Курсовая с практикой на тему Игра, как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР. 7
1.1. Особенности
сенсорного развития детей младшего дошкольного
возраста. 7
1.2. Роль игры
в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной
организации. 12
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИГР НА СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА.. 17
2.1 Выявление
уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 17
2.2 Проведение
комплекса дидактических игр, направленных на сенсорное развитие детей младшего дошкольного
возраста. 20
2.3 Выявление
динамики сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 28
ПРИЛОЖЕНИЕ. 31
Введение:
В нашей стране на рубеже
XX-XXI веков происходят значительные изменения в развитии общества, затронувшие
институт образования в целом. Данные изменения коснулись и дошкольного
образования. Их основа была заложена государством, проявляющим большой интерес
к развитию этой сферы. В целях совершенствования образования: воспитания и
развития, Детей дошкольного возраста был введен в действие новый федеральный
закон «Об образовании в РФ», Федеральный Государственный Образовательный
Стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утверждены Санитарные правила и
нормы (СанПин) к устройству, содержанию и организации режима работы в
дошкольных организациях др. нормативно-правовые акты.
Согласно данным
документам, дошкольные организации могут самостоятельно определять приоритетные
направления развития, образовательные программы, виды образовательных услуг,
новые формы образовательной деятельности в интересах ребенка, основанные на
запросе родителей и потенциале педагогического коллектива. Вместе с тем
содержание и формы организации дошкольного образования как первого уровня
системы образования в Российской федерации ориентированы на сохранение
самоценности детства и поддержку индивидуальности каждого ребенка, что
переопределяет возрастающую роль дошкольного образования в развитии всех
жизненно-важных процессов в организме и психике ребенка, а также в формировании
умений и навыков в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного
возраста.
В период дошкольного
детства у ребенка развивается речь, мышление, память, воображение, фантазия,
творческие способности, ценности, нормы поведения в обществе, мелкая и крупная
моторика. На данном возрастном этапе у ребенка происходит становление
познавательных процессов, особое место среди которых занимает сенсорное
развитие. Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и
формирования представлений о важнейших свойствах
Заключение:
Задачи сенсорного развития
детей младшего дошкольного возраста: формирование у детей системы перцептивных (обследовательских)
действий; формирование у детей системы сенсорных эталонов; формирование у детей
умения самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему сенсорных:
эталонов в практической к познавательной деятельности. Сенсорное развитие – это
целенаправленное развитие ощущений и восприятий.
Основная задача сенсорного
развития, таким образом, заключается в том, чтобы сформировать у детей такие умения
воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию
процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе, художественного
и музыкального творчества и т.д.
Сенсорное развитие ребенка
является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования
различных способностей. Поэтому сенсорное развитие должно планомерно и систематически
включаться во все моменты жизни ребёнка.
Роль дидактических игр в формировании
сенсорных эталонов очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как
устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию
– контроль над состоянием сенсорного развития детей. Средства сенсорного развития
детей младшего дошкольного возраста: природа, творческая деятельность (благоприятная
деятельность для развития обследовательской деятельности), трудовая деятельность
(задействованы тактильные анализаторы и анализаторы зрения), дидактические игры
(преимущество дидактической игры перед свободной игровой деятельностью ребенка в
том, что у нее есть развивающая и образовательная направленность более узкого характера,
чем в свободной , спонтанной игровой деятельности ребенка). В младшем дошкольном
возрасте у ребенка складываются важнейшие психические новообразования. Данные новообразования
складываются, преимущественно в рамках ведущего вида деятельности младших дошкольников
– игре. Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностями
ребенка, включается во все системы дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие у ребенка
в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического
мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется
сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать
выводы. Ведущей формой в процессе сенсорного развития являются дидактические игры.
Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного
развития. На специальных занятиях, участвуя в дидактических играх, дети накапливают
сенсорные впечатления, учатся их осознавать, систематизировать, расширять и использовать
на практике.
В практической части курсовой
работы применялся диагностический материал, с помощью которого было выявлено, что
у детей недостаточно сформированы сенсорные эталоны, что и спроектировало использование
планомерное, систематическое сенсорное воспитание.
Также были подобраны дидактические
игры и упражнения по формированию сенсорных эталонов, разработана НОД, направленная
на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе знакомства
с предметами из разных материалов. Дидактические игры и упражнения были применены
как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.
Таким образом, цель достигнута,
задачи решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР 1.1. Особенности сенсорного
развития детей младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие, направленное
на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой
познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Чувственное и
рациональное представляют собой разные стороны единого процесса познания ребенком
объективного мира, разные формы познавательной деятельности, находящиеся между собой
в органической взаимосвязи. Поэтому развитие сенсорных процессов, по мнению Ю.М.
Хохрякова, имеет самоценное значение и вместе с тем оказывает влияние на становление
всех психических функций и освоение различных видов деятельности. Успешность умственного,
физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного
развития детей [24].
Сформированные сенсорные
эталоны – это фундамент его общего умственного развития и основной формирования
у него ощущений, восприятия и представлений. При этом одним из самых благоприятных
периодов для формирования, накопления и систематизации сенсорных эталонов у ребенка
об окружающем мире, а также для развития работы органов его чувств является младший
дошкольный возраст. Главным в сенсорном развитии детей является становление у них
адекватных сенсорных эталонов, перцептивных реакций, т. е. чувственных восприятий,
приобретение ребенком навыков самостоятельного применения данной системы эталонов
и правильного реагирования на различные перцептивные процессы [10]. И при формировании
у ребенка системы сенсорных эталонов и прочих аспектов сенсорного развития