Курсовая с практикой на тему Игра как ведущий вид деятельности детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Аннотация. 2
Введение. 3
1. Психологические особенности игры в
дошкольном возрасте. 5
1.1. Общая характеристика
психологических особенностей детей дошкольного возраста. 5
1.2. Игра как ведущая деятельность дошкольника. 9
2. Диагностика и исследование особенностей игры у
дошкольников. 16
2.1. Организационные аспекты
построения эксперимента. 16
2.2. Анализ и обсуждение результатов исследования динамики
сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте. 18
Заключение. 30
Список использованных источников. 32
Введение:
Актуальность
исследования использования метода игры в развитии
личности детей определяется важностью формирования личности ребенка в целом. В
процессе развития ребенок не просто подвергается различным внешним
воздействиям, он взаимодействует со всем, что его окружает. Таким образом, он
не только объект для взаимодействия, но и сам субъект, действующий на
окружающий мир. Однако не всегда ребенок ощущает себя и воспринимает себя адекватно.
Помочь в формировании и развитии личности ребенка может игра.
В играх дошкольники
реализуют не только разнообразные впечатления и знания, но и основные духовные
потребности, что открывает взрослым широкие возможности для использования
мощнейших ресурсов игры в целях оптимизации процесса их образования и
воспитания (Н.П. Аникеева, Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, М.Я. Басов, О.С.
Газман, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин).
Сегодня в
научно-педагогической и психолого-педагогической литературе можно найти много разнообразных
и развернутых рекомендаций по использованию игр в учебно-воспитательной и
психолого-педагогической практике. Игровой метод используют как непосредственно
на занятиях, так и в свободное время в целях обучающих, развивающих и
коррекционных. Форма игры может быть индивидуальной и групповой.
Целью
курсовой работы является исследование особенностей игры как
ведущего вида деятельности у дошкольников старшей группы детского сада.
В связи с поставленной
целью необходимо решить следующие задачи:
1. Определить
психологические особенности детей дошкольного возраста.
2. Выявить сущность игры
как ведущей деятельности дошкольника.
3. Проанализировать
динамику и уровни развития игры в старшем дошкольном возрасте.
4. Провести
экспериментальное исследование по выявлению уровней развития сюжетно-ролевой
игры старших дошкольников.
Гипотеза
работы: сюжетно-ролевая игра является основным видом
деятельности старших дошкольников формирующей личностные качества ребенка.
Объектом
исследования является процесс формирования
положительных личностных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Предметом
исследования выступают возможности использования
игровых занятий в процессе формирования личностных качеств детей старшего
дошкольного возраста.
Методы
исследования:
1. Изучение и анализ научно-методической
литературы по проблеме исследования;
2. Психолого-педагогический эксперимент;
3. Наблюдение, сравнение и
классификация, обобщение и анализ результатов.
Структурно работа состоит
из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
В процессе развития ребенок не просто подвергается различным внешним
воздействиям, он взаимодействует со всем, что его окружает. Таким образом, он
не только объект для взаимодействия, но и сам субъект, действующий на
окружающий мир. Однако не всегда ребенок ощущает себя и воспринимает себя
адекватно. Помочь в формировании и развитии личности ребенка может метод игры. Огромное значение игры для развития всех
психики и личности ребёнка даёт основание считать, что именно эта деятельность
является в дошкольном возрасте ведущей.
Дошкольное детство – от 3 до 6-7 лет –
совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает
внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя
жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в
воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении с
взрослыми и сверстниками.
Все эти важнейшие качества и способности
зарождаются и развиваются не в разговорах с взрослым и не на занятиях со
специалистами, а в сюжетно-ролевой игре. Это такая игра, в которой дети берут
на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых
условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между
ними.
В такой игре наиболее интенсивно формируются
все психические качества и особенности личности ребёнка. Игровая деятельность
влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов —
от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой
задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше
сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать
импульсивное движение – раньше и
легче всего выделяется ребёнком в игре.
Игра оказывает сильное влияние на умственное
развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает
оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится
опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок
начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра
способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и
представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится
на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это
способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей
представить другой взгляд и другую точку зрения.
На основе
анализа психолого-педагогической литературы (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Р.И
Жуковская и др.) мы сделали вывод, что психологические и развивающие
возможности сюжетно-ролевой игры, в жизни дошкольника, чрезвычайно велики, и
важно педагогу уметь реализовать их. Для того чтобы реализовать потенциал,
заложенный в сюжетных играх дошкольников и осуществлять адекватные
педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо
хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о
том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, и самое важное, уметь
играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов. На каждом
возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить
двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной
игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной детской игры.
Фрагмент текста работы:
Начиная с 4 лет, мыслительная
активность ребенка изменяется, а его ориентировочные действия от
беспорядочно-шарящих становятся организованными и познавательными. Начинает
появляться такие виды деятельности как слушание, рассказывание и
словотворчество. Ребенок интересуется не только новым предметом самим по себе,
а обращает внимание на его устройство и назначение, пытается определить способ
использования. Так, он исследует новую игрушку, стремясь ее разобрать и
посмотреть, что у нее находится внутри. Помимо вопроса «что это?», появляется
вопрос «почему?», а основной мотив, который побуждает дошкольника вступить в
общение с взрослым, является содержательность общения [6].
Во взаимоотношениях со
сверстниками у ребенка в этот возрастной период появляется желание играть с
ними, выполнять разные поручения вместе. Активность ребенка в общении, наряду с
познавательной активностью, приобретает произвольный характер.
В процессе накопления социального
опыта и общения с людьми, ребенок к концу дошкольного возраста начинает
пользоваться более обобщенными правилами, используя приобретенные критерии оценок
для выражения своего отношения к тому или иному человеку. На этом формируются
нравственные отношения детей к окружающим.
Важной особенностью в формировании
личности в дошкольном возрасте становится изменение мотивов, которыми
руководствуется ребенок в любой своей деятельности. В действиях ребенка проявляется определенная
последовательность, а его побуждения превращаются в систему мотивов [11].