Курсовая с практикой на тему Игра, как средство развития познавательного интереса школьников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ. 7
1.1 Сущность понятия
«познавательный интерес» и его роль в образовательном процессе. 7
1.2. Особенности
познавательного интереса, методы формирования и его источники. 13
1.3 Игры как средство
развития познавательного интереса школьников. 14
Выводы по главе 1. 19
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ В
ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.. 21
2.1 Анализ опыта учителей
работы по использованию игры для развития познавательного интереса школьников. 21
2.2. Рекомендации по
составлению исторических викторин для школьников 10 классов. 26
Выводы по 2 главе. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
ЛИТЕРАТУРА.. 31
ПРИЛОЖЕНИЯ. 35
Введение:
Актуальность исследования. Многочисленные наблюдения
учителей, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не
научившийся учиться, не овладевший методами умственной деятельности в начальных
классах школы, в среднем обычно попадает в разряд неуспешных. Одним из важных
направлений в решении данной проблемы является создание в младших классах
условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанных с формированием
устойчивых познавательных интересов, умений и умений мыслительной деятельности,
умственных качеств, творческой инициативы и самостоятельности. в поисках путей
решения проблем. Такие условия еще не полностью обеспечены в начальном
образовании, поскольку в педагогической практике все еще распространен прием,
когда учитель организует действия учащихся в соответствии с моделью. Слишком
часто учителя предлагают детям упражнения, основанные на имитации и не
требующие творчества и инициативы.
В результате такого обучения у детей недостаточно развиты
качества мышления: глубина, критичность, гибкость, которые определяют его
самостоятельность. Развитие самостоятельного, творческого, поискового,
исследовательского мышления — одна из основных задач школьного образования в
целом и в начальных классах в частности. Самостоятельность мышления проявляется
в своеобразном видении ребенком проблемной ситуации, требует индивидуального
подхода, учитывающего особенности мыслительной деятельности каждого ученика.
На основе изучения педагогического опыта, анализа научной
литературы была сформулирована проблема исследования, которая определяется
противоречием между объективно существующей потребностью общества в
интеллектуально развитой личности и недостаточной разработкой теоретических и
практических подходов к формированию личности. познавательные процессы
школьников
Объект исследования — развитие познавательного
процесса школьников.
Предмет исследования – развитие познавательного
процесса школьников посредством игры.
Цель исследования — выявить возможности игры как
средства развития познавательного интереса школьников в практике современной
школы.
В соответствии с объектом, предметом, целью были поставлены
следующие задачи:
1) дать описание познавательных процессов;
2) с помощью игры выявить особенности развития
познавательных процессов детей школьного возраста;
3) определяет содержание игр, обеспечивающих развитие
познавательной активности школьников;
4) провести экспериментальное исследование развития
познавательных процессов школьников в игре.
5) разработать рекомендации по составлению исторических
викторин для школьников 10-11 классов
Обзор используемой литературы. Психолого-педагогические
особенности развития познавательных процессов у младших школьников
проанализированы В.А. Сухомлинский, Н. Подяков, Ф.А.Сохина, Р.С. Немов.
Психолого-педагогические закономерности развития личности в младшем школьном
возрасте раскрыли ученые Л.С. Выготский, А. Леонтьев, С. Рубинштейн.
Психолого-педагогические исследования деятельности младших школьников
проводились Л.И. Божович, А. Петровский, А. Леонтьева. Наиболее значимые
подходы к воспитанию младших школьников были разработаны К.Д. Ушинский, А.
Белкин, Ю.М. Орлов. Условия деятельности, способствующие развитию
познавательных процессов у младших школьников, рассмотрены В.А. Николаев, Л.А.
Вегнер, В.В. Давыдов, Д. Эльконин и другие. Ряд специальных исследований
игровой деятельности школьников провели выдающиеся учителя современности П.П.
Блонский, Л. Выготский, С. Рубинштейн, Д. Эльконин и другие.
Методы исследования: анализ
психолого-педагогической литературы, анкетирование, индивидуальная беседа с
младшими школьниками, наблюдение, эксперимент.
База исследования: средняя
общеобразовательная школа № 65 г. Амурск
Заключение:
Рассмотрев проблему повышения познавательной активности
через игру, мы пришли к выводу, что эта проблема очень актуальна, сложна и
многогранна.
В результате проведенных теоретических исследований и
экспериментальной работы подтвердилось наше предположение о том, что процесс
обучения истории, а в нашем случае активизация познавательной деятельности
студентов, зависит от того, насколько системно и методически правильные
обучающие игровые технологии используются. поскольку их применение способствует
интеллектуальной деятельности студентов.
Тщательно продуманный подход к выбору и подготовке игр с
учетом индивидуальных психолого-педагогических особенностей восприятия и
поведения учащихся дает возможность повысить эффективность игры как таковой,
что в свою очередь, несомненно, способствует повышению мотивации и интереса к
изучению истории, а также активизации познавательной деятельности.
В ходе теоретических исследований мы пришли к выводу, что
современная отечественная практика редко включает в учебный и не
образовательный процесс, не готовит учителей к профессиональному пониманию
игры. Плохо использовать богатейший игровой потенциал для создания условий для
духовного комфорта жизни детей.
В ходе работы была подтверждена важность педагогического
состояния, основанного на принципе систематического и методически правильного
применения игровых технологий на уроках истории.
Наши данные свидетельствуют о том, что познавательная
активность учащихся при правильном использовании развивающих игр на уроках
истории повышается.
По результатам проведенного исследования считаем
целесообразным предложить следующие рекомендации.
1. Учитель истории в своей практике должен помнить, что:
а) игра улучшает качество обучения;
б) игра требует полной отдачи от участников, их реакции как
вербальными, так и невербальными средствами в данной ситуации. В игре
используются знания и навыки, полученные как в классе, так и за его пределами,
т.е. их общий запас знаний и навыков;
в) игра сильно мотивирует;
г) игра несет в себе элемент неожиданности, с которым так
часто сталкиваются студенты в процессе реального общения;
д) во время игры происходит эмоциональный подъем, что крайне
положительно сказывается на качестве тренировок.
Все ученики класса должны участвовать в играх.
Игры должны соответствовать возрасту учащихся.
Лидер, обычно учитель, по возможности должен быть на заднем
плане.
Время, затрачиваемое на подготовку и проведение игры, и ее
преимущества должны быть разумно пропорциональны друг другу.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
ПРОЦЕССОВ ШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ 1.1 Сущность
понятия «познавательный интерес» и его роль в образовательном процессе
Как известно, интерес всегда имеет определенную предметную
направленность. Человеческие интересы так же разнообразны, как и окружающий нас
мир. Но из всего многообразия предметов, явлений окружающего мира в интересах
каждого человека выборочно отражается именно то, что значимо, важно, ценно для
самого человека, что связано с его индивидуальным опытом и развитием.
По предметной направленности интересов и ограничиваемым ими
сферам деятельности вполне правомерно различать художественный, технический
спорт, познавательный и т. Д.
Особую и важную область феномена «интереса» определяет
познавательный интерес к учебной деятельности. Предметом познавательного
интереса является важное свойство человека познавать окружающий мир не только с
целью биологической и социальной ориентации [4]. Это сущностное отношение
человека к миру, которое выражается в желании проникнуть в его многообразие,
отразить в сознании его сущностные аспекты, причинно-следственные связи,
закономерности и противоречия. Таким образом, предмет познавательного интереса
прямо указывает на необходимость взаимодействия с окружающим миром как условие
существования познавательного интереса человека.
Познавательный интерес определяется рядом ученых как
отношение к предмету или деятельности. Но такое отношение отличается от других
типов личностных отношений и, в частности, от общего положительного отношения к
субъекту. Специфика интереса в его эмоциональной и познавательной стороне,
которая характеризуется в человеке наводящими вопросами, активностью,
стремлением к активности.
Эта идея прослеживается в исследованиях Н.Г. Морозова. Он
определяет познавательный интерес как активное эмоционально-познавательное
отношение человека к миру [22]. Н.Г. Морозова выделяет два уровня интереса:
ситуативный (эпизодический) и проактивный. Ситуационный интерес — это следствие
отношения к объекту в данный момент. Он нестабилен и исчезает одновременно с
прекращением соответствующей активности. Влияние такого интереса равно нулю.