Курсовая с практикой Педагогика/Психология Возрастная психология

Курсовая с практикой на тему Игра и когнитивное развитие раннего возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИГРЫ И КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 4
1.1. Возрастные особенности когнитивного развития детей раннего возраста 4
1.2. Игра и когнитивное развитие в раннем возрасте 13
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И УРОВНЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 17
2.1. Организация и методики исследования когнитивной сферы раннего возраста 17
2.2. Организация исследования когнитивного развития и умственной осведомленности детей раннего возраста 20
2.3. Рекомендации для воспитателей по развитию когнитивных процессов детей раннего возраста 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ЛИТЕРАТУРА 29

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Игра является тем методом, который позволяет формировать и развивать личность ребенка. При этом важно, что процесс развития ребенка включает себя не только влияние со стороны внешних раздражителей, но также и его взаимодействие с объектами окружающей действительности.
На актуальность исследования указывает так же тот факт, что в процессе игры ребенок может реализовать свои впечатления и знания, тем самым открывая для педагогов широкие возможности оптимизации процесса образования и воспитания. Такие исследователи как Н.П. Аникеева, Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, М.Я. Басов, О.С. Газман, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин в своих трудах отмечают важность и роль игры в организации учебно-воспитательного процесса детей раннего и дошкольного возраста.
Изучением развития ребенка раннего возраста занимались такие исследователи как Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, М. Ибука, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин и др.
Тем самым можно сказать, что сегодня научно-педагогическая литература предлагает множество различных рекомендаций по применению игровых действий в воспитательном процессе с детьми. На практике, в современных дошкольных учреждениях широко применяется игровой метод, как в процессе занятий, так и в сводное время. Однако существуют проблема использования средств игры с детьми раннего возраста с целью когнитивного развития ребенка и становления его личности.
Таким образом, целью курсовой работы является изучение особенностей игры для развития когнитивной сферы детей раннего возраста.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Определить возрастные особенности когнитивного развития в раннем возрасте.
2. Охарактеризовать игру как средство для когнитивного развития детей.
3. Организовать исследование и подобрать методики по определению уровня развития детей раннего возраста.
4. Проанализировать полученные результаты исследования.
5. Составить методические рекомендации по когнитивному развитию детей посредством игры.
Объектом курсовой работы выступают особенности когнитивного развития детей в раннем возрасте.
Предметом является игра как средство когнитивного развития ребенка раннего возраста.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
2. Психолого-педагогический эксперимент;
3. Наблюдение, сравнение и классификация, обобщение и анализ результатов.
Базой для исследования послужили дети раннего возраста, воспитанники первой младшей группы МБДОУ № 3 города Новый Уренгой, Ямало-Ненецкий АО, Россия.
Практическая значимость работы состоит в том, что проанализированные особенности когнитивного развития детей раннего возраста позволяют учитывать их при разработке игр и программ психолого-педагогического сопровождения ребенка с целью максимально эффективного развития его личности.
Структурно работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Раннее детство представляется периодом развития ребенка от 1 до 3 лет. В это время характерным является изменения социальной ситуации развития и ведущей деятельности ребенка. Так, ведущим видом деятельности ребенка в раннем возрасте становится предметная деятельность, при этом ситуативно-деловое общение с взрослым является формой и средством организации такой предметной деятельности, когда ребенок может осваивать общественно-выбранные способы действия с теми или иными предметами. В связи с этим взрослый выступает не только как «источник предметов», но и является помощником в манипуляциях ребенка, становясь непосредственным участником его деятельности и образцом для подражания.
Психолого-педагогическая литература возрастного развития детей раннего возраста, среди которых выделяются такие авторы как Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев, др., в своих исследованиях говорят о том, что познание окружающей действительности ребенком начинается посредством ощущений, которые и формируют начальные представления о предметном мире. В связи с этим самым важным в развитии познавательной сферы детей раннего возраста становится развитие процесса восприятия.
Проведенное исследование, целью которого было изучение особенностей развития когнитивной сферы и уровня осведомленности дало возможность исследовать характерные особенности развития детей раннего возраста.
Полученные данные позволяют сделать несколько выводов:
1. Дети, как мальчики, так и девочки, которые показывали высокий уровень познавательного развития по предложенным методикам обследования, проявляют заинтересованность в сотрудничестве с взрослыми. Они сразу же принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению.
2. Дети, которые показывали средний уровень когнитивного развития и осведомленности, не всегда могут самостоятельно выполнить задание. Такие мальчики и девочки с трудом вступают в контакт с взрослыми, действуют без учета свойств предметов. В характере действий мальчиков отмечается более высокое стремление достичь определенного результата, чем у девочек, поэтому для них характерными оказываются хаотические действия, а в дальнейшем отказ от выполнения задания.
3. Что касается мальчиков и девочек, которые показали низкий уровень когнитивного развития и осведомленности, то это дети, которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цели задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству с взрослым; не понимая цели задания, действуют неадекватно.
Этих детей необходимо учить понимать элементарную инструкцию, выполнять действие в соответствии с речевой инструкцией, состоящей из одного слова, обозначающего действие.

