Курсовая с практикой на тему игра как средство преодоления застенчивости детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение………………………………………………………………………
1. Теоретические основы преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста посредством игры………………………………….
1.1. Сущность понятия «застенчивость», причины появления, особенности проявления в дошкольном возрасте………………….………
1.2. Условия использования условия преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста……………………………………..
Заключение…………………………………………………………….……..
Список использованной литературы………………………………….……..
Приложение.
Введение:
Актуальность темы исследования вызвана тем, что проблема застенчивости играет значительную роль в социально-практическом аспекте и занимает одно из первых мест исследований в психологической и педагогической литературе. Застенчивость проявляется у детей с дошкольного возраста, что является препятствием в установлении коммуникативных контактов, организации конструктивной деятельности и в умении рационально распределять внутренние ресурсы на преодоление возникших затруднений, а не на переживания по их поводу. Так, многие ученые признают необходимость исследования проблемы застенчивости.
В соответствии с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое значение приобретает проблема сохранения психологического здоровья детей дошкольного возраста, формирования их эмоционального благополучия.
В последние годы увеличилось число детей проявляющих застенчивость, что серьезно осложняет взаимоотношения с окружающим миром, влияет на показатели их физического и психического здоровья.
Большой проблемой для воспитателей, родителей и самих детей является детская завышенная застенчивость, которая сегодня встречается все чаще и чаще. Наличие застенчивости у детей является показателем нарушения эмоциональной сферы, эмоционального неблагополучия, а соответственно психического здоровья. Высокий уровень застенчивости – как результат неудовлетворения базовых потребностей со стороны родителей в любви, внимании, понимании собственного ребенка, отражается на психологическом здоровье в целом.
Соответственно организованная работа воспитателя по профилактике и коррекции застенчивости детей дошкольного возраста в этом направлении с момента поступления в дошкольную образовательную организацию может благоприятно отразиться на состоянии физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста.
Точная и глубокая диагностика эмоциональных нарушений, а также психокоррекция проявлений застенчивости имеет огромное значение для здоровья и жизни детей, также для личности и общества в целом.
Проблемой изучения застенчивости занимались как отечественные, так и зарубежные ученые, такие как Н.А. Богачкина,[1], Д. Бретт [2], А.Н. Галигузова [7, 8], Е.И. Гаспарова [9], Е.Э. Журкина [10], Ф. Зимбардо [13], Л.И. Катаева [16], Л.А. Михайлова [22] и другие.
Объект исследования: застенчивость детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игра как средство преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: рассмотреть игру как средство преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
— определить сущность понятия «застенчивость», причины появления;
— рассмотреть особенности проявления у детей старшего дошкольного возраста;
— определить условия преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста;
— изучить игры как средство преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста;
— провести экспериментальное исследование преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста посредством игры.
Методы исследования: изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме; беседа; наблюдение; анкетирование; анализ и интерпретация результатов; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный)..
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Фрагмент текста работы:
Теоретические основы преодоления застенчивости у детей старшего дошкольного возраста посредством игры
1.1. Сущность понятия «застенчивость», причины появления, особенности проявления в дошкольном возрасте
Проблема застенчивости — это не только отсутствие навыков общения, но и нежелание вступать в какие-либо отношения, отсутствие понимания их смысла. Застенчивые люди часто занятых самокопанием, что становится для них навязчивой идеей и может перерасти в психическое расстройство. Такие люди мысленно проигрывают ситуацию много раз вместо того, чтобы действовать. Стеснительность и смущение, спутники застенчивости, не дают возможности отстоять собственную точку зрения, заставляя человека молча согласиться с предложенным ему мнением. Только треть застенчивых людей после изучения техники общения может применить ее на практике. Застенчивые люди стараются молчать, по возможности, чтобы не покидать тени, зная собственную реакцию на чрезмерное возбуждение. Человек постоянно испытывает состояние стеснительности, одиночество, переживание ошибок и неудач прошлого.
Застенчивость – процесс возникновение чувства тревоги, страха, смущения, вызванного необходимостью общения с другими людьми. Застенчивость обычно появляется рядом с незнакомцами или под влиянием новых обстоятельств [4 c. 96].
Застенчивый человек продумывает каждый шаг, чтобы не ошибиться при общении с другими людьми, он не действует спонтанно.
Известно пять теорий происхождения застенчивости.
Теория врожденной застенчивости. Ее последователи убеждены, что застенчивость, как и умственные способности, передается по наследству. Психолог Р. Кеттель разработал шкалу для определения степени застенчивости, в которой он противопоставил две черты характера — уверенность в себе и робость. В ходе предложенного им многофакторного анализа личности индивид получает результат о степени своей застенчивости. Недостаток этой теории заключается в том, что исследователи личностных характеристик человека уверены, что невозможно изменить повышенную чувствительность нервной системы к стрессовым ситуациям. Они пессимистичны и считают скромного человека с пожизненным комплексом неполноценности.
Теория бихевиоризма. Поведенческие психологи считают, что застенчивость — это результат отсутствия надлежащих коммуникативных навыков, внушения человеком уверенности в своей неадекватности, неспособности общаться. Бихевиористы предлагают бороться с проявлениями застенчивости с помощью образовательных мер.
Психоаналитическая теория. Психоаналитики в своих суждениях основаны на патологии застенчивости, социальной фобии, которая на самом деле требует лечения. По их мнению, застенчивость является внешним проявлением внутреннего бессознательного конфликта.
Концепция А. Адлера. Будучи сторонником индивидуальной психологии, Адлер впервые ввел понятие «комплекс неполноценности». Он был уверен, что в детстве все дети застенчивы по ряду причин: физическая неполноценность, невнимательность со стороны взрослых, отторжение. Это зависит от того, какую жизненную позицию они выбирают, будут ли они не уверены в себе до конца своих дней [15 c. 87].
Причинные факторы. Современные психологи все чаще связывают появление застенчивости с высокой реактивностью детей. Дети инстинктивно защищают себя от психологических и физических перегрузок, выбирая один из двух вариантов поведения. Некоторые дети втянуты в конфронтацию, из них вырастают уверенные в себе личности. Другие избегают конфликтов, общения, ситуаций, формируя застенчивость.
Представители разных психологических тенденций определили различные причины возникновения застенчивости, но они согласились с одним: необщительность не позволяет человеку жить полноценно, заводить новые знакомства и связываться с другими на работе и дома.