Курсовая с практикой на тему Игра как средство социализации младших школьников в процессе внеклассной воспитательной работы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретические основы социализации младших
школьников. 4
1.1. Особенности процесса социализации личности младшего
школьника 4
1.2. Возможность игровой технологии как средства развития
и социализации младших школьников. 7
1.3. Опыт педагогов в изучении игры как средства
социализации младших школьников в процессе внеклассной воспитательной работы. 10
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей
социализации младших школьников. 13
2.1. Организация исследования уровня социализации младших
школьников 13
2.2. Анализ и интерпретация результатов. 16
2.3. Методические рекомендации по использованию игры во
внеклассной воспитательной работе для эффективной социализации младших
школьников 22
Заключение. 28
Список литературы.. 30
Введение:
направлено на создание
необходимых условий для усвоения учащимися тем социальных навыков и ролей,
которые будут способствовать развитию культуры их социального поведения,
учитывая динамику социально-экономических изменений современного общества. А применение
игровой деятельности в развитии личности детей младшего школьного возраста является
важной частью формирование личности в целом и социализации ребенка в обществе. В
играх дошкольники, реализуют не только разнообразные впечатления и знания, но и
основные духовные потребности, что открывает взрослым широкие возможности для
использования мощнейших ресурсов игры в целях оптимизации процесса их
образования.
Степень разработанности исследования. Изучением процесса социализации
личности на разных этапах развития общества занимались многие ученые. Среди них
Ж.Пиаже, Ананьев Б.Г., Рубинштейн С.Л., Кон И.С., Торохтий B.C., Сластенин
В.А., Реан А.А., Петровский А.В., Петриченко Н.Г., Андреева Г.М. и др.
Изучением роли игры в
процессе воспитания и развития личности детей младшего школьного возраста
занимались такие исследователи как Н.П. Аникеева, Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили,
М.Я. Басов, О.С. Газман, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин.
Таким образом, целью исследования является изучение особенностей организации игровой
деятельности в процессе внеклассной воспитательной работы для социализации младших
школьников.
В связи с поставленной
целью необходимо решить следующие задачи:
1. Определить особенности
процесса социализации личности младшего школьника.
2. Изучить возможности
игровой технологии как средства развития и социализации младших школьников.
3. Описать опыт педагогов
в изучении игры как средства социализации младших школьников в процессе
внеклассной воспитательной работы.
4. Организовать
исследование уровня социализации младших школьников.
5. Проанализировать
результаты исследования.
6. Составить методические
рекомендации по использованию игры во внеклассной воспитательной работе для
эффективной социализации младших школьников.
Объектом
курсовой работы является процесс социализации детей младшего школьного
возраста.
Предметом
выступает организация игры в процессе внеклассной воспитательной работы для
эффективной социализации детей младшего школьного возраста.
Структура работы
определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и
списка литературы.
Заключение:
На сегодняшний день перед
школой стоит важная задача, которая заключается в воспитании грамотной
личности, способной успешно взаимодействовать с другими людьми. При этом,
эффективное взаимодействие может развиваться и формироваться в процессе
обучения, начиная с раннего детства, поэтому особая роль отводиться периоду
обучения детей в начальной школе, когда в процессе учебной деятельности под
руководством педагога формируется учебное сотрудничество.
Следует заметить, что
младший школьный возраст представляет важный этап в развитии ребенка. В этот
возрастной период происходит формирование системы организационных отношений,
ценностных ориентаций, целей и мотивов. Как замечал Л.С. Выготский, в этот период
совместная деятельность, которая сопровождается общением, является фактом
перехода психических функций из природного характера в сознательный.
Формирование социализации
детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности
представляет собой одну из актуальных проблем, поскольку современная начальная
школы является тем местом, которое позволяют ребенку получать возможность
обширного социально-практического самостоятельного контакта с разными сферами
жизни.
Полученные знания и
навыки социального опыта в начальной школе способствуют раскрытию возрастного
потенциала младшего школьника и успешно вступить в среднее звено школьного
обучения.
Таким образом, для
определения особенностей формирования социализации детей младшего школьного
возраста в ходе внеурочной деятельности, было организовано проведение
эмпирического исследования. Первичная диагностика уровня сформированности социализации
младших школьников опиралась на результаты по трем методикам, а именно:
— диагностическая
методика «Лесенка», которая позволила выявить уровень самооценки детей
контрольной и экспериментальной группы. Результаты в обеих группах не имеют
значительных отличий и говорят нам о том, что подавляющее большинство детей
имеют неадекватный уровень самооценки (завышенный или заниженный);
— диагностическая
методика «Мотивация достижения», которая была направлена на определение
доминирующего мотива у младших школьников при той или иной деятельности.
Результаты говорят о том, что в экспериментальной группе все дети имеют доминирующий
мотив – избежание неудачи, а в контрольной группе мы видим несколько детей с
мотивом – стремление к успеху;
— диагностическая
методика нравственного развития, которая позволила выявить, что в
экспериментальной группе уровень развития преобладает средний и низкий, также
как и в контрольной, хотя здесь есть дети, которые показывают высокий уровень
тоже.
Для развития социализации
детей младшего школьного возраста были разработаны методические рекомендации,
которая направлены на реализацию педагогических условий развития социализации детей.
Такая работа основывается на проведении занятий с детьми в виде бесед, игр,
тематических встреч и построении межличностного общения со сверстниками,
старшими и взрослыми.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы
социализации младших школьников
1.1. Особенности процесса
социализации личности младшего школьника
Проблема социализации
личности поднимается во многих трудах отечественных и зарубежных психологов и
философов, которые разрабатывали различные теоретические подходы к определению
социализации. Рассмотрим основные из этих подходов.
Биогенетическая теория
предлагает рассматривать социализацию как естественный процесс, который
подчиняется своим внутренним закономерностям, а развитие личности характеризуется
последовательностью этапов, прохождение которых неизменимо и предполагает
прерывистость или внезапность изменений [15].
Социогенетические теории
определяет социализацию как интегрирующую функцию, обеспечивающую формирование
чувства принадлежности к определенной социокультурной общности, когда личности
становится продуктом разных культур.
Классический психоанализ
понимает социализацию в виде процесса обуздания природных влечений посредством
защитных механизмов. Так, последователи неофрейдизма придают особенное значение
«Эго», называя его основой адаптирующей функции в процессе социального развития
индивида.
Некоторые исследователи
раскрывают социализацию как идентичность с членами группы и разрабатывают
модели социализации, которые основываются на анализе социального
взаимодействия, ролевого поведения личности и формирования собственного «Я». В
итоге результат социализации представляется собой развитие самосознания
личности [26].
Отечественный
исследователь, Л.С. Выготский, в своих трудах настаивал на том, что ребенок при
рождении считается элементом определенной культуры и существующих в этом
обществе социальных связей, так как он уже является представителем социального
общества, его окружают