и формированием устойчивых предпочтений во всём. Таким образом, в жизни старшего школьника образуются связи с людьми по общности интересов, единству взглядов, убеждений и выбранному пути. Дружба становится осознанной потребностью, а близкий друг – абсолютно необходимым человеком, и единственным, которому можно рассказать самое сокровенное. [15, с. 339]. В этом же возрасте можно ожидать и первую серьёзную влюблённость.
Старшие подростки критичны к себе и окружающим, способны к осознанному саморазвитию и самоконтролю.
К этому периоду жизни подростки подходят с достаточно большим багажом знаний, умений и, собственно, опыта. Они уже долгое время существуют в рамках больших коллективов, умеют добиваться желаемого, оценивать окружающих и, в какой-то мере уже знают себя.
Соответственно, открытая агрессия становится менее частым явлением, чем в предыдущие периоды. К тому же, подростки в этом возрасте объективно сильнее и их столкновение потенциально намного серьёзнее. При возросшем уровне самоконтроля это приводит к тому, что физическая агрессия применяется либо в крайних случаях, когда другое исчерпано, либо асоциальными элементами. При этом юноши по-прежнему чаще, чем девушки прибегают к ней.
Другие виды конфликта в целом так же применяются несколько реже, чем в предыдущий период. Они могут быть вызваны ситуациями фрустрации, защитой собственного «Я» и в случае наличия объективных предпосылок не вызывают социальной дезадаптации и осуждения окружающих.
При этом, по сравнению со взрослыми старшие подростки намного более эмоциональны, импульсивны, идеалистичны и менее опытны. И если у них возникают вопросы и трудности, а отношения в семье в подростковый период были сохранены на доверительном уровне – им будет с кем посоветоваться. Если же нет – проблемы придётся решать сторонним людям: учителям, психологам, социальным педагогам.
Аутоагрессия в этом возрасте актуальна, но чуть менее, чем в предыдущем периоде. Большинство старших младших подростков привыкают к своему телу и социальным ролям и нравятся себе.
Зато всё большую силу набирает негативизм как отражение критического взгляда на мир и реакция на фрустрацию без физической конфликта.
Косвенная агрессия всё более оттачивается и успешно применяется по мере взросления, при этом у девушек по-прежнему получается лучше.
Говоря про проявления конфликта школьниками, необходимо упомянуть некоторые общие тенденции, характерные для всех обозначенных групп. Их выявили проведённые учёными исследования и анализ массива проблемных ситуаций у подростков.
Всё начинается в семье. Лишь потом свои угрозы и риски вносит жизнь в социуме, информационная среда, взросление и т.д. Один вариант воспитания конфликтности: чрезмерно предупредительные родители. Если агрессия позволяет постоянно получать желаемое дома, то затем это переносится вовне семьи и, в случае успешности такого поведения, становится свойством личности. В итоге у взрослого человека, имеющего подобное воспитание, могут быть отражены эгоцентрические, истероидные и возбудимые черты. С другой стороны — если родители эмоционально отвергают ребенка, относятся с пренебрежением и негативом — это рождает страх, ведущий к конфликта [25, c. 112]. Она приносит ребенку возможность хоть какой-то эмоциональной разрядки и заставляет обращать на него внимание. Подобный тип воспитания может сформировать у ребенка замкнутость, повышенную тревожность, и другие нарушения. Агрессивные дети обычно вырастают в семьях, где мало интересуются развитием ребёнка и предпочитают наказания заботе и терпеливому объяснению. [2, с. 56]
Чаще других агрессивными вырастают мальчики, которые воспитывались в исключительно женском окружении. В семьях с жестоким авторитарным отцом сын берёт его модель поведения, особенно если мать мягкая и уступчивая.
То же самое характерно для девочек, которые берут пример с жесткой авторитарной матери при наличии слабовольного отца. Конфликтность характерна для девочек предоставленных самим себе.
Девочки раньше обучаются контролировать свою конфликтность. Они уходят от физической формы конфликта к вербальной, от открытой к косвенной, причём она направлена адресно. Это происходит из-за более раннего взросления, и из-за особенностей женского воспитания [12, с. 175].
Мальчики в среднем позже и хуже умеют контролировать свою конфликтность и выражать её в социально приемлемых формах.
Таким образом, говоря об агрессивном поведении младших подростков, мы понимаем, что так или иначе конфликтность присуща им в любом возрасте, при этом те, кто социализирован и умеет получать желаемое другим путём – менее агрессивны. Кроме того, если инструментальная агрессия может быть оправдана в определённых ситуациях, то деструктивная требует немедленной коррекции вплоть до медикаментозного вмешательства.