Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Игровая деятельность у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения особенностей игровой деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 5
1.1 Анализ подходов к изучению игровой деятельности детей дошкольного возраста 5
1.2 Игровая деятельность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 11
Глава 2. Методы изучения и развития игровой деятельности детей дошкольного возраста 16
2.1. Методики диагностики игровой деятельности детей дошкольного возраста 16
2.2. Направления и средства развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 20
Заключение 25
Список литературы 27

  

Введение:

 

Актуальность курсовой работы. Задержка психического развития считается одной из самых распространенных форм психической патологии детского возраста. Зачастую она обнаруживается с началом обучения ребенка в подготовительной группе дошкольного учреждения или в начальной школе, особенно заметна становится к возрасту 7-10 годам, так как именно в этот период существуют большие диагностические возможности.
В медицине задержка психического развития относится к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности, главными особенностями которой выступает замедленный темп психического развития, личностная незрелость, грубые нарушения познавательной деятельности. Однако в большинстве случаев задержка психического развития имеет стойкую, хоть и слабо выраженную, тенденцию к обратимому развитию, которое возможно лишь при условии специального обучения и воспитания.
Применение игровой деятельности в развитии личности детей дошкольного возраста является важной частью формирования личности в целом, и социализации ребенка в обществе. В процессе своего развития дети не только подвергаются разным воздействиям со стороны внешнего мира, но также взаимодействуют со всем, что их окружает. Другими словами, мы можем сказать, что ребенок является не только объектом для взаимодействия, но и выступает как субъект, который воздействует на окружающий мир. Однако не всегда ребенок может ощущать себя и воспринимать в окружающей действительности адекватно. Поэтому для формирования и развития личности детей зачастую прибегают к методу игровых действий, поскольку именно игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
В играх дети реализуют не только разнообразные впечатления и знания, но и основные духовные потребности, что открывает взрослым широкие возможности для использования мощнейших ресурсов игры в целях оптимизации процесса их образования и воспитания (Н.П. Аникеева, Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, М.Я. Басов, О.С. Газман, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин).
В связи с этим актуальность изучения особенностей обучения детей с задержкой психического развития в условиях дошкольного образования не оставляет сомнений.
Степень изученности темы. Значимость изучения проблем психического развития, в частности эмоционального, детей с задержкой психического развития отмечают такие исследователи как Т.А. Власова, К.С. Лебединская, У.В. Ульенкова, Л.М. Шипицына и другие.
Данный вопрос глубоко изучали П.К. Анохин, Л.С. Выготский, В.К. Вилюнас, В.С. Дерябин, У. Джеймс, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, К.Е. Изард, В.А. Лабунская, А.Н. Леонтьев, А.Н. Лук, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов. Среди современных авторов, изучающих вопросы развития игровой деятельности и особенностей развития детей с задержкой психического развития можно назвать Э.А. Ступак, Л.М. Ильмурзина, Д.Ф. Фомина, С.Ю. Максимова, С.С. Животова, Е.А. Медведева. и др.
Объектом исследования выступает игровая деятельность дошкольников
Предметом исследования является игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития.
Целью исследования является теоретическое изучение игровой деятельности у детей с задержкой психического развития.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы и экспериментальные факты, касающиеся развития игровой деятельности у детей.
2. Проанализировать методы изучения и развития игровой деятельности у дошкольников с задержкой психического развития.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Психическое развитие ребенка является не последовательностью отдельных и несогласованных между собой изменений в процессе взросления, а имеет целостный, системный характер, когда посредством изменений в одной области психики происходят изменения и в других психических проявлениях.
Задержка психического развития изначально может различаться по своей этиологии и патогенезу, при этом симптоматика проявления зачастую общая, которая заключается в нарушениях степени сформированности речи, нарушении основных психических функций, негрубых нарушениях познавательной деятельности и а так же в нарушении развитии личности.
Задержка психического развития читается одной из самых распространенных форм психической патологии детского возраста. Зачастую она обнаруживается с началом обучения ребенка в подготовительной группе дошкольного учреждения или в начальной школе, особенно заметна становится к возрасту 7-10 годам, так как именно в этот период существуют большие диагностические возможности.
