Курсовая с практикой на тему Художественно-творческое развитие детей среднего дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста 7
1.2 Особенности художественно-творческого развития детей среднего дошкольного возраста 9
1.3 Сущность конструктивной деятельности в детском саду 14
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Описание организации и методик исследования 19
2.2 Использование конструктивной деятельности для художественно-творческого развития детей 24
2.3 Обсуждение результатов исследования и методические рекомендации по использованию конструктивной деятельности 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Введение:
Актуальность темы исследования. У детей среднего дошкольного возраста происходит активное развитие всех навыков, умений и способностей, в том числе и творческих. Стоит отметить, что роль творческого развития ребенка не стоит недооценивать. Ведь именно благодаря этому у ребенка формируются такие качества характера, как адаптивность, креативность, гибкость мышления, что позволяет ему добиться успеха в дальнейшей взрослой жизни.
В Федеральном Законе «Об образовании» личность ребенка рассматривается в контексте развития общества в целом, подчеркивается значимость развития творческих способностей детей, отмечается их роль в качестве реализации ведущих идей общественного прогресса. В определенной сфере учебной, исследовательской деятельности, и художественном творчестве» (Ст.5 п.2).
Вопросы художественно-творческого развития рассмотрены в трудах видных психологов и педагогов (Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова, П.П. Блонский, Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, Д.И. Гилфорд, А.Н. Леонтьев, А.В. Луначарский, А.Н. Лук, А.А. Мелик-Пашаев, О.И. Мотков, Л.Д. Столяренко, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, С.Т. Шацкий, Б.Л. Яворский). По мнению разных авторов (Д.Б. Богоявленской, В.И. Киреенко, А.Г. Ковалева, Н.А. Пономарева, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной, П.М. Якобсона, и др.), своеобразие художественно-творческого развития ребенка определяется особой эмоциональной окрашенностью, индивидуальностью образного видения, способами художественного решения. Эти положения находят подтверждение и в высказываниях деятелей искусств (А.С. Голубкина, Е.И. Дергилева, С.Т. Коненкова, И.Е. Репина, П.П. Чистякова и др.), которые подчеркивают, что рисование творчество – это большое выражение внутреннего способствующих духовного обучения содержания человека в движения соответствующем ему посещение чувственном образе.
средства Проблема богаче художественно-творческого развития игра волнует умы идеи исследователей со времен компетентности античности и до наших почему дней. техниками Главная причина впечатления интереса к этой проблеме в том, что ребенок художественное творчество творчества рассматривается характеризуя многими учеными, как художественное феномен чтобы человеческой деятельности, как «использование наивысшее отношение проявление человеческого многообразием бытия» (запорожец И.Кант, Ф. Шеллинг). Согласно Н.А. Бердяеву, удивлением постановка проблемы ультате художественного который творчества является «творчества итогом является всей мировой окружающими жизни умственному и мировой культуры», «использование космическим приемами принципом мира, мешает имманентным среднего человеку». Творчество конкретные практикуется как «деятельность синоним жизни», «посещение сущность пластична человеческого бытия» (К. умений Маркс). чебный Важную роль в техниками художественно-творческом влияют развитии играет конструктивная этом деятельность.
Конструктивная новизна деятельность основу имеет неоценимое ужно значение для теплов всестороннего развития мере ребенка. Она особенности позволяет детям посредством передать то, что они возрастных видят в окружающей поэтому жизни; то, что их конкретные взволновало, вызвало учеными положительное, а исоздавая ногда, и отрицательное художественное отношение.
проводимые Таким деятельность образом, из выше способы указанного, нами была деятельность определена больше тема исследования «Художественно-творческое развитие детей среднего дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности» и его проблема.
Проблема исследования – какого содержание педагогических условий, обеспечивающих необходимости художественно-творческое развитие теплов детей среднего творческое дошкольного рисованию возраста в конструктивной рода деятельности?
наиболее Цель результату исследования – теоретически рисованию обосновать культуры содержание педагогических только условий необходимости художественно-творческого критические развития теплов детей среднего творческое дошкольного рисованию возраста в конструктивной рода деятельности.
отличительной Объект исследования – наиболее процесс худтворчество ожественно-творческого развития детьми детей красками среднего дошкольного созданием возраста.
освоение Предмет исследования – критерии художественно-современном творческое развитие многозначность детей способам среднего дошкольного творческого возраста в учет условиях дошкольной творческие организации.
Зспособы адачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую характеристику детей среднего дошкольного возраста;
2) выявить особенности художественно-творческого развития детей среднего дошкольного возраста;
3) раскрыть сущность конструктивной деятельности в детском саду;
4) описать организацию и методики исследования;
5) провести исследование особенности использования конструктивной деятельности для художественно-творческого развития детей;
6) разработать методические наиболее рекомендации по поисковые художественно-творческому себя развитию стремиться детей среднего сознание дошкольного детьми возраста в конструктивной подходящую деятельности;
7) сделать выводы.
исследователям Теоретические основы разрешения исследования. результаты Художественно-творческое способность развитие ребе дошкольников средней связано группы важно детской образовательной новом организации привлекает носит комплексный которые характер и выбор сформировано на базе:
поэтому исследований по именно специфике развития понятия детей самих дошкольного возраста, художественной раскрытых в казакова работах Б.Г. Ананьева, Л.А. свои Венгера, О.П. чувства ГаврилушкинойВ.В. теплов Давыдова, А.Н. Леонтьева, П.И. чувственном Пидкасистого,;
исследований по роль своеобразию способы развития художественно-подготовленное творческой именно деятельности дошкольников, который которым критерии посвящены труды (Ю.К. Бабанского, П.П. системы Блонского, Л.С. переживания Выготского, Д.И. Гилфорда, А.Н. стороны Леонтьева, А.Н. Лука, А.А. творческая Мелик-Пашаева, О.И. Моткова, С.Л. дошкольного Рубинштейна Б.М. ребенка Теплова личность и др.
существует Методы исследования:
деятельность анализ научно-результаты педагогической и дети учебно-методической литературы;
учеными эмпирические – орудием целенаправленное педагогическое желание наблюдение за окружающих процессом формирования развития художественно-творческих продукция способностей дошкольников.
исследователям Структура изображения курсовой работы почему состоит из детей введения, двух теория глав, детей заключения и списка также используемых современные источников.
Заключение:
Средний дошкольный возраст – это особый возраст для художественно-творческого развития, где главную роль в жизни дошкольника играет воспитатель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только заложить прочный фундамент эстетически развитой личности, но и с помощью художественного образования заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.
Конструирование играет огромную роль в общем развитии ребенка. Однако не меньшее значение данная деятельность влияет на художественно-творческое развитие средних дошкольников. Процесс конструирование предполагает использование различных материалов, в том числе природных, абсолютно любых форм и размеров. Это способствует развитию воображения и творческих способностей ребенка. А получившиеся в итоге работы конструкция развивает эстетическое восприятие и художественный вкус. Именно по этой причине конструирование является неотъемлемой частью занятий по общему развитию детей среднего дошкольного возраста.
В исследовании приняли участие воспитанники детского сада № 766 г. Москвы в количестве 10 человек возрастом 4-5 лет.
Разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня художественно – творческого развития и мелкой моторики дошкольников показал свою эффективность: уровень художественно – творческого развития и мелкой моторики с помощью конструирования в исследуемой группе повысился.
Если в начале экспериментальной работы показатели уровня развития мелкой моторики в исследуемой группе были: высокий уровень имели 2 (20%) детей, средний – 2 (20%), низкий – 6 (60%), то в конце экспериментальной работы эти показатели изменились. Высокий уровень развития мелкой моторики в исследуемой группе уже имели 6 (60%) детей, средний – 4 (40%), низкий уровень не выявлен.
По итогам работы можно сделать вывод: использование конструирование положительно влияет на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога в тесной взаимосвязи с родителями.
Использование возможностей конструирования в развитии мелкой моторики и художественно–творческой деятельности у детей дошкольного возраста влияет на формирующуюся личность ребёнка, развитие эстетического и художественного вкуса, творческую и познавательную активность; развитие глазомера; воспитание любви к различным видам современного творчества.
Подводя итог проделанной работы, можно сказать, что вопрос развития мелкой моторики детей дошкольного возраста является актуальным. Дошкольное детство – это период, когда формируется личность ребёнка, раскрываются творческие, познавательные способности. И, конечно, развивается мелкая моторика. Важно в этот период применить все имеющиеся методы и приёмы для развития мелкой моторики. Конструирование – оптимальный приём для работы с детьми.
По итогам работы можно сделать вывод: констрирования положительно влияет на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога в тесной взаимосвязи с родителями.
В связи с этим нами были разработаны методические рекомендации по использованию конструкторской деятельности на занятиях с детьми среднего дошкольного возраста.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста
Период среднего дошкольного возраста характеризуется существенными изменениями в психике ребенка, что, соответственно, накладывает на педагогов определенную ответственность.
Этап жизни от 3 до 5 лет – один из самых важных в развитии детей дошкольного возраста. Именно в это время закладывается фундамент личности человека: развивается его психика, память, мышление и даже самооценка. Поэтому и родителям, и воспитателям важно понимать, какие процессы происходят в этот период в организме ребенка и помочь ему раскрыться по максимуму.
В эти несколько лет ребенок начинает открывает для себя мир за пределами семьи и становится более самостоятельным. Те самые «Почему?» и «Я сам» — как раз-таки проявления этого любопытства и инициативы. Стоит запастись терпением: ребенок таким образом исследует окружающий его мир и определяет собственные границы [19, с. 10].
Основное занятие для ребенка в дошкольном возрасте – по-прежнему игра. Именно в игре он примеряет разные социальные роли – например, когда играет в дочки-матери, в магазин или в школу. Кроме того, игра способствует развитию воображения и мышления, помогает развить самые первые навыки общения со сверстниками и формирует основы нравственности.
У маленьких детей возрастом 3-4 лет память пока что еще непроизвольная. Они лучше всего запоминают именно то, что вызвало у них какие-то сильные эмоции, то есть, маленький ребенок быстрее запомнит очень яркую картинку или привлекательный смешной видеоролик, чем грустные монотонные наставления [18, с. 94].
Но уже к пяти годам у маленьких детей формируется так называемая механическая память. Это уже помогает им запоминать что-то без особого осмысления – например, учить новые, но важные слова. И если в 3-4 года словарный запас маленького составляет обычно около 1000 слов, то к 5-6 годам это уже 2500 – 3000 слов.
Активное развитие речи и памяти тесно связано и с развитием мышления. И если в три-четыре года малыш, сперва, что-то делает, а только потом думает, то к 5 годам уже наоборот. А вот в шесть-семь лет маленький ребенок уже различает и причину, и следствие и способен даже переносить такие подобные логические цепочки и на другие похожие ситуации в жизни [16].
В период от 3 до 5 лет у маленьких детей закладывается и самосознание. Они уже учатся оценивать себя с самых разных позиций – насколько они добры или нет, внимательны ли они, старательны ли и послушны. И вот здесь очень огромную роль играет его семья и окружение. Поскольку именно от поведения окружающих его взрослых зависит, каким вырастет маленький ребенок, поэтому очень важно научиться поощрять и принимать его таким, какой он есть [6, с. 93].
Кроме того, растет и огромная палитра эмоций. Помимо сильного страха и большой радости маленький ребенок может уже сердиться, грустить и даже ревновать. Все эти ощущения для него непривычны, так что его стоит помочь — проговорить о том, что он чувствует и научить ребенка осознавать все свои эмоции. Очень важно заполнить жизнь малыша очень яркими эмоциональными впечатлениями. То есть дать ему больше общаться со своими сверстниками, чаще ходить с ним в цирк или театр на детские постановки, или, например, в музеи и экспериментариумы.
Физическое развитие тоже не стоит на месте в этом возрасте: с 3 до 5 лет идет активный рост всех абсолютно систем организма. Растут все мышцы и скелет, а также органы дыхания и кровообращения, идет активное развитие головного мозга. Для такой мощной и глобальной стройки маленькому организму нужны и необходимые строительные материалы, то есть белки, жиры, углеводы, витамины и минералы. Именно, поэтому важно позаботиться о правильном и сбалансированном питании, чтобы маленький ребенок получал все крайне нужные ему элементы [2, с. 20].
Кроме того, нужна и физическая активность. Например, активные игры на свежем воздухе и частые прогулки. Однако чрезмерные физические нагрузки и, так называемый, профессиональный спорт могут реально негативно сказаться на физическом состоянии маленького ребенка – его мышцы и скелет могут оказаться просто на просто не готовыми к такому [10, с. 78].