Устное народное творчество Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Художественное своеобразие русского свадебного обряда: традиции и новаторство.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СВАДЕБНОГО ОБРЯДА 5

1.1. Традиционная символика свадебного обряда 5

1.2. Роль традиционного костюма в свадебном обряде 16

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СВАДЕБНЫХ ОБРЯДОВ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ 22

2.1.Связь традиций и современности свадебных обрядов в Новосибирской области 22

2.2. Современный свадебный обряд в Новосибирской области 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 47

  

Введение:

 

Актуальность. Обрядовое (магическое) действие возникает как способ древнего принудительного воздействия на природу и человека. Этой своей стороной обрядность отражает еще доисторический «магический» способ мышления наших далеких предков. Однако, в обрядах есть и другая сторона, значительно более важная: они являются могущественным средством национального воспитания и сплочения народа в одно духовное целое, а также средством связи живущих с предками (обряд совершался так же, как его совершали деды и прадеды, следовательно, он объединяет народ, не только географически, но и исторически, образуя духовную связь, уходящую в глубь времен) [12].

Объединение в рамках своей культуры и передача, сохранение с его помощью этнического стереотипа поведения, воспитание национальных и культурных особенностей данного человеческого коллектива – эти свойства и позволили им стать важнейшими элементами народной жизни и заставляют нас с максимальной тщательностью изучать наши народные обряды, ибо в них и через них открывается духовная жизнь нации в ее историческом бытии. Особенно это касается обрядовых действий массовых, всенародных, сопровождающих основные этапы жизни человека. Среди подобных обрядов (по принятой терминологии, календарных и семейных) свадьбе принадлежит бесспорно, самое важное место [5].

Свадебный обряд является фрагментом обрядовой традиционной культуры и соответственно в нем отражены важнейшие концепты локальной традиционной культуры как на вербальном, так и невербальном уровне. Свадебный обряд в культурах позднего типа является редуцированным, утратившим полноту и осмысленность.

Последнее проявляется в том, что культурный код в обряде транслируется, но местные жители наделяют компоненты кода другим смыслом либо отвечают, что «так делали всегда наши бабушки». Это связано с утратой мифопоэтического сознания [7, с.54].

Объект исследования — русский свадебный обряд.

Предмет исследования — традиционные и инновационные элементы русского свадебного обряда.

Цель данной работы анализ художественного своеобразия русского свадебного обряда.

Задачи работы:

1. Проанализировать традиционную символику свадебного обряда.

2. Выделить роль традиционного костюма в свадебном обряде.

3.Показать связь традиций и современности свадебных обрядов в Новосибирской области.

4. Проанализировать современный свадебный обряд в Новосибирской области.

Методами данного исследования являются анализ различных словарей, сопоставительный анализ культурных концептов на основе материалов статей и словарей.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Свадебный обряд в России можно назвать главной русской семейной традицией, которая дошла до нас из глубины веков. Утратили значение и перестали существовать самые разные ритуалы, но свадебные приготовления и торжество остаются, хоть и претерпевают из века в век изменения.

Главное отличие сибирских свадеб от свадеб в центральной России заключалось в том, что молодежь здесь была куда более свободной. Родители не неволили молодых, выбирая жениха или невесту, всегда спрашивали согласия. Еще сильнее отличались в Сибири традиции празднования свадеб у крестьян и горожан. Например, жених из небогатой крестьянской семьи редко дарил на помолвку кольцо своей суженой. Даже простое медное колечко в те времена считалось большой роскошью. Городские женихи дарили невестам серебряные и золотые кольца, причем обручальное на помолвку и «свадебное» во время церковного обряда бракосочетания. Носить такие украшения следовало одно поверх другого.

Среди многообразных жанров и видов русского фольклора свадебной поэзии принадлежит особое место. Свадьба сплавляет в едином действе – свадебной игре – песни, причитания, драму, пословицы, загадки, приговоры, заговоры и другие жанры, виды и разновидности фольклора. Свадьба имела огромное нравственно-психологическое, магическое и правовое значение не только для вступающих в брак, но и для всех членов рода, а позднее – и для односельчан, и в первую очередь для родственников. Недаром Д. Я. Штернберг назвал свадебный обряд одним «из самых сложных культурных институтов».

Свадьба – это выработанный на протяжении многовековой истории, благодаря жизненным наблюдениям и теоретическим обобщениям (насколько это применимо к неписаной науке народа), обряд, ставший универсальным средством решения сложных экономических, правовых, нравственно-психологических и эстетических проблем. Сложны и исторически обусловлены мировоззренческие основы обряда. Свадьба издавна привлекает этнографов, фольклористов, музыковедов, но остается практически неизученным психологическое содержание обрядовой поэзии, нет единства мнений по важным эстетическим вопросам.

Например, в трудах Ю. М. Соколова, В. Ю. Крупянской и некоторых других ученых свадьба рассматривается как драматическое действо, как бытовая драма. В. П. Аникин считает, что свадьба – это реальное бытовое действие и ее отделяет от искусства непреодолимый рубеж. От решения данного вопроса во многом зависит определение эстетической ценности обряда.

Интересной в этой связи представляется работа Н. И. Савушкиной. На богатом материале она убедительно показала, как в обрядности ряжения действие, жест, мимика и пр. становятся полноценным средством создания драматического образа. Здесь исполнение идет не от словесного образа, пишет Савушкина, а от идеи образа, т. е. образ создается вначале вне текста.

Текст же каждый раз импровизируется и занимает подчиненное положение». Если перед нами художественный образ, какими бы средствами он не создавался, значит, мы имеем дело не с бытовым действием, а с произведением искусства.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СВАДЕБНОГО ОБРЯДА

1.1. Традиционная символика свадебного обряда

Современная свадьба многое позаимствовала из свадебного обряда славян. Некоторые традиции не прошли испытание временем, другие стали практичнее, наконец, третьи естественным образом вписались в контекст сегодняшнего дня.

Слово свадьба происходит от слов с общим корнем – «свадить», «сводить», «свататься» [2, c.54].

Свадьба – один из наиболее сложных комплексов традиционной бытовой культуры, так как в нем отражались и социально – правовые отношения, и структура семьи, и верования, и морально – этические взгляды, и развитие устного поэтического творчества, и многие черты традиционной материальной культуры [2, c.34].

Трансформация русской свадебной обрядности, сформировавшейся еще в период первобытно – общинного строя, началась с приходом капитализма. Нам известно это по записям XVIII – XX веков. Новое время в принципе разрушило старинный брак. Новое явление в него внедрялись с большим трудом, даже если в этом были заинтересованы государство и церковь. В эпоху средневековья русский свадебный обряд состоял из двух самостоятельных частей: церковного обряда – венчания и следовавшего за ним традиционного пира – «веселья».

«Обе эти части обряда долгое время находились между собой в серьезном противоречии. Православная церковь и государство признавали только брак, освященный церковью. В глазах же крестьян и рядовых горожан брак, заключенный только посредством венчания, считался недействительным» [7, c.64].

Среди старообрядческого населения, не признававшего церковного венчания, свадебный обряд состоял из так называемого обручения и свадебного пира. Русская, российская свадьба всегда была щедрой – пир горой. Это память далеких времен. Главное условие языческой свадьбы – гости должны были наесться и напиться до отвала. Это сулило достаток и благополучие молодым.

Стол вел дружка, на глазах у всех из печи доставали ритуальный каравай, который надо было разделить между всеми гостями. Обязательным были и различные эротического характера игры: расхлебывание ритуальной каши, которую варили тут же, но кашу при этом не просто вынимали из печи, а привязывали к горшку веревку и всем миром тащили.

Символика древних была проста: горшок – это женское начало, веревка – мужское начало. Откровенное действо с горшком каши было наставлением зрелых и опытных мужчин молодожену. Правда, молодым было не до игр. Потому что все застолье начиналось с того, что их ставили спинами друг к другу, связывали руки рушником и в таком состоянии сажали за стол. Так что все последующие действия проходили без их непосредственного участия. Но все действия имели обучающую цель: показать молодым, как надо вести себя в браке [11, c.64].

И, видимо, извлечение каши было финалом обучения, так как после окончания этого ритуала молодых по-прежнему связанных, отводили в сени, где обязательно стояли кадушки с зерном, водой, вином и другими припасами. Древние верили, что все это обеспечит благополучие и достаток в новой семье.

Только в XVI веке венчальный обряд в России получает тот уровень значимости, который сохранился и до декабря 1917 года. Однако, как церковь, так и государство ни нажимали, какие репрессивные меры ни применяли, свадебные традиции не ослабели, не сократились и значимости своей не потеряли.

Не случайно одна из наиболее полных записей русского свадебного обряда была сделана при бракосочетании великого князя Василия III – отца Ивана Грозного. Стремление русских государей соблюсти древний свадебный «чин», по которому заключили брак их древние предки, был очень важен [24, c.78].

Постепенно происходило слияние обеих частей свадебного обряда – языческого и христианского.

«Свадебный ритуал – один из наиболее сложных комплексов традиционной бытовой культуры. Он формируется из большого количества разнохарактерных компонентов – ритуальных действий символического, магического характера, элементов материальной культуры (одежда, головные уборы, украшения, свадебные повозки, атрибуты магических действий, словесного и музыкального фольклора. Он связан с целым комплексом обычаев, социальных и правовых представлений, имущественных и семейных отношений, верований» [5, c.11].

Например, выпекание пышного каравая является самой древней свадебной традицией: она пришла к нам еще с языческих времен поклонения стихиям, ведь каравай по форме напоминает солнце. У наших предков существовал целый ритуал, связанный с выпеканием, ведь по традиции свадебный каравай является самым сильным оберегом семейного счастья:

«Тесто замешивалось особым образом: для него необходимо было набрать воды из семи колодцев, а муки из стольких же мешков; Замешивать тесто позволялось только замужней женщине, живущей в достатке и воспитывающей здоровых счастливых детей; Каравай готовился огромного размера, какого только мог поместиться в печи; Отправлял заготовку в печь здоровый мужчина – эта процедуры была символом зачатия; Вся эта процедура проводилась в доме жениха накануне или в день свадьбы» [8, c.47].

«Украшению свадебного каравая не придавалось большое значение – чаще всего это были веточки калины или косички. Символичными украшениями являются пара голубей или лебедей, гроздья калины или винограда, розы и колосья пшеницы. Эти изображения или фигурки обозначают семейное счастье, достаток, верность и скорое появление потомства. Все это должно прийти в дом молодых после вручения каравая на свадьбе» [7, c.1].

По славянским обычаям гости не имеют права отказываться от каравая – ведь в таком случае они проявят неуважение к молодым. В некоторых семьях было принято условно делить каравай на три части: верхушка для молодых, средняя часть для гостей, а нижняя для музыкантов: в неё вкладывались монетки на счастье, украшения каравая в виде птиц или косичек отдавались незамужним девушкам.

Что делать со свадебным караваем, в каждой семье решается по-разному. Например, некоторые семьи не предлагают каравай гостям, а заворачивают в рушник и едят дома, чтобы не растерять семейное счастье. Еще существует традиция относить оставшуюся часть в церковь в качестве пожертвования. Так как свадебный каравай – символ счастья, гости или молодые могут засушить небольшой кусочек в качестве амулета. Раньше такой оберег брали с собой в дорогу путники для защиты от возможных неприятностей. Также процедура зажжения свечи молодоженов от родительских существует в обрядах многих стран, но в каждой из них трактуется по-своему:

В Америке две тонкие свечи обозначают души молодых, которые объединяются в одной свече единства, после чего длинные свечи гасятся, так как влюбленные больше не существуют отдельно друг от друга, а только как единое целое; В России свечи, зажигаемые родителями молодоженов, символизируют их собственный очаг, частицу которого они отдают пламени новой семьи, и после обряда свечи оставляют гореть дальше, а можно и потушить [17].

В любом случае передача пламени свечи для молодоженов символизирует старт их новой жизни вместе и тот вклад, который вносят в нее их семьи. Вместе с зажжением семейного очага в дом приходит счастье, любовь и благополучие. Существует притча, согласно которой однажды счастье решило уйти из дома, но перед этим выполнить желание каждого члена семьи. И когда отец семейства пожелал, чтобы в доме не гасло пламя семейного очага, счастью пришлось остаться, ведь где горит семейный очаг, там и живет счастье.

Существует еще очень много притч, в которых огонь зажигался в первобытной пещере, чтобы отпугивать голодных зверей и согревать ночью. Также во время зажигания свечей на свадьбе напоминается о том, что свет и тепло от огня гораздо больше, чем от самой большой груды золота или серебра.

Если свадебный ритуал любого народа достаточно сложен, то следует сказать, что русский принадлежит к числу наиболее развитых, многокомпонентных среди свадебных ритуалов Европы. Именно, благодаря красочному разнообразию, свадьба привлекает интерес историков и фольклористов. Все глубже изучаются символические действия свадебного обряда [15, с.54].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы