Основы организации внеурочной работы в области научно-познавательной и музыкальной деятельности Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему «Художественно-эстетическое воспитание в начальной школе в рамках внеурочной деятельности»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 5

1.1 Влияние
художественно-эстетического воспитания на гармоничное развитие младшего
школьника. 5

1.2 Роль художественно-эстетического
пространства в воспитании младших школьников  9

1.3 Создание условий для формирования
художественно-эстетических ценностей у младших школьников через систему
внеурочной деятельности в рамках ФГОС.. 11

2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ВОСПИТАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   14

2.1 Игровые технологии при
организации художественно-эстетического воспитания младших школьников. 14

2.2 Программа формирования основ
художественно-эстетической культуры младших школьников во внеурочной
деятельности программ «Смотрю на мир глазами художника»  16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ25

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 27

 

  

Введение:

 

Актуальность проблемы. Социально-экономические
изменения, которые происходят в обществе, в системе образования, диктуют
введение новых подходов и технологий развития, обучения и воспитания
подрастающего поколения. В современной образовательной ситуации приоритетную
позицию занимает гуманистическое образование, направленное на развитие личности
обучающегося, его способностей, интересов, увлечений, восприятия и
представлений об эстетическом в окружающем его мире.

В настоящее время
наблюдается кризис художественных и эстетических представлений и ценностей у
современной молодежи, живущей в условиях активной информатизации общества,
которая оказывает мощное влияние, как на область образования, так и досуга.
Встает вопрос: нужны ли современному человеку в условиях доступности и избытка
информации, понимание и знания о красоте, об искусстве, о культурных ценностях.
Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года»
одним из наиболее перспективных путей совершенствования образования является «формирование
и развитие личности как субъекта творческой деятельности, способной к активному
восприятию прекрасного и преобразованию окружающего мира, поиску оригинальных
решений в нестандартных ситуациях».

В Федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее
– ФГОС НОО), принятом 6 октября 2009 года, акцентируется внимание на «формирование
эстетических потребностей, ценностей и чувств». Одним из основных направлений «Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», принятой в
2015 году, является: «развитие форм включения детей в
художественно-эстетическую деятельность, знакомство с лучшими образцами мировой
и отечественной культуры».

В связи с этим на
первый план выступает формирование у обучающихся, в первую очередь у младших
школьников, эстетических представлений, которые являются важной и существенной
частью эстетического воспитания личности. Представляя собой осмысленную
образную информацию, эстетические представления содействуют формированию
эстетических чувств ребенка, эстетических понятий, расширению кругозора,
раскрывают важные процессы внутреннего духовного мира обучающегося.
Формирование эстетических представлений обучающихся начальной школы
осуществляется при помощи использования различных средств, форм, важнейшей из
которых является внеурочная деятельность.

На необходимость
формирования эстетических представлений указывают многие исследователи: С.П.
Баранов, П.П. Блонский, A.B. Брушлинский, А.И. Буров, Л.C. Выготский, В.В.
Давыдов, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, A.A. Мелик-Пашаев, А.Ж. Овчинников, Ю.С.
Поршнев, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонова, Б.М. Теплов, Б.П. Юсов, П.М. Якобсон и
др.

Цель исследования:
разработка программы внеурочной деятельности по воспитанию у младших школьников
интереса к художественному творчеству.

Для реализации
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать влияние
художественно-эстетического воспитания на гармоничное развитие младшего
школьника и определить роль художественно-эстетического пространства в
воспитании младших школьников.

2. Рассмотреть
особенности создания условий для формирования художественно-эстетических
ценностей у младших школьников через систему внеурочной деятельности в рамках
ФГОС.

3. Изучить возможности
игровых технологий при организации художественно-эстетического воспитания
младших школьников.

4. Разработать
методические рекомендации по художественно-эстетическому воспитанию в начальной
школе в рамках внеурочной деятельности.

Для решения
поставленных цели и задач были применены следующие методы исследования:

– теоретические:
анализ, синтез, обобщение научных знаний о развитии эстетических представлений
детей младшего школьного возраста;

– эмпирические: педагогическое
наблюдение, интервьюирование, анкетирование, тестирование.

– методы обработки
результатов исследования: статистические, математические.

Практическая значимость
исследования заключается в разработке методических рекомендаций по художественно-эстетическому
воспитанию в начальной школе в рамках внеурочной деятельности.

Структура и объем курсовой
работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной
литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На сегодняшний день
проблема культурного уровня школьной среды является одной из наиболее актуальных
в сфере образования. В настоящее время школьники зачастую не имеют способности
видеть красоту окружающей обыденной жизни: слушая музыку, они не слышат ее,
смотря на великие произведения искусства, не видят их настоящей красоты,
ценности, масштаба, величия. Поэтому очень важно сформировать у детей чувство
прекрасного еще в младшем возрасте.

Человек, который с
раннего детства учится ориентироваться в современной культуре, чувствует себя в
ней естественно, свободно и непринужденно, способен самостоятельно избирать для
себя те ценности, которые соответствуют его личным способностям и склонностям и
не

противоречат всеобщим
правилам. Такой человек обладает высоким потенциалом к восприятию культурных
ценностей и развитию своих собственных индивидуальных способностей.

Таким образом, перед
учителями ставится задача помочь обучающимся научиться замечать что-то новое,
что раньше они не видели в себе, в окружающих людях и предметах. Но проблемы
эстетического обучения и воспитания не смогут быть разрешены только во время
учебного процесса. Тут существенная значимость в концепции эстетического
воспитания отводится внеклассной и внешкольной работе. Ведь урок ограничен по
времени и по ряду причин не всегда есть время для эстетического просвещения
школьников, а внеклассная работа имеет куда большие возможности для этого.

Величайший взнос в
разработку содержания и методику эстетического воспитания обучающихся во
внеклассной работе внесли Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, С.Т. Шацкий и В.А.
Сухомлинский.

Развитие эстетической
культуры — это процесс направленного формирования возможности личности к
полноценному восприятию и правильному восприятию прекрасного в искусстве и
реальности. Он учитывает выработку системы художественных представлений,
взглядов и убеждений, обеспечивает удовлетворение от того, что является
действительно эстетически ценным. В тоже время у школьников прививается желание
и способность вводить компоненты красивого во все стороны бытия, бороться с
неприглядным, безобразным, низменным, а также готовность к посильному
проявлению себя в искусстве.

На сегодняшний день
перед школой стоит задача воспитать личность, независимую и способную к
активной творческой деятельности в различных областях. В Федеральном
государственном образовательном стандарте второго поколения представлен новый
раздел «Внеурочная деятельность», которому уделяют значительное внимание,
определяют особенное место и время в образовательном процессе, так как данный
раздел является неотъемлемой частью основного учебного плана.

Внеурочная деятельность
имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. К
тому же это реальная возможность для организации межличностных взаимоотношений
в классе между учениками и учителями. Внеурочная деятельность не только
позволяет расширить образовательное пространство школьников, но и разрабатывает
дополнительные условия для их творческого развития. Эстетическое воспитание –
это важнейшее средство формирования отношения к действительности, средство
нравственного и интеллектуального воспитания. Другими словами, это средство
формирования всесторонне развитой и духовно богатой личности. Если эстетические
взгляды не сформированы, то формирование мировоззрения не может считаться завершенным.
Мировоззрение не может быть подлинно цельным и объективно и в полном объеме
охватить действительность и без художественно-эстетического отношения.
Заинтересованность в самореализации, самосовершенствовании и желание ребенка
выразить свои эмоции и чувства в действии являются мощными побудительными
факторами их интенсивного включения в художественно-эстетическую деятельность.

Главным направлением
художественно-эстетической деятельности являются практические занятия
каким-либо видом искусства. В нынешнее время интерес к искусству стремительно
снижается. Реалии современного мира меняют вкусы и пристрастия детей. Все это
привело к нежеланию постигать художественно-эстетическое творчество. Чувство
красоты природы, окружающих людей, предметов формирует у младшего школьника
особенные эмоционально психические чувства, вызывает прямую заинтересованность
к жизни, усиливает любознательность, расширяет границы мышления, памяти, воли и
других психических процессов[4]. Многие психологи считают что, если ребенок не
может поделиться с другими своими эмоциями и переживаниями в художественной
форме, то повзрослев, могут проявиться различные эмоциональные и психические
нарушения. Человек, не вовлеченный в детстве в творчество, испытывает трудности
в общении с другими людьми, ему нелегко найти свое призвание в жизни. Поэтому
уже в раннем возрасте необходимо познакомить ребенка с творческой деятельностью
и, желательно, продолжать до его взросления. Даже если человек не раскроет свой
талант в искусстве, занятия творческой деятельностью не пройдет безрезультатно,
так как оно создает условия для гармоничного формирования личности. Повысить
общую культуру ребенка возможно средствами различных творческих познаний,
умений и навыков. В раннем возрасте важно показать ребенку связь искусства с
его собственным миром его мыслей и эмоций. Основанием в теории эстетического
воспитания рассматривают искусство: музыкальную деятельность, архитектуру,
живопись, хореографию, актерское мастерство, декоративно-прикладное искусство и
другие разновидности художественного творчества. В формировании
художественно-эстетического отношения выделяют такие аспекты, как:
художественно-познавательный элемент – способность к осмыслению чувства
прекрасного; эмоционально-оценочный элемент – развитый художественно-эстетический
вкус. В последнее время проблемы теории и практики художественно-эстетического
воспитания, как ключевому средству формирования правильного понимания
прекрасного в действительности и искусстве, средству формирования эстетических
интересов и потребностей, то есть как средству формирования всесторонне
развитой, духовно богатой личности, уделяют особое внимание. Исходя из этого,
развитие у учеников младших классов эстетического вкуса, раскрытие у них
творческих талантов, понимание ими чувства прекрасного, играет существенную
роль.

Творчество –
преобразовательная, прогрессивно-направленная, гуманизированная деятельность,
продукт человеческой деятельности, является таким его видом, в котором
содержится преобразовательная основа, наряду с этим ключевое в творчестве –
преодоление банальности, трафаретности, изменение не по стереотипу, а
посредством изменения его – по принципу преобразования. В основе субъективной
стороны художественного творчества – лежит движение самой действительности,
которая выражается в образных формах, опосредованною фантазией и воображением,
живописи и музыке. Понимание искусства формирует способность эстетического
созерцания – стремление к обширному мировоззрению, а также расширяет
возможности человека, пробуждая в нем интерес к творчеству и раскрывая фантазию
и воображение.

Подводя итог, можно
сделать вывод, что в эстетической деятельности развиваются чувства, созерцание,
память, мышление, фантазия, накапливаются знания, появляются новые интересы. К
тому же формируются эмоциональные и волевые, интеллектуальные и
высоконравственные особенности человека, развиваются его общие и своеобразные
способности, что играет важнейшую роль в развитии личности.
 

Фрагмент текста работы:

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.1 Влияние художественно-эстетического воспитания
на гармоничное развитие младшего школьника

 

Эстетическое воспитание
ребёнка происходит с самого раннего детства. Его одевают в красивую одежду,
покупают красивые игрушки, родители стараются его окружить красивыми вещами:
постельное бельё, бутылочки, разнообразные соски, тарелочки, салфеточки.
Мамочки, выбирая всякую всячину для ребёнка, в первую очередь, как правило,
удовлетворяют свои эстетические предпочтения. Однако их вкус поневоле
отражается на эстетическом воззрении на окружающий мир малыша. Ребёнок уже в 2
года может расстроиться и не захотеть наряжаться в не понравившуюся ему одежду.
Родители, настаивая на своём решении, не задумываются над тем, что уже наносят
малышу психологическую травму, лишают его права выбора, соответственно,
отнимают у него личную, начинающую формироваться индивидуальность. К периоду
вхождения в очередной, невероятно сложный и ответственный этап социализации
(6-7 лет) ребёнок представляет собой формирующуюся личность с уже сложившейся
системой первичных понятий, вкусов, воззрений на окружающую действительность и
отношением к ней. Тем или иным, но, несомненно, коренным образом в данном возрасте
меняется весь жизненный мир ребёнка, его ежедневный распорядок, меняется
степень ответственности, возлагаемая на малыша.

Совсем иными становятся
требования, предъявляемые к малышу, задачи, которые ему приходится решать мало
того что ежедневно, но ещё и самостоятельно. Можно сказать, что в этом возрасте
происходит своеобразный стремительный прыжок индивида из спокойной среды
детства во взрослую жизнь с её проблемами, неясностями, постоянными загадками,
огорчениями и непредсказуемостью событий. Исследованию этого жизненного периода
человека уделено немало внимания со стороны педагогов, психологов, социологов и
других специалистов, имеющих отношение к детской психике и
образовательно-воспитательному процессу. Прежде всего, мы должны понимать, что
под возрастом 6-12 лет понимается младший школьник, то есть период
первоначального школьного обучения. Возраст 6 — 12 лет, согласно концепции
известного психолога и психоаналитика Эрика Эриксона, рассматривается как
период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих
приобщение индивида к новой для него, трудовой жизни и направленных на целевое
развитие трудолюбия.

Отечественный
современный специалист в области педагогической психологии Борис Волков в своей
работе «Младший школьник. Как помочь ему учиться» ответственно заверяет, что «в
настоящее время границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом
обучения в начальной школе, определяются педагогикой с шести-семи до
девяти-одиннадцати лет»
[5, C.29]. В этот период, по
убеждению автора, происходит дальнейшее психофизиологическое и физическое
развитие ребенка, гарантирующее ему возможность систематического получения
образования в школе. Лев Семёнович Выготский также обозначает этот возраст, как
период начального обучения ребёнка в общеобразовательном учебном учреждении.
Основной характерной чертой обозначенного периода, по мнению автора
оригинального направления в детской и педагогической психологии Даниила
Борисовича Эльконина, выступает тот факт, что
«с приходом в школу
ребенок приступает к осуществлению общественно значимой и общественно
оцениваемой деятельности под названием «учебная деятельность»
[15, C.101].
Иными словами, малыш покидает пространство, где он исключительно получал
знание, и попадает в среду, где знания и умения не только приобретаются, но и
оцениваются в зависимости от качества и способности их применения и
использования. Вышесказанное ставит ребёнка в совершенно иную позицию по
отношению ко всему окружающему миру, в том числе по отношению к семье,
одноклассникам и своим обязанностям. Исполнение новой, ранее не известной,
деятельности, иная позиция в социуме устанавливают все остальные взаимоотношения
ребенок-взрослый, ребёнок-сверстник, ребёнок — собственное «Я». То есть,
школьник обозначает отношение к себе и постоянно пользуется самооценкой.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы