Психология и педагогика дошкольного образования Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Игра как средство воспитания и форма организации детской жизни

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ 5
1.1 Понятие и классификация игры как формы деятельности детей 5
1.2 Методика руководства игровой деятельностью детей 16
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ 24
2.1 Игра как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста 24
2.2 Игра как форма организации детской жизни 32
Заключение 42
Список использованной литературы 44

 

  

Введение:

 

Актуальность. В последнее время все более высказывается идея о том, что в условиях воспитания и обучения по развивающим программам детям не достаточно иметь контакт только лишь со старшим (Р.С. Буре, Е.Е. Кравцова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Г.А. Цукерман и др.). С целью полноценного познавательного и социального развития, детям необходимы контакты со сверстниками.
Особую роль в создании личности старших дошкольников имеют отношения, какие строятся на основе доброжелательности.
В отечественной науке подчеркивается, в первую очередь, социальный вид игры как отображение реальной жизни. К.Д. Ушинский обозначил игру равно как доступный для детей метод войти во всю сложность находящегося вокруг мира взрослых. Образное отображение реальной жизни в играх ребенка находится в зависимости от их впечатлений, складывающейся системы ценностей.
По суждению А.В. Запорожца, Н.Я. Михайленко и др., игра социальна по методам её реализации, так как никак не изобретается ребятами, а задается старшим, который обучает играть (как применять игрушку, создавать сюжет, повиноваться правилам и т.д.). Дошкольник обобщает игровые методы и переносит их в другие ситуации. Таким образом игра обретает самодвижение и становится конфигурацией своего творчества, а это объясняет её развивающий эффект.
Согласно Л. С. Выготскому, «игра — это источник развития и формирует зону ближайшего развития» [13, c. 43]. Согласно сути через игровую деятельность и движется формирование детей. Только лишь в данном значении игра способна быть названа деятельностью основной, т.е. определяющей формирование ребенка.
А. Н. Леонтьев полагал, что показателем ведущей деятельности никак не считаются исключительно количественные показатели, ведущая деятельность — это никак не попросту деятельность, более часто встречающаяся на этом периоде формирования, а деятельность, каковой дошкольник отдает более всего времени. Игра качественно неоднородна, имеются разнообразные её разновидности: творческие, игры с правилами, игры-развлечения и т.д.
Вышесказанное предоставляет возможность установить проблему изучения: каким способом организовать игровую деятельность с целью организации игры как формы организации детской жизни?
Разрешение этой проблемы составляет цель изучения: раскрыть и научно обосновывать значимость игры как формы воспитания, развития и организации детской жизни.
Объектом изучения стала игровая деятельность дошкольников.
Предмет изучения – игра, как средство и форма воспитания, развития и организации детской жизни.
В согласовании с проблемой, целью, объектом, предметом изучения были установлены соответствующие задачи:
— Рассмотреть общетеоретические основы изучения игры;
— Предоставить характеристику и классификацию игры дошкольников;
— рассмотреть и охарактеризовать методику руководства игрой дошкольников;
— дать понятие игре, как средства воспитания и развития дошкольников;
— дать понятие игре, как формы организации детской жизни.
Методы изучения — теоретические: теоретический анализ, синтез, анализ литературы;
Работа состоит из введения, 2-ух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог материала, изложенного в курсовой работе, можно сделать выводы, которые будут интересны и полезны для педагогов.
Одной из причин использования игры в качестве важнейшего средства воспитания и обучения детей, является то, что игра это потребность растущего детского организма.
В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива.
В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и прочее.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания.
Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.
Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке — игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) — это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.
Все эти моменты помогают ребенку моделировать схему взаимоотношений в его будущей взрослой жизни. Несмотря на современный динамичный мир, очень хотелось, чтобы не только каждый ребенок, но и взрослый таил в своей душе ту теплоту, романтичность и возвышенность, которые когда-то были постигнуты ими в добрых детских играх.
В данной работе была поставлена цель, и определены задачи. В процессе исследования данной цели, все задачи были решены:
— Были рассмотрены общетеоретические основы изучения игры;
— Предоставлена характеристика и классификация игры дошкольников;
— Была рассмотрена и охарактеризована методика руководства игрой дошкольников;
— Предоставлено понятие игре, как средства воспитания, развития и формы организации детской жизни.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ

1.1 Понятие и классификация игры как формы деятельности детей

Игра — это исторически образовавшийся вид деятельности ребенка, заключающийся в воссоздании действий старших и взаимоотношений между ними [12, c. 21].
Д. Б. Эльконин внес предложение рассматривать в качестве основной деятельности детей сюжетно-ролевую игру [29, c. 12].
Игру как деятельность отличает [29, c. 46]:
— ее непродуктивный характер, т.е. нацеленность её никак не на результат высшей цели, а на непосредственно процесс игры;
— в игре воображаемый план доминирует над реальным, по этой причине игровые действия исполняются не по логике объективных значений входящих в игру вещей, а по логике игрового смысла, который они приобретают в вымышленной ситуации.
Как деятельность игра имеет последующие структурные компоненты [16, c. 72]:
— мотивы- они имеют все шансы быть разными: яркие впечатления событий жизни, новые игрушки, мотив дружбы, стремление быть субъектом своей собственной деятельности;
— цель в игре находится в зависимости от её вида — в случае если это творческие игры, то ребята устанавливают цели (к примеру: «доплыть на корабле до острова»), в случае если дидактические, то необходимо выполнить и игровую цель, и дидактическую т.д.;
— действия в игре носят двойной характер: они имеют все шансы быть и реальными и игровыми;
— результат находится в зависимости от типа игры — в творческих играх он субъективный, в играх с правилами — это может быть выигрыш.
Классификация игр
Традиционно игры разделяются на 2 типа: творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные) и игры с правилами (дидактические, подвижные, народные, забавы).
В нынешних изучениях игры появляются новейшие её классификации. Таким образом С. Л. Новосёлова предлагает акцентировать игры, образующиеся по инициативе детей (игры экспериментирование, сюжетно-отобразительные, режиссерские и театрализованные); игры, образующиеся по инициативе старшего и старших детей (дидактические, подвижные, компьютерные, развлечения и т.д.); игры, исходящие от исторически сформировавшихся обычаев этноса (народные игры).
Классификации, созданные в разное время разными авторами, опираются на различные признаки, например, на воспитательную (развивающую) роль, характер отражения действительности или на чисто внешние признаки, например возраст игроков, их количество, наличие или отсутствие игрового материала, место проведения, степень педагогического управления процессом и т.д. Каждый из подходов в той или иной мере, разумеется, имеет право на существование, а в совокупности они еще раз подтверждают разносторонний и разнообразный характер детской игры.
Одна из первых попыток провести систематизацию детских игр принадлежит Ф. Фребелю. Согласно одному из ее вариантов, все игры следует делить на:
«физические игры, развивающие силу и ловкость;
игры, связанные с внешними чувствами, упражняющие слух, зрение;
-умственные игры, требующие обдумывания и суждения».
Ф. Кейра, рассматривая игры с точки зрения их практической пользы, выделял шесть групп:
подвижные игры, удовлетворяющие острую потребность ребенка в физической деятельности, цель которых — упражнение, развитие и укрепление мускулов;
игры, воспитывающие чувства, развивающие ловкость и наблюдательность, те, которые придают руке проворство, верность взгляду, приучая определять расстояние;
игры, развивающие ум, способствующие воспитанию чувств и удовлетворяющие любопытство ребенка, служащие формированию наблюдательности и правильности суждений;
эмоциональные игры, в которых происходит развитие чувствительности, альтруистических чувств и чувства общественности;
артистические игры — это разнообразные живописные, архитектурные, подражательные, пластические, драматические игры, которые содействуют пробуждению эстетических чувств детей;
игры, направленные на упражнение воли.
К. Бюлер назвал два рода игр. Первые он характеризовал как «экспериментирование в игре». В них ребенок имеет дело с самим собой или с товарищами. Это подвижные игры, в которых упражняется тело ребенка или он приводит в движение другие предметы («возня» с предметами), а также «аффективные игры» типа пряток, жмурок и др. Игры второго рода — это «общественные игры»: борьба, игра в любовь, в подражание. В них достигается развитие «зачатков общительности», которые каждый ребенок несет в себе. Ученый подчеркивает равноценность игр обеих групп и заявляет, что было бы неразрешимой задачей определить, какие из них важнее для развития ребенка.
В. Штерн также делит игры на одиночные и социальные. В ходе одиночных игр ребенок учится владеть собственным телом и властвовать над вещами, а также разыгрывает роли, которые позволяют ему уточнить представления о собственном «я» и его возможных превращениях. Первыми соучастниками социальных игр выступают взрослые, но чем старше становится ребенок, тем значительнее возрастает его интерес к сверстникам.
И. А. Сикорский при группировке игр опирается преимущественно на их вклад в психическое развитие детей. Обширный мир детских игр он делит на три большие группы. Первая и самая большая группа соотносится с развитием отвлеченного мышления и служит для ребенка наглядным подспорьем в овладении этим процессом. Вторая группа содействует формированию и укреплению чувства самосознания. Третья группа дает ребенку возможность упражняться в воспроизведении или репродуктировании впечатлений.
П. П. Блонский подразделяет игры на мнимые, строительные, подражательные, подвижные, интеллектуальные и игры-драматизации. Однако уточнение специфического содержания каждого из названных видов приводит автора к выводу, что всё, называемое нами игрой, в сущности есть проявление строительного и драматического искусства ребенка. Мнимые игры, считает ученый, вообще неправильно называть играми. Строительные игры при тщательном анализе оказываются ничем иным, как строительным искусством ребенка; подражательные игры и драматизации — драматическим искусством; подвижные игры — драматизацией, и даже интеллектуальные игры (шахматы, шашки, карты) по своему происхождению это тоже драматизация (подразумеваемое сражение войск).
С. А. Шмаков предлагает все детские игры условно делить на две большие группы: игры с готовыми правилами и «вольные» игры без установленных правил (игры «в кого-то» или «во что-то»). Условность такого деления сразу же оговаривается самим автором, так как во всех играх присутствует вольное, творческое начало и во всех есть пусть очень элементарные, но условия-правила.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы