Английский язык и литература Курсовая с практикой Иностранные языки

Курсовая с практикой на тему Художественное своеобразие романа Хантера С. Томпсона «ромовый дневник»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

АННОТАЦИЯ 2

ABSTRACT 3

ВВЕДЕНИЕ 5

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СВОЕОБРАЗИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ТЕКСТА 8

1.1. Литература non-fiction: между фактом и фикцией 8

1.2. Художественное своеобразие художественно-документального текста 22

ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 1 25

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СВОЕОБРАЗИЯ РОМАНА ХАНТЕРА С. ТОМПСОНА «РОМОВЫЙ ДНЕВНИК» 27

2.1. Характеристика романа Хантера С. Томпсона «Ромовый дневник» 27

2.2. Анализ романа Хантера С. Томпсона «Ромовый дневник» 29

ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ 2 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

  

Введение:

 

В конце ХХ – начале ХХI в. человечество столкнулось с рядом актуальных проблем: взаимодействие цивилизаций, пропасть между ценностными ориентациями, которая сегодня настолько глубокая, что может стать источником противостояний, которые способны привести к концу существования человечества.

Также конец ХХ – начало ХХІ века ознаменовался стремительным ростом интереса к так называемой документалистике, предсказывая ей первостепенное место в культурном пространстве в ближайшем будущем. Современные исследователи, изучая феномен документалистики в литературе, часто используют такие термины, как «документалистика», «фактография», «литература факта» или «литература nonfiction». Однако, если немало попыток дать определение «документалистике» существует, другие термины служат лишь иногда контекстуальными синонимами или характеристиками схожих, хотя и не одинаковых явлений.

Актуальность темы исследования очевидна: во-первых, современное мировое литературоведение – в том числе и российская наука об изящной словесности – уделяет огромное внимание, учитывая специфику литературных течений и направлений, проявлениям автобиографизма и его роли как в художественно-документальной прозе, так и в художественных произведениях различных жанров. Работ ученых, посвященные этой проблеме, много, однако его осмысление требует отдельных статей и монографий.

Итак, выразительная жанровая диффузия литературы ХХI в., внутренние контаминации и взаимопроникновение ее родов и видов, синтетические формы сочетания художественной литературы с публицистикой обусловливают необходимость изучения художественно-документального дискурса как явления искусства слова.

В данном отношении, как отмечает О.Р. Файзуллина, именно литература США стала наиболее показательной в силу того, что американские писатели всегда стремились к документальным жанрам. Американская литература на протяжении своего существования тяготеет к изображению в художественном ключе подлинных документальных свидетельств. В связи с этим сложилась определенная национальная традиция синтеза документального и художественного. Одним из представителей художественной документалистики является Хантер С. Томпсон.

Новизна работы состоит в том, что нами обобщена информация относительно сущности и специфики художественно-документального текста в целом, выявлено художественное своеобразие романа Хантера С. Томпсона «Ромовый дневник».

Цель исследования состоит в выявлении художественного своеобразия романа Хантера С. Томпсона «Ромовый дневник».

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие литературы non-fiction.

2. Охарактеризовать художественное своеобразие художественно-документального текста.

3. Охарактеризовать роман Хантера С. Томпсона «Ромовый дневник».

4. Провести анализ художественного своеобразия романа Хантера С. Томпсона «Ромовый дневник».

Объектом исследования является литература non-fiction.

Предметом исследования является художественное своеобразие романа Хантера С. Томпсона «Ромовый дневник».

Методики исследования:

‒ анализ литературы по теме исследования;

‒ синтез и обобщение;

‒ дескриптивный метод.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами теоретический материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса.

Практическая значимость исследования состоит в выявлении художественного своеобразия романа Хантера С. Томпсона «Ромовый дневник» и возможности использовать собранный материал и результаты исследования в работе со студентами филологических специальностей.

Материалом для исследования послужил роман Хантера С. Томпсона «Ромовый дневник» (The Rum Diary, 1998).

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Во введении определены объект и предмет исследования, сформулированы цели и задачи курсовой работы. В первой главе описаны теоретические основы изучения художественного своеобразия художественно-документального текста. Во второй главе дана характеристика и проведен анализ художественного своеобразия романа Х. С. Томпсона «Ромовый дневник». Заключение содержит основные выводы, сделанные в ходе исследования. Список использованных источников представлен 43 наименованиями. Объем курсовой работы составляет 41 страница.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате написания данной курсовой работы была достигнута цель исследования: выявлено художественное своеобразие романа Хантера С. Томпсона «Ромовый дневник».

Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач исследования:

1. Было рассмотрено понятие литературы non-fiction. Проведенный анализ литературы позволил сделать вывод, что литература non-fiction является разновидностью литературы, которая находится на грани художественности и документальности. К основным жанрам non-fiction относятся дневник, автобиография, биография, мемуары, исповедь, письма и т.д. Отмечена двойственная специфика таких текстов: с одной стороны, литература non-fiction претендует на признание в ее текстах субъективной правды автора о нем самом; с другой, только читатель может либо, назвать этот текст документальным, демонстрируя полное доверие автору, либо признать наличие в произведении поэтичности и эстетичности и склонить чашу весов в сторону художественности.

Специфика документализма связана с необходимостью писателя правдиво описывать конкретные явления и события, свидетелями которых были он сам или другие люди, которые оставили об этом свои показания.

2. Охарактеризовано художественное своеобразие художественно-документального текста. Было установлено, что под понятием «художественно-документальный» понимается некая новая реальность, включающая в себя содержательный материал действительности (достоверные факты, документы, свидетельства очевидцев и т.д.), и художественную реальность, воссозданную автором в соответствии с его мировоззренческими установками, представлениями и художественным талантом.

Автором и читателем определяются критерии художественности и документальности. Так, автор, вкладывая свою субъективность в произведение, может считать его эстетическим, наделять его художественными образами и, искажая факты жизни, прятаться под масками. Читатель, в свою очередь, определяет эстетичность и поэтичность произведения, становясь перед выбором доверять автору или нет, считать произведение fiction или non-fiction. Для разоблачения маскировки необходим анализ текста, сопоставление изображенных событий с реальными фактами, представленными непосредственно в документах. Произведения non-fiction можно назвать правдивыми, только учитывая субъективность этой правды.

3. Охарактеризовать роман Хантера С. Томпсона «Ромовый дневник». Мы выяснили, что роман «Ромовый дневник» (англ. The Rum Diary) ‒ это роман, написанный американским гонзо-журналистом Х. С. Томпсоном. В 1998 году роман впервые был издан компанией Simon & Schuster. В 2011 году на экраны вышел одноимённый фильм сценариста и режиссёра Брюса Робинсона.

Гонзо-журналистика ‒ это направление в журналистике, которое характеризуется субъективным, агрессивным стилем повествования с использованием ненормативной лексики, сарказма, преувеличения. Ведется от первого лица. Репортер – это и участник событий и автор описания собственных чувств и эмоций, он дает оценку происходящему.

Автор начал писать свой роман «Ромовый дневник» в 1959 году, когда работал спортивным корреспондентом на пуэрто-риканскую газету The San Juan Star, где завёл дружбу со многими коллегами, которые стали прототипами для создания образов героев романа «Ромовый дневник».

Отличительной чертой романа «Ромовый дневник» по сравнению с другими более поздними произведениями Х. С. Томпсона в стиле гонзо является то, что в его событиях много вымысла. Х. С. Томпсону на момент написания романа было 22 года, однако в «Ромовом дневнике» он пишет о себе, как об 32-летнем журналисте, уставшем и стареющем. Этот журналист уже 10 лет скитается по Европе и США.

4. Проведен анализ художественного своеобразия романа Хантера С. Томпсона «Ромовый дневник», который показало, что роман обладает новаторской формой, сочетающей в себе элементы документального и художественного. В заглавии романа автор дана его жанровая характеристика – дневник.

Повествование в романе ведется от лица, которым является тридцатидвухлетний мужчины, который повидал и познал в жизни гораздо больше по сравнению с автором этого произведения. Роман относится к художественно-документальной прозе в силу того, что в нем содержится достаточно автобиорафизма, так как люди, которые окружали писателя в поездке в Пуэрто-Рико, который только начинал свой творческий путь, стали прототипами персонажей в романе «Ромовый дневник».

Автор анализируемого произведения ведет искренний разговор с читателем, честно говорит о том, что его волнует.

Перспективой дальнейшего исследования считаем анализ образа главное героя и его речевой характеристики.

Считаем, что полученные результаты исследования могут быть полезными в дальнейших исследованиях данного вопроса, а также пригодятся преподавателям на филологических факультетах в качестве материала для составления лекций и проведения практических занятий.


 

Фрагмент текста работы:

 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СВОЕОБРАЗИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ТЕКСТА

1.1. Литература non-fiction: между фактом и фикцией

Целесообразно для начала рассмотреть определения понятий. Обратимся к источникам понятия «документалистика», а именно – к семантике слова «документ». В Энциклопедическом словаре говорится: «Документ – материальный носитель записи (бумага, кино- и фотопленка, магнитная лента, перфокарта и т.п.) с зафиксированной на нем информацией, предназначенной для ее передачи во времени и пространстве. Д. могут содержать тексты, изображения, звуки и т.д. В узком смысле Д. – деловая бумага, юридически подтверждающая определенный факт или право на что-либо» [26, с. 403].

Следовательно, документальное отражение, являющееся основой документалистики, есть результат фиксации определенного явления, детали которого искусственно не моделированы. Документалистика в широком смысле – это альтернатива собственно художественному искусству, ориентированная на отражение реальных событий прошлого за счет фиксации, осмысления и раскрытия внутренней сущности фактов и явлений. Различают документалистику в литературе, публицистике, кино- и теледокументалистике, фотодокументалистике и т.д.

В литературоведении проблема документалистики является предметом многолетних дискуссий; четкого и устойчивого определения этого понятия не существует, а большинство энциклопедий и словарей литературоведческих терминов вообще его обходят. В «Литературном энциклопедическом словаре» В. С. Муравьев понимает под «документальной литературой» разновидность художественной прозы, «исследующей исторические события и явления общественной жизни путем анализа документальных материалов, воспроизведенных целиком, частично или в высказывании. Сводя к минимуму творческий вымысел, документальная литературы своеобразно использует художественный синтез, отбирая реальные факты, которые сами по себе обладают существенными социально-типичными свойствами» [12, с. 98]. В качестве примера, приводя «Историю Пугачева» А. С. Пушкина, «Прошлое и думы» А. И. Герцена, «Войну и мир», Л. Н. Толстого, а также художественные автобиографии, биографии, очерки и т.п., автор энциклопедической статьи не относит к документальному жанру историческую прозу. Кроме того, В. С. Муравьев отмечает то, что «идейно-эмоциональное содержание Д. л. приближает ее к художественному очерку и мемуарам, в отличие от свободного использования ими фактического материала, Д.л. строго ориентирована на достоверность и всеобъемлющее исследование документов» [22, с. 98]. При этом неопределенными остаются жанровые рамки документальной литературы.

В этом же словаре Н. Гаспаров и А. Михайлов предлагают определение «исторической прозы» как объединяющей «произведения историков, которые ставили своей задачей не только установление фактов прошлого, но и живое, яркое их изображение, разновидность научной прозы» [12, с. 139]. Собственно, «историк» здесь употребляется не как специалист с соответствующим образованием, а как человек, достаточно разбирающийся в истории того периода, о котором пишет произведение. Согласно такой трактовке, во-первых, «История Пугачева», написанная А. Пушкиным и обычно отнесенная к документальной литературе, фигурирует уже как пример исторической прозы; во-вторых, к исторической прозе отнесены жития святых, представляющих собой своеобразные образцы биографий.

Современный исследователь документальной литературы А. Галич определяет «документалистику как литературу, которая базируется на реальных исторических документах и фактах и охватывает три важнейших направления: мемуаристику, художественную биографию и художественную публицистику. Важным признаком такой литературы является авторское осмысление определенных общественно-исторических событий или жизненного пути реальной исторической личности или важной для жизни народа проблемы, осуществленная по законам художественного творчества с привлечением подлинных документов своего времени, глубоким соотнесением собственного духовного опыта автора с внутренним миром героев и психологической природой их поступков» [4, с. 20].

Вышеприведенный взгляд на документальную литературу можно отнести к традиционному. В нем не аргументируется, целесообразно ли литературу называть документальной, если факты жизни воспроизводятся частично, а мемуары пишутся за несколько лет от изображаемых реальных событий. Кроме того, факты носят субъективный характер и художественно не обрабатываются.

Наряду с тенденцией общего терминологического определения документалистики наблюдаем и частичные ее определения. А. Г. Цяпа предлагает собственную терминологию для обозначения мемуарного жанра: «Осознавая потребность как можно более общего термина в каждой жанровой парадигме, предлагаем «саможизнеописание» как терминологическое образование, которое может охватить как автобиографию, так и мемуары, воспоминания или дневник» [31, с. 48]. Однако, по нашему мнению, употребление такого термина приведет к еще большей путанице, поскольку будет отсылать понятие «автобиографии», которая с греческого языка переводится как autos – сам, bios – жизнь, grapho – пишу к эссе (поскольку размышления на разные темы, даже определенные события жизни автора, не являются самими этими событиями).

Как единственная программа художественного творчества, «литература факта» утверждалась теоретиками журнала «Новый ЛЕФ» (Б. Арватов, А. Брик, С. Третьяков и другие), которые выдвигали необходимость разработки методов точной фиксации фактов и «невыдуманную» литературу факта ставили выше вымышленной беллетристики. «Левое искусство» выступало за злободневный газетный очерк, мемуары, дневники и другую документальную литературу. Следовательно, «литература факта» и документальная литература, в сущности, схожие понятия, но не тождественные. По нашему мнению, неправомерно пользоваться понятием «литература факта», говоря о современной художественно-документальной литературе, поскольку, во-первых, это понятие автоматически отсылает в литературную группу «Левый фронт искусства», существовавшую с 1923 г. по 1929 г., а во-вторых, члены этой группы под «литературой факта» объединяли не только художественно-документальную литературу, но и документальную публицистику. К тому же в основу понятия заложен «факт», что, как и «документ», не воспроизводит сущность литературы, о которой идет речь.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы