Курсовая с практикой на тему Игра как средство творческой активности и познавательной потребности детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Научно-теоретические подходы к
проблеме развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. 6
1.1. Развитие познавательной
активности детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая
проблема. 6
1.2. Психолого-педагогические
особенности развития детей старшего дошкольного возраста. 12
2. Педагогичекие условия развития
познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. 17
2.1. Игра как ведущий вид
деятельности в дошкольном возрасте: основные подходы и аспекты влияния. 17
2.2. Особенности развития
познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр. 22
2.3. Практические рекомендации по
использованию игр в процессе развития
познавательной активности детей дошкольного возраста. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 33
ПРИЛОЖЕНИЕ. 35
Введение:
Актуальность повышения
качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается
заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития
детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДОО). Данный документ
регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной
организации (ДОО) и позволяет по-иному рассматривать вопросы развития познавательной
активности дошкольников.
Сензитивным для развития
познавательной активности считается старший дошкольный возраст. Познавательная
активность является социально-значимым качеством личности и формируется у
дошкольников в процессе целенаправленного воспитательного процесса, а именно
при приобретении новых знаний, умений и навыков.
Проблеме познавательной
активности, ее сущности посвящены исследования В. С. Данюшенкова,
педагогическую проблему формирования познавательных интересов школьников
рассматривала Г. И. Щукина, преобразования познавательной сферы, происходящие в
дошкольном возрасте, рассмотрены в трудах В. П. Арсланьян, И. В. Дубровина, Т.
В. Косма, А. В. Скрипченко.
Актуальным средством развития познавательной
активности детей дошкольного возраста является игра, которая рассматривается
как практическая и ведущая деятельность, направленная на познание, соблюдения
правил, освоение моральных норм поведения, мотивы и цели деятельности,
отношение к событиям и явлениям общественной жизни; в игре формируется
положительное отношение к образу людей, к поступкам, нормам и правилам
поведения в обществе.
Конечно, ребёнок проявляет
познавательную активность в процессе любой своей деятельности. Но, именно в
процессе игровой, дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить
присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в
установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей
между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и
упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого уровня
познавательной активности.
Результаты современных психологических и
педагогических исследований Ю. К. Бабанского, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, И.
Д. Зверева, И. Я. Лернер, Г. И. Щукиной и др. показывают, что возможности
развития познавательной активности детей дошкольного возраста значительно выше,
чем это предполагалось ранее. В период дошкольного детства формируются
способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако
такое познание осуществляется детьми не в понятийном, а в основном, в
наглядно-образной форме, в процессе игровой деятельности с познаваемыми
предметами, объектами.
Объект исследования –
познавательная активность старших дошкольников.
Предмет исследования – процесс
развития познавательной активности в игровой деятельности.
Цель исследования – проанализировать
влияние игровой деятельности на развитие
познавательной активности дошкольников.
Гипотеза исследования. Мы
предполагаем, что в процессе игровой деятельности будет повышаться уровень
познавательной активности старших дошкольников при следующих условиях:
— если будут использованы
различные формы и методы моделирования игрового опыта детей, обеспечивающих
успешное решение задач образовательного процесса;
— если будет организована игровая
предметно-пространственная средыа способствующая формированию игрового опыта у
детей, обеспечение эффективности процесса развития познавательной активности.
Задачи исследования:
1. изучить теоретические основы проблемы
развития познавательной активности детей дошкольного возраста,
2. определить педагогичексие условия использования
игр в развитии познавательной активности старших дошкольников,
3. разработать практические рекомендации по
использованию игр в развитии познавательной активности старших дошкольников.
Основными методами для написания работы выступили:
анализ научной литературы по теме исследования, обобщение, систематизация
передового педагогиечксого оптыта.
Практическая значимость заключается в разработанных
педагогических условиях, способствующих развитию познавательной активности
детей дошкольникого возраста.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы и приложений.
Заключение:
Теоретический
анализ концептуально-нормативных документов и научной литературы позволил
определить познавательную активность как показатель психического развития в
дошкольном возрасте. С позиций личностно ориентированного образования
познавательная активность рассматривается как ценность, показатель
пристрастного, личностного отношения ребенка к окружающему миру, устремленного
познать и проявить себя в нем специфически человеческим способом, в качестве
субъекта познания.
Психологами изучались
различные аспекты деятельности детей дошкольного возраста, которые выступают в
качестве условий развития познавательной активности, а ведущей среди них
является игровая.
Игра отвечает основным
потребностям дошкольника: стремление к самостоятельности, активное участие во
взрослой жизни. Ребенок в игре действует самостоятельно, свободно выражает свои
желания, идеи, чувства. Нет таких положительных качеств, которые бы не
развивались у ребенка во время игры. С помощью игры вы сможете развить
познавательные особенности ребенка, подготовить его к жизни в современном
обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности.
Решая следующие задачи,
мы определили следующие как педагогические условия, способствующие эффективному
развитию познавательной активности у детей:
— использование различных
форм и методов моделирования игрового опыта детей, которые обеспечивают
успешное решение задач образовательного процесса;
— организация игрового
пространства и космической среды, что способствует формированию у детей
игрового опыта, что обеспечивает эффективность образовательного процесса.
Фрагмент текста работы:
1. Научно-теоретические подходы к проблеме развития
познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 1.1. Развитие познавательной активности детей старшего
дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Раскрытие сущности
познавательной активности в научных трудах психологов, педагогов, философов
связано с понятием «деятельность», но их соотношение трактуется по-разному:
— активность
рассматривается как общая категория, особое свойство живых систем. деятельность
выступает как специфическая для социальной формы активности, т.е., деятельность
является обобщенной характеристикой человеческой активности и активность – как
высший этап деятельности;
— понятия «активность и
«деятельность» отождествляются, поэтому активность определяется через
деятельность;
— активность определяется
как качественная характеристика деятельности, степень ее проявления, показатель
определенного ее уровня.
Познавательная активность
ребенка — это интенсивный процесс учения, обусловленный потребностью и
готовностью личности к интеллектуальной и профессиональной деятельности. Он
обеспечивается оптимальным уровнем научности преподавания и доступности учения,
утверждающий становление студента как субъекта обучения. Указанные авторами
отдельные аспекты познавательной активности не противоречат друг другу, а
дополняют существенные стороны понятия. Объединяет эти подходы положение о том,
что источником познавательной активности являются потребности и интересы
личности в приобретении знаний, углублении имеющихся, в достижении духовной
культуры общества, потребность в самовыражении.
Несмотря на
многочисленные определения понятий «активность» и «познавательная активность»,
можно констатировать, что их дефиниции носили поверхностный характер, то есть
данные феномены рассматривались на интуитивно-эмпирическом уровне в связи с
разработкой теории проблемного обучения. Лишь в 80-е гг. XX в. появляется
первое фундаментальное дидактическое исследование активности, выполненное Т. И.
Шамовой. Познавательная активность, по ее мнению, есть качество личности,
которое проявляется в отношении ребенка к содержанию и процессу деятельности, в
стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за
определенное время, и мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение
учебно-познавательной цели. Созвучна определению Т. И. Шамовой трактовка
познавательной активности И. Ф. Харламова: «…активность как состояние
ребенка, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и
проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями». [13]