Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Курсовая с практикой на тему Художественное экспериментирование, как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4
Глава 1. Особенности воображения и творчества в период детства 6
1.1. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» 6
1.2. Виды воображения и способы создания творческих образов 9
1.3. Особенности и механизмы творческого воображения 13
Глава 2. Развитие творческого воображения в процессе художественного экспериментирования. 18
2.1. Особенности, компоненты и уровни творческой деятельности 18
2.2. Влияние изобразительной деятельности на развитие воображения и творчества в период детства 19
2.3. Влияние художественного экспериментирование на развитие творческого воображения дошкольников 24
Заключение 31
Список использованных источников 32

  

Введение:

 

Актуальность работы. Актуальность проблемы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста обусловлена необходимостью совершенствования организации творческой деятельности детей и стимулирования их активного отношения к действительности. Вследствие этого поиск новых современных приемов, способов и методов для воздействия на детей с целью развития их творческой деятельности выступает как актуальный.
При разработке проблемы реализации творческих возможностей и развития воображения детей необходим ретроспективный взгляд на эволюцию представлений о процессе творческой личности с позиций межпредметных исследований, выявляющих сущность и специфику творчества, его роль и место в системе актуальных аспектов жизнедеятельности современного человека.
Философский и педагогический аспекты проблемы развития творческой личности детей дошкольного возраста связаны с осмыслением сущности творчества и попытками создать «теорию творчества», которая по-разному решалась в различные исторические эпохи.
Известно, что высшей и необходимейшей творческой способностью человека является воображение. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно.
Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, то есть в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Цель исследования – изучить основные аспекты художественного экспериментирования, как средства развития творческого воображения у дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Раскрыть сущность понятий «воображение», «творческое воображение»;
2. Проанализировать виды воображения и способы создания творческих образов;
3. Рассмотреть особенности, компоненты и уровни творческой деятельности
4. Рассмотреть особенности и механизмы творческого воображения;
5. проанализировать особенности влияния изобразительной деятельности на развитие воображения и творчества в период детства
6. Влияние художественного экспериментирование на развитие творческого воображения дошкольников
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, можно сделать вывод, что экспериментирование является не только начальным компонентом общего вектора творческого развития, но и механизмом приобщения детей к искусству через систему художественных эталонов
Анализ современной практики организации художественного образования дошкольников показал, что основным методом приобщения их к основам изобразительного искусства остается репродуктивный, при котором совершенно разные дети (по полу, характеру, эмоциональному состоянию, темпераменту, общекультурному уровню развития и т.д.) создают абсолютно одинаковые работы.
В этом случае творчество ограничивается в представлении практиков только уровнем владения определенными изобразительными умениями. Отсутствие оригинальности в детских работах педагоги объясняют несостоятельностью детей дошкольного возраста в демонстрации индивидуального стиля.
На сегодняшний день важно найти механизм, который обеспечит проявление детьми дошкольного возраста внутреннего художественного потенциала и предотвратит появление изобразительных стереотипов. Таким механизмом можно считать экспериментирование с художественными материалами, инструментами и техниками.
На сегодняшний день важно найти механизм, который обеспечит проявление детьми дошкольного возраста внутреннего художественного потенциала и предотвратит появление изобразительных стереотипов.
Таким механизмом можно считать экспериментирование с художественными материалами, инструментами и техниками.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Особенности воображения и творчества в период детства
1.1. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение»

Проблема воображения, в частности творческого воображения, изучалась еще Сократом. Он утверждал, что воображение является неотделимой частью искусства, а искусство – это подражание космосу либо деятельности животных и людей [26].
Аристотель и Платон первыми поставили эту проблему как научную, раскрыли основные и сущность черты. Платон описывал воображение как смешение чувственного мнения и ощущения. Аристотеля полагал: «Воображение – это определенный род деятельности специфическим продуктом, которого считаются познавательные образы окружающей действительности» [22].
Воображение не является самой действительностью, однако оно не способно существовать без самой действительности, без питающего окружения. Воображение порождает «образ» того, что только обудет создано в творческом процесс [21]. Как отечественные, так и зарубежные ученые с различных сторон исследуют сущность понятия «воображения» и «творческого воображения».
Спиркин А. Г., Коган Л. Н. утверждали, что «воображение – это психологическая деятельность, заключающаяся в создании мысленных ситуаций и представлений, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком» [23].
Ж. Пиаже полагал, что воображение – это «временная стадия искаженного отражения, и потому воображение деформирует представления детей о реальности, не давая им взамен ничего нового только искажая картину самой действительности» [22].
Коломенский Я. Л. отмечает, что воображение – это своеобразнаянемоформа отражения действительности, которая заключается критерив создании новыхэтого идей и ход образов, на основе имеющихся создании представлений. Он полагал, что отечественныевоображение является: «способом богатстваовладения человеком деятельностьсферой возможного была будущего, который придает его деятельности проектный ии целеполагающий характер» [13].
Л. С. Выготский определяет, что «воображение существенны не повторяет в тех выготскже сочетаниях и в техмножество же формах отдельных самовпечатлений, которые практических накоплены прежде, а строит какие-то новей новейшие ряды считал из ранее накопленных него впечатлений. Другими словами, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение данных данны впечатлений выготскийтак, что рядыв результате данной представляющие деятельности появляется критерийновый, ранее, когдане существовавший образ, творчествосоставляет, как отечественные известно, самую представляя основу такой человеку деятельности, которую часто мы называем воображением» [13].
В соответствии с Рубинштейном Л. С., ключевая функция воображения заключается которыев том, что без него был бы невозможен любой труд человека, т. практическихк. невозможно трудиться, не представляя себе промежуточных и конечного результатов.
Без воображения не был юлл бы возможен прогресс результани в искусстве, ни в технике, ни в науке. Рубинштейном полагал века: «воображение связано с нашей необходимостью и ничего способностью творить новое. Признаки этом, воображение является это связаноотлетом от прошлого, опыта, преобразование существеннымего, это преобразование данного, которое осуществляется в образной форме» [21].
Коршунова Л.С. отмечает указывает, что при помощи подлежащихвоображения люди считал отображают реальную действительность, однако в других, ходенеобычных, зачастую создании неожиданных связях и сочинениях. Воображение преобразует действительность, и создает на этой представители основе новые образы [1].
Игнатьев Е. И. согларассматривает основные ходе признаки процесса воображения отмечая, что «в той практическойлибо другой сущность конкретной практической связанодеятельности заключается интересн в преобразовании и переработке творчествданных восприятия ничего и иного материала представители прошлого опыта, которого в результате чего создании образуется новое воображение представление» [9].
Младший школьный возраст является началом жизненного пути детей, и формирование в этот период их личностных качеств, влияет на их жизнь в будущем.
Мухина В. С. подчеркивает, что в младшем школьном возрасте дети в своем воображении уже способны создавать разнообразные ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов иными, воображение переходит и в иные виды деятельности.
Таким образом, воображение является особой формой человеческой психики, которая стоит отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимает промежуточное положение между мышлением и восприятием. Благодаря воображению люди могут творить, разумно планировать собственную деятельность и управлять ею.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы