Курсовая с практикой на тему Игра как средство экономического воспитания детей старшего возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА.. 6
1.1.
Психологические доминанты возрастного развития старших дошкольников 6
1.2. Роль
игры в возрастном развитии старших дошкольников. 12
1.3.
Содержание экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста. 14
Выводы к
главе 1. 20
ГЛАВА 2.
МЕХАНИЗМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 21
2.1.
Типология экономических игр для детей старшего дошкольного возраста 21
2.2.
Методические рекомендации по использованию игровых технологий в экономическом
воспитании детей старшего дошкольного возраста. 24
Выводы к
главе 2. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 33
Введение:
Игра является естественным способом развития детей.
Участие в игровой деятельности способствует радостному и легкому раскрытию
творческих способностей ребенка, освоению им новых навыков и знаний, развитию
ловкости, фантазии, наблюдательности, памяти, способностей к размышлению,
анализу, преодолению трудностей. Параллельно игровой деятельности у детей также
происходит получение неоценимого коммуникативного опыта.
Важным компонентом ознакомления детей дошкольного
возраста с окружающим миром является формирование их экономических
представлений. Закрепление данных представлений происходит преимущественно
благодаря игре, в ходе участия в которой дети получают первый опыт различения
предметов по их величине, форме, количеству.
Именно игры обладают возможностью формирования новых
знаний, ознакомления детей с тем, как нужно вести себя в той или иной ситуации.
Для каждой сказки и игры по ее мотивам характерным является наличие конкретной
задачи, связанной с математическими (количественными, пространственными, временными)
представлениями детей дошкольного возраста.
Именно поэтому так важно, чтобы именно в дошкольном
возрасте дети получили возможность овладеть основными экономическими
представлениями, разобраться в основных понятиях, на которых основывается
математическое мышление. Параллельно ребенок интересуется и познает окружающую
среду. Таким образом, познание математических закономерностей должно проходить
в форме работы над сказкой.
Тема работы является
актуальной ввиду необходимости
наличия экономических представлений у дошкольников. Чем раньше удалось ребенку
сформировать собственные экономические представления, тем успешнее будет
происходить обучение математике в начальных классах.
Объект исследования: процесс формирования компетенций, связанных с
элементарными экономическими представлениями у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: представлен системой игр, характеризующихся
экономическим содержанием.
Цель курсовой работы: установление влияния, которое игры оказывают на
формирование экономических представлений старших дошкольников.
Поставленная цель
определила ряд конкретных задач исследования:
1. выявление
закономерностей, обусловливающих личностное формирование детей старшего
дошкольного возраста;
2. изучение и анализ
значимости игр в формировании элементарных экономических представлений детей
старшего дошкольного возраста;
3. рассмотрение
современных подходов к методике развития экономических представлений у старших
дошкольников;
4. диагностика уровня
сформированности экономических представлений у детей старшего дошкольного
возраста;
5. выделение путей
формирования элементарных экономических представлений у детей старшего
дошкольного возраста;
6. анализ
эффективности предложенных методик.
Гипотеза исследования: если игры будут использоваться с максимальной
рациональностью и методической грамотностью в работе с детьми старшего
дошкольного возраста, это будет способствовать улучшению динамики и
качественных показателей экономических представлений у дошкольников.
В ходе исследования были применены такие его методы, представленные:
историко-педагогическим и методическим анализом, направленным на
психолого-педагогическую и учебно-методическую литературы; наблюдением,
анализом применения игр дидактической направленности в практической
деятельности педагогов; наблюдением за отдельными сторонами, характеризующими
деятельность дошкольников параллельно проведению дидактической игры,
диагностическими методиками.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение "Детский сад комбинированного вида №4 "Ляйсан " г.
Тольятти. Старшая группа (5-6 лет), 24 ребенка. Город Тольятти, Республика
Татарстан.
Заключение:
Процессу
экономического развития детей дошкольного возраста присуще наличие качественных
изменений, затрагивающих познавательную деятельность ребенка. Данные изменения
связаны с формирующимися у детей элементарными математическими представлениями
и связанными с ними логическими операции. Экономическое развитие является
важным компонентом, способным формировать детскую «картину мира»
Воспитателям
и родителям очень важно, чтобы их ребенок максимально рано заинтересовался
занятиями математикой, в том числе и в дошкольном возрасте. Если ребенок будет
заниматься математической деятельностью, особенно в форме игры, которая его
интересует, он обретет шанс на более быстрое и легкое усвоение школьной
программы.
Для того, чтобы сформировать у детей
элементарные представления экономического характера, невозможно обойтись без
ознакомления их с величиной, представляющей собой ключевой компонент в
формировании подобных представлений. Дошкольникам необходимы знания о величине
для того, чтобы их представления относительно свойств предметов стали несколько
шире, дабы получить возможность дифференциации данных свойств, их выделения
среди многих других. Именно с этой целью в программу дошкольного обучения
включено изучение длины, ширины, высоты, объема, массы, площади, времени.
Величина является особым свойством, присущим
реальным явлениям или объектам. Данная особенность связана с возможностью
измерения указанного свойства, то есть артикуляции того количества измерений
величины, которое служит выражению одного и того же свойства объектов, для
именования которого предназначено служение величин, представленных одним родом,
или однородных величин.
В ходе собственного умственного развития
ребенок познает величину, что оказывает положительное влияние на его
когнитивное развитие, поскольку развивает способность отождествлять,
распознавать, сравнивать, обобщать, учит понимать величину, являющуюся
математическим понятием, готовит к тому, чтобы в будущем ребенок успешно усвоил
соответствующий математический раздел уже в ходе школьного обучения.
Таким образом, в дошкольном образовательном
учреждении обучение экономике носит элементарный, пропедевтический характер.
Ребенок вначале учится измерять объекты условными мерками, и лишь в результате
этого создаются предпосылки для овладения «настоящим» измерением. Использование
игровых технологий способно вызвать у дошкольников интерес к измерению величин,
их сравнению и упорядочиванию, сформировать данное необходимое во взрослой
жизни умение.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Психологические доминанты возрастного развития
старших дошкольников
В научно-педагогической литературе неоднократно
прорабатывались различные аспекты учебно-познавательной деятельности детей
дошкольного возраста (Н. Андрусич, А. Кононко, В. Лекторский, Л. Парамонова, Н.
Поддьяков и др.). Исследователи характеризовали особенности организованной
самостоятельной деятельности детей в дошкольном учебном заведении, новые
подходы к изучению особенностей их мышления, условия повышения эффективности учебно-воспитательного
процесса в дошкольном учебном заведении. Прежде чем использовать термин
«учебно-познавательная деятельность», рассмотрим эти два вида деятельности
(обучение и познание) отдельно, поскольку и учебная деятельность и
познавательная деятельность являются неотъемлемыми в развитии ребенка.
Актуальной остается проблема
«ребенок↔взрослый», поскольку она отражает научное понимание познавательного
отношения субъекта как опосредованного к другим субъектам [2]. Ребенок
включается в «живую коммуникативную связь с другими людьми, взрослыми, которые
обучают его методам использования вещей, созданных человеком, и этим самым
формируют культурные установки и нормы, включая стандарты познавательной
деятельности» [2].
На современном этапе при обогащении знаний о
самом процессе познания на разных возрастных ступенях познавательная
деятельность дошкольников должна оцениваться с точки зрения современных
позиций. Речь идет не о снижении роли взрослого, а о подталкивании ребенка на
каждом этапе его развития к обогащению способов познания, а именно мотивации.
В таком случае принятые в дошкольном воспитании
способы обучения должны существенно измениться. Особое значение придается
индивидуальной и коллективной, в составе небольших групп, познавательной
деятельности детей. Взрослый только проявляет заинтересованность процессом, во
время которого и передаются те или иные средства познания. Именно здесь очень
важно не упустить мотивационные аспекты, формировать готовность к познанию, а
не только вооружить средствами. Реализация этих принципов умственного
воспитания дошкольников связана с формированием «общего творческого отношения к
действительности».
Определение творческого процесса как
качественного перехода от уже известного к неизвестному [3] позволяет говорить
о тесной взаимосвязи его с познавательной деятельностью. С одной стороны,
необходимым условием творчества является познание. С другой – познавательная
деятельность олицетворяет творческий характер, только степень проявления
творчества на тех или иных этапах познания разная.
Н. Н. Кангина, анализируя когнитивную сферу
ребенка, представляет ее в виде динамической модели обратных переходов от
непонятного к понятному, от устойчивого к неустойчивому, в результате чего
представление и понятие ребенка приобретают новое качество и достигается
умственное развитие [11].
Полноценность мышления заключается в том, что
появление непонятного «опережает» формирование понятного, при этом активность
ребенка направлена на поиск возможностей сравнить эти стороны когнитивной сферы,
чтобы непонятное стало понятным, неустойчивое – устойчивым [11]. Закономерный
творческий характер такого процесса проявляется также в индивидуальной
неповторимости когнитивной сферы и в отсутствии образцов, способных
регламентировать ее. Вот почему важно формирование общего подхода,
объединяющего как мотивы, так и способы познания.