Курсовая с практикой на тему Художественные материалы как средство развития интереса подростков к изобразительной деятельности на уроках изобразительного искусства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические аспекты развития интереса подростков к изобразительной
деятельности. 6
1.1. Характеристика особенностей подросткового возраста и
особенности формирования творческих способностей подростка в процессе
изобразительной деятельности. 6
1.2. Методические возможности различных художественных
материалов в процессе обучения школьников изобразительному творчеству. 14
Глава 2.
Практические аспекты развития интереса подростков к изобразительной деятельности
посредством использования различных художественных материалов 17
2.1. Диагностика развития интереса подростков к
изобразительной деятельности 17
2.2. Методика использования различных художественных
материалов, направленная на развитие интереса подростков к изобразительной
деятельности 22
2.3. Рекомендации по развитию интереса подростков к
изобразительной деятельности на уроках изобразительного искусства. 26
Заключение. 28
Список
использованной литературы.. 29
Введение:
Актуальность исследования обусловлена
изменениями, происходящими в настоящее время в системе общего образования, необходимостью
теоретического обоснования и практической реализации гуманистической парадигмы обучения
и воспитания, предполагающей обращение к сущностным основаниям человека, развитие
его творческих способностей, духовно-нравственное возвышение, формирование свободной,
гуманистически ориентированной личности.
В контексте происходящих перемен в системе
образования в существенной корректировке и исследовании нуждается процесс эстетического
воспитания подрастающего поколения. Проблема формирования художественных интересов
подростков в аспекте развития изобразительно-творческих деятельности до сих пор
не становилась объектом педагогического исследования.
Курс на обновление социального и экономического
развития общества ставит сложные задачи кардинальной перестройки общественного сознания,
нравственного очищения духовной атмосферы жизни, коренного улучшения психологического
климата в общении людей. К решению этих задач в определенной мере призвано и изобразительное
искусство, представляющее собой одно из наиболее универсальных средств духовного,
нравственного и интеллектуального становления подрастающего поколения.
Общение с изобразительным искусством,
элементарное рисование благотворно действует на психические и мыслительные процессы
подростка, обогащает его внутренний мир, побуждает к самопознанию и самовыражению,
формирует способности к творчеству, импровизации и экспериментированию. Развитие
художественно-творческих способностей становится неотъемлемой частью личности, ее
культурно-нравственной ценностью.
Однако преобладающий в настоящее время
подход к проблеме развития ценностных ориентации подрастающего поколения в области
художественной культуры не способствует раскрытию его художественно-творческих способностей.
Поэтому так актуальна задача поиска наиболее эффективных путей развития изобразительной
деятельности подростков, вопрос о роли художественного творчества в процессе их
формирования.
В настоящее время в педагогической практике
выявился ряд противоречий при рассмотрении процесса приобщения подростков к изобразительному
творчеству.
С одной стороны, возрастает потребность
социума во всесторонне развитых членах общества, с другой — недостаточно эффективны
результаты приобщения подростков к прекрасному, формирования у них художественно-творческих
интересов, В таких условиях возникает необходимость применения новых подходов, идей,
форм и способов обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе.
Многие исследователи (А.Н.Леонтьев), решая
вопросы развития художественно-изобразительного творчества детей, искали «особый»
подход к обучению: «.„задача состоит в том, чтобы овладеть процессом активного формирования
способностей. Она, хотя и неотделима от задачи собственно обучения, образования,
т.е. от формирования знаний, умений и навыков, но прямо не совпадает с ней, требует
особого внимания, особого подхода и внесения известных изменений в педагогические
методы». Реализацию данного подхода они видели в тесной связи обучения школьников
умениям и навыкам на занятиях по изобразительному искусству с развитием их образного
мышления, воспитанием художественного воображения, зрительной памяти, культуры эмоций,
с формированием эстетического отношения к действительности.
Анализ научно-теоретической и методическое
литературы, состояние преподавания изобразительного искусства в школе, педагогический
опыт работы автора свидетельствуют о том, что современное преподавание изобразительного
искусства в общеобразовательной школе нуждается в концептуальном изменении содержания,
форм и методов обучения.
Проблема исследования: каковы формы, пути
и средства формирования художественных интересов подростков в процессе изобразительно-творческой
деятельности на уроках изобразительного искусства.
Цель исследования: проанализировать художественные материалы как средство развития интереса подростков к
изобразительной деятельности на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: развитие
интереса подростков к изобразительной деятельности на уроках изобразительного
искусства.
Предмет исследования: художественные
материалы как средство развития интереса подростков к изобразительной
деятельности на уроках изобразительного искусства.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности подросткового возраста и особенности
формирования творческих способностей подростка в процессе изобразительной
деятельности
2. Изучить методические возможности различных художественных материалов в
процессе обучения школьников изобразительному творчеству.
3. Провести диагностику развития интереса подростков к изобразительной
деятельности
4. Проанализировать методику использования различных художественных
материалов, направленная на развитие интереса подростков к изобразительной
деятельности
5. Предложить рекомендации по развитию интереса подростков к
изобразительной деятельности на уроках изобразительного искусства.
Заключение:
Подростковый возраст у детей –
трудный период не только для родителей, но и для них самих. Психология
подростка построена на необходимости признания его взрослым человеком, но все
дело в том, что к взрослой жизни он еще пока не готов. Однако и ребенком его
уже не назвать. Подростковый возраст зависит от страны проживания, пола и
культурно-национальных особенностей.
На сегодняшний день претерпели изменения
нормы и ценности социально-экономического, психологического характера. Также
изменения коснулись общей модели поведения для молодых людей.
Социальная активность подростка нацелена
на усвоение конкретных образцов и ценностей, на выстроение отношений, которые
бы могли удовлетворить и взрослых, и сверстников, а также и самого себя. Данная
социальная активность на первое место ставит возможность разнообразных, но при
этом обязательных и значимых для подростка дел. В эту работу входит трудовая,
познавательная и общественно-полезная деятельность. В данный возрастной период
необходимо привлечь внимание подростка к данному виду деятельности, различными
формами и видами занятий, такими, как, проектирование, макетирование,
конструирование, то есть все то, что направляет интерес и внимание на новую
область, в которой может проявляться творческое воображение подростка.
С точки зрения
художественного восприятия, принимая во внимание стремление к познанию и
анализу, следует попытаться сохранить тот опыт, который возникает при
первоначальном восприятии художественного образа.
В этом возрасте
интеллектуальное напряжение и эмоциональная раскрепощенность должны
сосуществовать друг с другом, и только так процесс овладения искусством может
быть плодотворным.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты развития интереса подростков к
изобразительной деятельности
1.1. Характеристика особенностей подросткового возраста и особенности
формирования творческих способностей подростка в процессе изобразительной деятельности
Подростковый возраст у детей – трудный период не только для родителей,
но и для них самих. Психология подростка построена на необходимости признания его
взрослым человеком, но все дело в том, что к взрослой жизни он еще пока не готов.
Однако и ребенком его уже не назвать. Подростковый возраст зависит от страны проживания,
пола и культурно-национальных особенностей. Дети в возрасте от 10 до
15 лет считаются подростками. Говоря об этом возрастном периоде, можно описать его
такими терминами как:
1. Переломный.
2. Переходный.
3. Критический.
4. «Трудный».
Подростковый возраст является также трудным
и не только для самого ребенка, но также и для его родителей, педагогов.
В подростковый период происходит обновление,
так называемая перестройка организма ребенка. Этот процесс связан с увеличением
скорости физического и полового развития. Характерная особенность указанного периода
заключает в том, что у ребенка происходит внешнее взросление, в то врем как внутри
ему необходима та же забота и внимание как обычному ребенку [20].
Кроме того, в период подросткового возраста
протекает процесс активного развития самосознания, а также чувства собственного
достоинства, и, что немаловажно, внимание пола. Этот период характеризуется также
и тем, что подросток теперь переоценивает свое «детское» мнение на новое. Часто
характер такого нового мнения прямолинейный, бескомпромиссный, а парой и категоричный
[8].
Часто подростки резко реагируют на различного
рода ситуации, которые, по сути, не имеют критического характера. Например, потеря
авторитета родителей либо оценка собственного достоинства могут привести к негативным
последствиям, включающим в себя проявление грубости, изоляции, агрессии и т.д.