Курсовая с практикой на тему Игровой метод в занятиях физической культурой и спортом у учащихся начальных классов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретическое изучение использования игрового метода в занятиях физической культурой и спортом у учащихся начальных классов 4
Глава 2. Методы и организация исследования 14
Глава 3. Анализ результатов исследования использования игрового метода в занятиях физической культурой и спортом у учащихся начальных классов 17
Выводы 31
Практические рекомендации 33
Список литературы 37
Введение:
Актуальность курсовой работы. Важной социальной задачей современного общества является воспитание поколения граждан, которые смогут гармонически сочетать в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Исключительное значение при этом имеет физическое воспитание подрастающего поколения.
На данный момент имеются множество резолюций и постановлений, которые содержат в себе положения перспективных задач совершенствования физического воспитания, подчеркивается роль укрепления здоровья населения в гармоничном развитии личности и подготовке молодого поколения к труду и защите Родины, отмечается возрастание значения физической культуры и спорта, а так же внедрение их в повседневную жизнь человека.
Существует необходимость обеспечения положения о том, чтобы каждый человек с молодого возраста заботился о своем физическом развитии, имел знания в области гигиены и медицинской помощи, вел здоровый образ жизни. Для выполнения такой цель необходимо организовать такой процесс воспитания и его постоянного совершенствования, которые требует глубоких комплексных исследований места и роли физической культуры и спорта в образе жизни детей школьного возраста, так как в этот период происходит закладывание фундамента личности человека, формирование установок и навыков, которые далее будут сопровождаться на протяжении всей его жизни. Одновременно с этим в данный возрастной период складывается отношение и интерес к физкультурно-спортивным занятиям, а так же зарождаются предпосылки физического совершенствования.
На сегодняшний день становится важной реализация проблемы повешения эффективности учебно-воспитательного процесса, которую можно решить прибегая к разным средствам и методам, приемами и способом физического воспитания, привития необходимых умений и навыков для самостоятельного занятия спортом.
В младшем школьном возрасте игра является тем видом деятельности, который представляет сознательную и инициативную активность, направляемую на достижение цели. В процессе спортивных игр могут удовлетворяться физические и духовные потребности ребенка, что указывает на актуальность их использования на уроках физической культуры.
Объектом исследования — процесс развития физических качеств у детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования является игровой метод на уроках физической культуры с детьми младшего школьного возраста.
Цель исследования заключается в изучении игрового метода при организации физического воспитания младшего школьного возраста.
Поставленная цель предполагает необходимость решения следующих задач исследования:
1. Изучить использование игрового метода в занятиях физической культурой и спортом у учащихся начальных классов.
2. Организовать исследование и подобрать методики для изучения особенностей физического воспитания.
3. Проанализировать результаты исследования использования игрового метода в занятиях физической культурой и спортом у учащихся начальных классов.
В данной работе были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; проведение эмпирического исследования, качественные и количественный анализ полученных результатов.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Таким образом, проведенное исследование позволяет нам сделать следующие выводы:
1. Изучая общую характеристику физических качеств и особенности воспитания детей младшего школьного возраста было определено, что среди физических качеств выделяются скоростно-силовые и координационные способности, ловкость, выносливость и гибкость. Этап развития таких качеств в период младшего школьного возраста является одним из важных, так как именно в этот промежуток времени создаются эффективные предпосылки для развития любых физических качеств.
2. Характеризуя игры как средство развития физических качеств у младших школьников выявлено, что важное место среди средств физического воспитания детей младшего школьного возраста занимают спортивные игры, которые направлены на закрепление и совершенствование изученных упражнений, а также решают самостоятельные задачи по развитии физических качеств ребенка. Подвижные и спортивные игры играют важную роль для укрепления здоровья детей, способствуют развитию двигательных качеств и навыков, направлены на совершенствование ритмичности и точности движений, дают возможность совершенствовать деятельность основных физиологических системы организма человека, в частности, нервную, сердечно-сосудистую, дыхательную. При этом спортивные игры помогают улучшить физическое развитие ребенка, воспитывать у него морально-волевые качества, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Занятия спортивными играми дают возможность воспитывать у младших школьников положительные черты характера, создавая благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе. Упрощенные игры с элементами спорта, построенные на разнообразных двигательных программах, которые отличаются по составу участвующих мышц, по характеру согласования, по активности, по сенсорному обеспечению, способствуют развитию двигательных способностей детей младшего школьного возраста. Ни одна подвижная игра, а тем более игра с элементами спортивного характера, не может служить средством развития какого-то одного двигательного качества. В играх с элементами спорта совершенствуются «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство времени», функции различных анализаторов. Кроме того, подвижные игры с элементами спорта позволяют ребенку овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество.
3. Были выявлены средства и методы развития физических качеств младших школьников в играх. Изначальными средствами развития физических качеств являются естественные формы упражнений, которые связаны с быстрым решением двигательных задач, без применения значительного внешнего отягощения. При последующих этапах тренировки протекает увеличение степени отягощения в скоростно-силовых упражнения, большее применение методов интенсивного воздействия. При развитии нужных физических качеств у младших школьников важно применять не отдельные упражнения или методы, а использовать комплекс занятий, взаимосвязанных между собой, которые будут обеспечивать постепенно наращивание физической кондиции. С такой целью имеются специальные разработанные планы развития физического готовности обучающихся в тех или иных играх.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА В ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Физическое воспитание детей младшего школьного возраста характеризуется своей спецификой, которая определяется анатомо-физиологическими и психологического особенностями учащихся. Помимо этого, оно опирается на то, что, приходя в школу, дети попадают в новые условия, которые требует адаптации и привыкания.
С началом учебы происходит значительный рост объема умственного труда детей, наряду с ограничениями их двигательной активности и возможности находится на открытом воздухе. Поэтому правильное физическое воспитание в данный возрастной период становится не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности, но и выступает как действенный фактор повышения работоспособности обучающихся [1].
Следует отметить, что к возрастному периоду в 9-10 лет растет производительность алактатного механизма энергообеспечения, что указывает на возможность применения упражнений, которые направлена на развитие быстроты движений. Отметим, что если на этапе предварительной спортивной подготовки не применяются средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств, то быстрота и скоростно-силовые качества юных футболистов будут развиваться в недостаточной степени [11].
Начиная с 10-летнего возраста происходит интенсивное нарастание скорости бега, а к 12 лет максимального значения достигает частота беговых шагов, которая обуславливается в значительной степени возрастанием частоты движений. В этот возрастной период у младших школьников растет способность к неоднократному выполнению скоростной работы. А максимально интенсивный прирост быстроты приходится на возраст 10-11 лет [14].
Также в этом возрасте характерно бурное развитие физических способностей, что становится благоприятным моментом для целенаправленных занятий разными видами спорта. Одновременно с этим нейроэндокринные перестройки в организме младших школьников способствуют рассмотрению спорта как дополнительного раздражителя, могущего улучшить или ухудшить естественное течение биологических процессов [10].
Следует отметить, что для этого возрастного периода младшим школьникам характерны угловатость и скованность в движениях, наблюдаются нарушения ритма движений. Такой процесс является результатом совершенствования функций центрального и периферического аппарата движений. При этом младшие школьники могут отличаться повышенной возбудимостью, проявляющейся в высокой двигательной активности и беспорядочности движений. Особенно растет усиление деятельности эндокринных желез, гормоны которых оказывают влияние на обмен веществ. Если эндокринные фон имеет неустойчивую тенденцию, то может наблюдаться разнонаправленная реакция в ответ на мышечную деятельности. Так, в возрасте 10-12 лет увеличивается процент ошибочных реакций, может ухудшаться дифференцировка, которая указывает на общее повышение возбудимости центральной нервной системы [17].
Основные средства физического воспитания детей младшего школьного возраста представляют собой физические упражнения, физический труд, применение гигиенических факторов и возможностей оздоровительных сил природы. Посредством физических упражнений протекает осуществление задач, которые направляются на всестороннее физическое развитие детей, формируются правильные навыки таких движений как ходьба, бег, прыжки, метание и т.п., развиваются основные физические качества и воспитываются позитивные морально-волевые качества младших школьников, а также их полезные привычки.
При проведении уроков физической культуры, а также на занятиях кружков общей физической подготовки применяются предусмотренные учебной программой упражнения основной гимнастики, подвижные игры, упражнения легкой атлетики [8]. Среди упражнений основной гимнастики в начальных классах выделяются следующие:
• Построение и перестроение;
• Основные положения и движения рук, ног и туловища;
• Упражнения с мячами и скакалками;
• Акробатические и танцевальные упражнения;
• Удержание равновесия;
• Ходьба, бег, прыжки, метание [20].
Важным средством физического воспитания детей младшего школьного возраста является физический труд, который необходим для развития и поддержания физических сил человека, его здоровья и физических способностей.
Как уже отмечалось выше, специфика физического воспитания младших школьников обуславливается их возрастными особенностями. Так как в этот возрастной период одним из ведущих видов деятельности остается игра, то и уроки по физической культуре нужно организовывать так, чтобы учитывать такую важную особенность.
В связи с этим содержание уроков физического воспитания в начальной школе должно иметь наполнение игровыми сюжетами, что предоставит возможность поддерживать высокий уровень эмоционального настроя обучающихся, способствовать повышению интереса к двигательной деятельности на занятиях, а также более успешно адаптироваться к школьной жизни [16].
На уроках по физическому воспитанию с детьми младших классов необходимо проводить общеразвивающие упражнения, которые имеют разную направленность, используя при этом музыкальное сопровождение. Особое внимание нужно уделять специальным упражнениям, которые способствуют формированию правильной осанки и корректируют плоскостопие.
Для учеников младшей школы целесообразным является проведение на уроках физической культуры игр с выполнением разных упражнений, например, игры с бегом, прыжками, метанием или ловлей. Использование таких игр дает возможность успешно решать проблемы перегрузки младших школьников, рационально организовывать физическое и трудовое воспитание, активный повседневный отдых, который необходим для гармоничного развития детей этого возраста [18].