Курсовая с практикой на тему Игровые методы и приемы как средство развития интеллектуальных способностей детей 6-7 лет в ДОО.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Изучение и анализ проблемы развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста 5
1.1 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста 5
1.2 Игра, как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста 9
1.3 Дидактическая игра, как один из активных методов и приемов развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста 14
Выводы по главе 18
Глава 2. Эмпирическое исследование по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста 20
2.1 Выявление уровня интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста 20
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 23
2.3 Методические рекомендации по использованию игровых методов и приемов, как средств развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста 27
Выводы по главе 31
Заключение 32
Список литературы 35
Приложение 1 38
Приложение 2 47
Введение:
Актуальность: в настоящее время в современном дошкольном учреждении по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания дошкольников. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую дети должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний воспитанниками.
Исходя из этого, использование игр как средства умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста является актуальным в настоящее время.
Объект работы: интеллектуальные способности детей дошкольного возраста.
Предмет работы: игровые методы и приемы, как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Целью данной работы является изучение игровых методов и приемов как средства развития интеллектуальных способностей детей 6-7 лет в ДОО.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд определенных задач:
— рассмотреть психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста;
— рассмотреть игру, как метод развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста;
— провести эмпирические исследование по выявлению уровня развития интеллектуальных способностей старших дошкольников;
— предложить рекомендации по использованию игровых методов и приемов, как средства развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Методологической основой нашей работы являются основные положения воспитания и обучения, разработанные классиками русской и советской педагогики К.Д.Ушинским, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко и также положения отечественной педагогики, сформулированные в трудах А.П.Усовой, Е.И.Радиной, З.М. Богуславской, А.И.Сорокиной.
Для решения поставленных цели и задач нами были использованы следующие методы работы: теоретический анализ и синтез, обобщение и систематизация, сравнение, изучение методической и учебной литературы, эксперимент, анализ результатов.
Практическая значимость: данная работа, результаты исследования, предложенные рекомендации предназначены для использования в процессе интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: данная работа состоит из содержания, введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Одним из ведущих принципов современного дошкольного образования является принцип развивающего обучения.
Становление интеллектуальных способностей стимулирует всестороннее развитие малышей, формирует абстрактное мышление и логику, совершенствует внимание, память и речь, что позволит ребёнку активно познавать и осваивать окружающий мир.
Под интеллектуальными способностями подразумевается самостоятельная, инициативная деятельность ребёнка, направленная на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющая необходимость решать задания, которые ставят перед ним в конкретных жизненных ситуациях.
Интеллектуальные способности не являются врождёнными, а значит, для их формирования и развития требуются специальные психолого-педагогические условия.
Источником интеллектуальной активности является познавательная потребность, которую необходимо формировать в младшем школьном возрасте.
Интеллектуальное развитие ребенка является важным аспектом для процессов обучения и воспитания.
Следует отметить, что когда ребёнок понимает новый материал, осознаёт, что ему нужно сделать и как, он всегда активен, проявляет большое желание исполнить задание и стремится продолжить работу в этом направлении, так как у него возникает внутренняя мотивация к познанию, пониманию и действию. Именно от этого ребёнок получает удовольствие.
Под познавательной деятельностью и умственным воспитанием подразумевается самостоятельная, инициативная деятельность ребёнка, направленная на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющая необходимость решать задания, которые ставят перед ним в конкретных жизненных ситуациях. Познавательный интерес и деятельность не является врождённым, а значит, для его формирования и развития требуются специальные психолого-педагогические условия.
Старший дошкольный возраст – это возраст не только обучения и воспитания, но и игры. Дети в любое время и в любой деятельности играют, потому что только в игре развиваются духовные и физические силы ребёнка. Игра — сложное и интересное явление.
При соответствующих воспитательных воздействиях у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры развиваются коллективные и товарищеские отношения, умственные способности.
Дидактические игры при обучении, развитии и воспитании – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей, воспитательной функциями, которые действуют в органическом единстве.
В процессе игры у детей вырабатывается умение сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, восприятие, стремление к знаниям. Увлёкшись игрой, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию, речь.
Игра занимает значительное место впервые годы обучения и воспитания детей в саду. Вначале дошкольников интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.
В ходе игры дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять учебные действия.
Использование дидактических игр повышает эффективность учебно-воспитательного процесса, развивает скорость и гибкость мыслительных операций.
Так же в нашей работе проведено исследование уровня развития познавательной деятельности и умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Проведенное нами исследование показало, что большая часть детей данной группы имеет высокий, и средний уровень умственного воспитания и развития, два ребенка низкий уровень.
Данные результаты являются нормой для детей данной возрастной группы, но хотелось бы отметить, что педагогам следует проводить мероприятия и соблюдать рекомендации по умственному воспитанию детей.
Нами так же были предложены рекомендации по использованию дидактических игр для умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, данные рекомендации можно применять на практике.
Исходя из выше изложенного, мы можем сказать, что цель нашей работы достигнута, задачи в ходе работы решены, практическая направленность имеет наглядное подтверждение.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Изучение и анализ проблемы развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется такое важное новообразование как самооценка, поэтому роль родителей и педагога очень важна – они оценивают старания и труды малыша, а это в свою очередь, очень влияет на становление личности ребенка, его умственного развития.
Педагог должен поощрять успехи ребенка и не заострять внимание на неудачах, ведь таким образом у ребенка формируется мотив для достижения успехов, или избегания неудач.
Старший дошкольный возраст не подразумевает только обучение и воспитание ребенка. Важным моментом является его физическое развитие – ведь период 6-7 лет это фаза активного физического роста. Очень часто нервно-психическое развитее «не успевает» за физическим – у детей появляется повышенная усталость, нервозность, невнимательность.
Все процессы мышления, памяти, восприятия, воображения, самосознания находятся в фазе активного развития [4; 34].
Память. На этапе обучения и воспитания развиваются все виды памяти ребенка: оперативная, кратковременная и долговременная. Это связано, в первую очередь, с необходимостью постоянного запоминания и заучивания учебных заданий.
Мышление. Доминирующим процессом в старшем дошкольном возрасте есть мышление. К 7-8-ти годам ребенок приобретает один из видов мышления: теоретик, мыслитель, или художник.
Внимание. У детей в этом возрасте преобладает непроизвольное внимание — вот почему им так сложно сконцентрироваться на чем то. Только с помощью высокой мотивации и волевым усилиям они могут удержать внимание.
Воображение. В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка опирается на конкретные формы, предметы, делая его менее обширным, но со временем основным в развитии воображения становится слово, что делает его более фантазийным и широким.
Также период 6-7 лет – это этап усвоения и восприятия моральных норм и правил – ребенок готов к их пониманию и выполнению. Поэтому в этот период очень важно много разговаривать с ребенком, объяснять непонятные ему правила морали и поведения в социуме.
Очень важным в жизни ребенка выступают и взаимоотношения со сверстниками – к началу младшего школьного возраста они выходят на новый уровень развития, когда авторитет родителей становится не столь уж важным для ребенка, а социальная реализация в кругу своих одногодок приобретает особую важность.
Иногда дети старшего дошкольного возраста плохо спят ночью – сказываются эмоциональные перегрузки растущего организма. Стоит перед сном замедлить ритм жизни, спокойно прогуляться перед сном на воздухе, чтобы вся скопившаяся энергия за день была потрачена, и ребенок лучше засыпал. График достаточно сложный, отношения в коллективе наладились, но психика малыша еще не до конца окрепла. Пусть малыш делится всеми секретами, проблемами и бедами с родителями. Нужно позволять ему самому принимать решение, просто разговаривать с ним, как с взрослым, и одобрять его.
А.П.Усова и А.И.Сорокина заявляют, что развитие ребенка 6-7 лет происходит стремительно, в действительности просто на глазах робкий малыш превращается в уверенного человечка, который может самостоятельно справляться со многими заданиями. Надо сказать, что развитие ребенка 6 лет и развитие ребенка 7 лет во многом схоже, так как именно в этом возрастном периоде происходит переход от младенчества к более осознанному существованию [4;49].