 

Фрагмент текста работы:

 

Ранний возраст ребенка принято разделять на два возрастных периода: младенчество и ранний возраст от 1 до 3 лет.
Важным моментом является то, что период раннего возраста считается одним из важных и ответственных для психического развития детей. Такое положение объясняется тем, что в это время у ребенка зарождается речь, процесс игры, первое общение со сверстниками, появляются некоторые представления о себе и окружающих, о мире вокруг в целом.
Тем самым, ранний возраст можно назвать наиболее важным для определения фундаментальных человеческих способностей, куда принято относить познавательную активность, любознательность, уверенность в самом себе и доверие к окружающим, а так же другие психологические процессы – воображение, мышление, творческая позиция и т.п. Здесь важно так же то, что указанные способности не появляться самостоятельно, а возникают в зависимости от участия взрослых в этом процессе и правильной организации соответствующей формы деятельности ребенка [29].
Развитие ребенка отслеживается в трех разных областях – физической, когнитивной и психосоциальной. В физической области изменяются такие физические характеристики, как размеры и форма тела, органов, структуры мозга, физического здоровья и сенсомоторные навыки. Когнитивная область отвечает за изменения всех умственных способностей и психических процессов. Сюда же относятся такие процессы познания как восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Что же касается психосоциальной области, то она включает в себя свойства личности и социальные навыки, межличностные отношения [9, с.40].
Психологическая литература говорит нам о том, что органы чувств новорожденного ребенка начинают функционировать с момента рождения. Месячный ребенок способен выполнять следящие движения глазами, а к концу второго месяца жизни у него формируется зрительное сосредоточение.
Когда ребенок начинает самостоятельно сидеть, то окружающий мир он начинает воспринимать по-новому, что в свою очередь, приводит к расширению сферы обозрения, тем самым увеличивая процесс активизации познавательной деятельности детей раннего возраста, побуждая их осваивать окружающую действительность еще больше [14, с. 11].
Среди психологических процессов ребенка выделяется его восприятие. Начиная с первого года жизни, у ребенка появляется обусловленный интерес к предмету с целью практического взаимодействия с ним. Тем самым ребенок получает удовольствие от того или иного действия с предметом, от тех изменений, которые возникают по мере его взаимодействия. Это приводит к развитию активности детей, появлению более устойчивого интереса к предметам из окружающей действительности и определения их свойств, а также способов взаимодействия с ними.
Здесь мы имеем в виду, что процесс действенной манипуляции с предметами позволяет появляться первым познавательным реакциям детей. А с ростом интереса ребенка к вещам и предметам, которые его окружают, увеличивается его интерес, что в свою очередь, приводит к развитию его движений и совершенствованию процесса восприятия. Все это говорит о том, что с помощью предметных действий ребенок может постигать свойства и качества предметов, устанавливая тем самым определенные элементарные связи между ними [7, с. 28].
При помощи предметных действий на первом году жизни дети накапливают собственный практический опыт, а к концу первого года, основываясь на зрительное восприятие, начинают появляться первые слова детей, относящиеся к предметам.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы