Курсовая с практикой на тему Игра как средство развития личности младшего школьника.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования игры как средства развития личности младшего школьника 5
1.1. Понятие и особенности игры в обучении 5
1.2. Психолого-педагогические основы развития младших школьников 11
1.3. Особенности использования игры в качестве средства развития личности младшего школьника 17
Глава 2. Практические основы использования игры как средства развития личности младшего школьника 23
2.1. Анализ анкетирования младших школьников 23
2.2. Методические рекомендации по использованию игр в начальной школе 27
Заключение 33
Список литературы 35
Приложение
Введение:
Актуальность темы исследования. История использования игровых технологий человеком довольно глубока. Можно отметить, что в первую очередь универсальность игры способствует ее широкому применению. Поэтому игровые технологии наделены множеством самых различных функций. В образовании эта функция заключается в развитии определенных качеств учащегося.
Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.
Применение игровых технологий как средства повышения эффективности и результативности процесса обучения интересует ученых во всех странах мира. Также активно рассматривается использование игровых технологий в обучении и российскими авторами и педагогами.
В настоящее время в связи с необходимостью развития мотивации учения у учащихся и формирования их познавательных интересов важно правильно подбирать методы и образовательные средства. Другими словами необходимо применение таких методов, которые помогут реализовать развивающее обучение и тем самым повысят результативность обучения, при этом будут созданы условия для развития личности, формирования творческого потенциала обучающихся.
Объект исследования: развитие личности младшего школьника.
Предмет исследования: игра как средство развития личности младшего школьника.
Цель исследования: теоретически обосновать особенности применения игры как средства развития личности младшего школьника и на практике изучить влияние игры на развитие личности младшего школьника.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и особенности игры в обучении.
2. Рассмотреть психолого-педагогические основы развития младших школьников.
3. Выявить особенности использования игры в качестве средства развития личности младшего школьника.
4. Проанализировать результаты анкетирования младших школьников.
5. Представить методические рекомендации по использованию игр в начальной школе.
Теоретические основы работы. В отечественной психологии и педагогике проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. Многие зарубежные исследователи и мыслители также занимались вопросами изучения игровой технологии – К. Гросс, Ф. Шиллep, Г. Спенсер, К. Бюлер, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и другие.
Методы исследования: анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы, синтез, систематизация, интерпретация, классификация, обобщение, анкетирование, качественный и количественный анализ результатов работы.
Новизна работы. В данной работе определены особенности игровой деятельности учащихся начальной школы и выделены особенности использования игры в качестве средства развития личности младшего школьника.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Итак, в результате выполнения данной работы были получены следующие результаты и сделаны следующие выводы:
1. Проанализировав взгляды на игровую деятельность многих педагогов и психологов можно отметить, что под игрой можно понимать определенный тип деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В период обучения в начальной школе игровая деятельность нацелена на воспитание, развитие и социализацию учащихся. Одним из видов игровых технология является дидактическая игра. Структура дидактической игры включает: задачу дидактическую, задачу игровую, действия игры, правила, итог.
2. Младший школьный возраст является одним из важнейших периодов в жизни человека. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учебная деятельность. При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению. Ввиду этого, учет данных психологических особенностей детей 7-11 лет и их дальнейшее развитие являются важным фактором успешности процесса обучения в начальной школе, который создает новые условия для личностного развития младшего школьника.
3. Можно сделать вывод, что за счет использования дидактических игр каждый педагог может повысить эффективность образовательной деятельности. Особые возможности имеет игровая деятельность во внеклассной работе в начальной школе. За счет использования игр во внеклассной работе можно гарантировать благоприятную адаптацию учащихся к школе, оптимизировать образовательную нагрузку на учеников, всесторонне развить учащихся. Поэтому выбрав подходящие игры, создав требуемые условия для их реализации, можно формировать основные качества учащихся начальной школы и продолжать формирование всесторонне развитых личностей.
4. Была дана оценка эффективности игровой деятельности младших школьников. Было выявлено, что по результатам анкетирования младших школьников было выявлено, что многие учащиеся считают, что игр во время уроков и во внеурочное время проводится недостаточно.
5. Игровая деятельность очень важна для детей младшего школьного возраста. Правильно организованная игра способствует активизации всех интеллектуальных способностей школьников, формированию личностных качеств ребенка. За счет использования игры дети учатся играя. Происходит естественное знакомство с необходимым учебным материалом. В рамках игровой деятельности педагог может решить различные воспитательно-образовательные задачи. Игровая деятельность соответствует требованиям ФГОС НОО. Игровая деятельность в начальной школе строится на практическом и жизненном опыте, знаниях учащихся.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы использования игры как средства развития личности младшего школьника
1.1. Понятие и особенности игры в обучении
Игровая деятельность является предпочитаемым видом деятельности для каждого ребенка. При этом такая деятельность помогает детям перерабатывать знания, полученные из окружающей действительности. Игра позволяет развивать основные познавательные процессы учащихся, формирует их интерес, развивает коммуникативные способности.
Игра всегда привлекала внимание исследователей: это один из интереснейших феноменов, рассматриваемых наукой. В отечественной психологии игровую деятельность изучали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.П. Блонский и многие другие. Игра и ее содержание описывается в работах А.Н. Леонтьева и Л.С. Выготского. По мнению авторов, данный вид деятельности значительно влияет на процессы, происходящие в психике учащегося. Также авторы указывают на «зоны ближайшего развития».
В педагогике феномен игры изучали К. Д. Ушинский, С. Л. Рубинштейн и многие другие. Известный педагог К.Д. Ушинский воспринимал и изучал игру как естественное состояние и деятельность здорового развивающегося ребенка. Он считал, что игры не проходят бесследно для будущей жизни ребенка и в определенной степени способствуют воспитанию личности [Ушинский 2018].
К.Д. Ушинский в отечественной традиции одним из первых заговорил об игре как средстве воспитания детей. Он пишет: «Для ребенка игра – это реальность, и реальность гораздо интереснее той, что его окружает». Эту позицию в XIX веке можно назвать революционной, так как в русской школе того времени поведение ученика подлежало строгому контролю со стороны учителей [Ушинский 2018: 23-24].
А.С. Макаренко писал, что игра не только средство подготовки к самостоятельной жизни, но и как жизнь и деятельность самих детей и стремился к тому, чтобы игра обеспечивала детям радость жизни и прививала детям любовь и интерес к ней [Макаренко 2016].
В младшем школьном возрасте через игру можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. В силу своего возраста ребёнок (даже в младшем школьном возрасте) всё ещё в большей степени познаёт мир через игру. Использование игры в образовательном процессе рассматривал в своих работах такой автор исследователь педагог Я. А. Коменский. По мнению автора, педагог, используя игровую деятельность, способен многому обучить детей, раскрыть для них существующую научную картину мира без особого труда.
Начало XX века в истории педагогики было периодом еще большего понимания возможностей игры. Игра всегда была не только частью воспитательного процесса, но и частью образовательного процесса, в котором детям могли получать определённые знания. С советских времен значение игры рассматривали такие авторы как Н.К. Крупская и А.С. Макаренко. С точки зрения авторов, игровая деятельность – это настоящее образование для каждого ребёнка. Кроме того, авторами указывается, что игра – это настоящее желание ребёнка. Игра и детский возраст неотделимы друг от друга, при этом в процессе игры дети не только занимаются игровыми действиями, но и решают различные образовательные задачи [Макаренко 2016].
В психологии значения игры рассматривал такой автор как Л.С. Выготский. С точки зрения автора, в период начала школьного обучения игра никуда не исчезает из жизни ребёнка, а только укрепляет свою позицию. «В школьном возрасте, — говорил он, — игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде …» [Выготский 2019: 45].
Понятие игровой деятельности в целом рассматривали многие авторы ученые, исследователи, педагоги и психологи. По мнению Г.К. Селевко игровая деятельность направлена на понимание и усвоение социального опыта поведения для совершенствования своих поведенческих навыков в обществе. Данное определение можно считать наиболее полным [Селевко 2008].
Д.Б. Эльконин, анализируя феномен игры, приходит к выводу, что игра – это деятельность, в которой социальные отношения между людьми воссоздаются вне условий непосредственно утилитарной деятельности. Д. Б. Эльконин обращает внимание на то, что «игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе» [Эльконин 2011: 56].
Особую роль в организации игры с точки зрения использования психологических и педагогических ее возможностей занимает именно взрослый или педагог. Как и в любой деятельности, в игре важно опираться на особенности и специфику развития учащихся, их индивидуальные возможности и способности.
А.Н. Леонтьев выделяет детскую игру как «исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме» [Леонтьев 2012: 124].
М.В. Гамезо определяет игру как «форму деятельности в условных ситуациях, направленную на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры» [Гамезо 2006: 89].
Различая игру и игровую технологию, Г. К. Селевко утверждает, что игровая технология отличается определенной целью, соответствующей результатам обучения [Селевко 2008]. Рассмотрим особенности понятия «игровая технология» с точки зрения различных авторов.