Применение игровой деятельности в развитии личности детей дошкольного возраста является важной частью формирование личности в целом и социализации ребенка в обществе. В процессе своего развития дети не только подвергаются разным воздействиям с внешнего мира, но также взаимодействуют со всем, что их окружает.
Отметим, что игровая деятельность ребенка с задержкой психического развития характеризуется значительным отставанием в развитии игровой деятельности нормально развивающихся сверстников. К старшему дошкольному возрасту сюжетно-ролевая игра достигает пика своего развития, а у ребенка с задержкой психического развития она по-прежнему остается на ранних этапах своего развития.
Мы пришли к выводу, что для развития сюжетно-ролевой игры ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития важно организовывать индивидуальное общение с взрослыми, а также способствовать налаживанию контактов со сверстниками в группе. Игра является особой формой деятельности, которая происходит в условных ситуациях. Она направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, который зафиксирован в социально-закрепленных способах осуществления предметных науки и культуры. В игре происходит воспроизводство норм человеческой жизни и деятельности, поэтому для полноценного развития личности дошкольника важно развивать такую важную деятельность как игра.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения особенностей игровой деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.1 Анализ подходов к изучению игровой деятельности детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте происходит множество изменений в формировании личности ребенка. Так, меняется его образ жизни, содержание и формы общения с другими людьми, происходит рост возможностей физического и психического развития. У ребенка возникают новые потребности и интересы, новые побуждения, которые ведут к разным видам деятельности.
В данный период у ребенка появляется внутреннее противоречие между потребностями в тех или иных действиях и невозможностью овладения реальными взрослыми действия в силу их сложности. Для решения таких противоречий ребенок обращается к такому виду деятельности как сюжетно-ролевая игра, которая выдвигается на первый план среди новых форм поведения.
Игра представляет собой не только продуктивную деятельность, так как мотив игры лежит в ее содержании, а игровое действие свободно от обязательного подчинения реальным условиям или предметам [9].
Игра является особой формой деятельности, которая происходит в условных ситуациях. Она направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, который зафиксирован в социально-закрепленных способах осуществления предметных науки и культуры. В игре происходит воспроизводство норм человеческой жизни и деятельности.
Важно заметить, что разыгрывание разных ролей в детских играх стало основанием для создания нескольких психологических концепций развития личности. Так, одна из концепций принадлежит американскому психологу Дж. Миду. Автор считает, что развитие личности протекает в процессе взаимодействия индивида с разными людьми. Именно детские ролевые игры являются доказательством данному утверждению, так как изначально в играх детей выполняется любая роль, что приводит многих ученых ко мнению, что игровое поведения проходит как подражание или идентификация, а не взятие роли. Предполагается, что ребенок приписывает себе те или иных качества внешних объектов или людей. По мере взросления ребенка происходит расширение его круга общения и в число значимых людей начинают входить и другие родственники, и сверстники. Постепенно ребенок в игре усваивает целую систему регламентаций поведения в виде правил игры. На данном этапе развития ребенок берет на себя роли (например, роль мужчины или женщины, воспитателя, отца или матери), что означает усвоение системы взаимных требований и ожиданий. Однако некоторые ученые не соглашаются с такими представлениями о детском развитии как последовательной смене ролей. Что касается мнения отечественных ученых, то они утверждают, что признание ролевого пути развития личности говорит о признании запрограммированного поведения [13].
Игры дошкольников разделяются на три основных группы, среди которых:
1. Подвижные игры, способствующие физическому развитию ребенка (мяч, скакалка, прятки, догонялки).
2. Образовательные игры, позволяющие ознакомится с разными предметами или явлениями действительности. Посредством таких игр (лото, пирамидки) у детей формируется представление, развивается наблюдательность, восприятие, память и мышление.
3. Ролевые игры. Данный вид игр является наиболее типичными для дошкольного возраста, по мнению ученых самые важные для развития ребенка [17].
Сначала взрослые показывают ребенку, как нужно выполнять какое-либо действие с игрушкой. По мере усвоения этого, ребенок начинает входить в мир ролевой игры. Так, воспроизводя действия родителей, первой ролевой игрой ребенка становится — семья или дочки-матери. Постепенно, в общении со взрослыми и узнавании окружающего мира, ребенок знакомится с тем, что люди имеют различные профессии, которые становятся объектами для новых игр (врач, пилот, продавец, офицер, строитель и т.д.)

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы