Педагогика дополнительного образования Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Художественно- оформительская деятельность как средство развития soft-skills в условиях дополнительного образования детей младшего школьного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Специфика организации дополнительного образования художественной направленности в России 6
2. Возможности развития Soft Skills в условиях дополнительного образования детей 10
3. Средства развития Soft Skills в учреждениях дополнительного образования 14
4. Особенности обучения художественно-оформительской деятельности детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования 18
Заключение 22
Список литературы 24
Приложение 27

 

  

Введение:

 

В современных социально-экономических условиях наиболее востребована творческая личность, характеризующаяся гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложных задач, выдвигаемых жизнью. В связи с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого воображения, т. к. прежние не отвечают образовательной модели нового тысячелетия.
Предпосылки к дальнейшему творческому развитию и саморазвитию личности закладываются в детстве. В этой связи возросшие требования предъявляются к начальным этапам становления личности ребенка, особенно к начальному школьному обучению, во многом определяющему дальнейшее ее развитие. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития, поскольку важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллектуальные процессы: воображение и мышление, личностные качества, социальные отношения.
Согласно Л.С. Выготскому, в этот период, мышление выдвигается в центр созидательной деятельности ребенка, становится доминирующей функцией. Воображение тесно связано с мышлением. Л.С. Выготский отмечал, что воображение основа всякой творческой деятельности. Следовательно, чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах школьника, тем более творческой будет его деятельность, что говорит о необходимости развития воображения младшего школьника, как залога его успешной и творческой учебной деятельности.
В научной литературе регулярно появляются статьи, в которых описывается опыт проведения различных видов работ по развитию воображения и творческого мышления учащихся. Наибольший вклад в изучение этой проблемы внесли такие ученые, как Выготский Л.С., Дьяченко О.М., Лейтес Н.С., Моляко В.А., Рибо Т., Теплов Н.Б. и др.

В отечественной психологии исследованиями в области детского изобразительного творчества занимались О.И. Галкина, З.В. Денисова, Е.И. Игнатьев, Г.В. Лабунская, В.С. Мухина, И.П. Сакулина.
Изобразительная деятельность детей как метод изучения внутреннего мира ребенка привлекала исследователей издавна. Примерами могут служить книги К. Ричи «Дети-художники», Ж. Рума «Графический язык ребенка». Большую роль в развитии исследований детского рисунка сыграли работы Г. Кершенштейнера, А.В. Кларка, Е.Х. Крудсена, М. Линдстрома, Ж. Пиаже.
Психологические модели развития творчества у детей младшего школьного возраста выдвинули Запорожец А.В., Матюшкин А.М., Поддьяков Н.Н., Узнадзе Д.Н., а также западные психологи: Э. Де Боно, Дж. Галлаир, Дж. Гильфорд, П. Торренс.
Таким образом, изобразительная деятельность детей достаточно широко освещена в современной литературе, что дает основание для различных линий анализа в психологических и педагогических исследованиях. В современном образовании активно используется систематическое обучение различным видам художественной деятельности: рисованию, лепке, конструированию, оригами, макраме и т.д.
Однако, нами обнаружено противоречие между достаточной методологической обоснованностью данной проблемы и её относительно слабой методической разработанностью. Вышесказанное выявило также противоречия между потребностью на практике развивать творческое воображение младших школьников и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, способствующих успешному решению данной задачи на занятиях по обучению художественно-оформительской деятельности.
Большую роль в развитии детей младшего школьного возраста играет дополнительное образование. Оно способствует развитию, прежде всего, мягких навыков – soft skills, которые в течение последних нескольких лет выходят на первый план во многих сферах образования и образовательных программах. Данные противоречия определили проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия, способствующие успешному развитию soft-skills младших школьников в условиях дополнительного образования?
Исходя из актуальности темы, мы сформулировали цель нашей курсовой работы: выявление условий успешного использования художественно-оформительской деятельности как средства развития soft-skills в условиях дополнительного образования детей младшего школьного возраста.
Задачи курсовой работы.
1. Рассмотреть специфику организации дополнительного образования художественной направленности в России.
2. Ознакомиться с понятием Soft Skills, определить возможности развития Soft Skills в условиях дополнительного образования детей.
3. Охарактеризовать средства развития Soft Skills в учреждениях дополнительного образования.
4. Проанализировать особенности обучения художественно-оформительской деятельности детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования.
На основании вышеизложенного, мы считаем данную тему курсовой работы актуальной и перспективной в плане дальнейшей разработки.
Объектом работы является художественно-оформительская деятельность детей младшего школьного возраста.
В качестве предмета работы выступает художественно-оформительская деятельность как средство развития soft-skills в условиях дополнительного образования детей младшего школьного возраста.
При написании работы использованы методы анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, дедукции и индукции.
Данная работа структурирована на введение, основную часть, объединяющую четыре пункта, каждый из которых направлен на решение поставленных и обозначенных выше задач, заключение, список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Целью нашего исследования было выявить условия успешного использования художественно-оформительской деятельности как средства развития soft-skills в условиях дополнительного образования детей младшего школьного возраста.
В ходе решения первой задачи курсовой работы мы пришли к выводу, что продуманные педагогом, четко организованные занятия по обучению художественно-оформительской деятельности воспитывают и закрепляют волевые качества учащихся, настойчивость в работе, прививают умение работать организованно и сознательно и доводить работу – рисунок – до полной завершенности в пределах своей возможности, развивают творческий потенциал и воображение.
В ходе решения второй задачи мы выявили, что именно изучение школьниками различных техник способствует их умственному развитию, совершенствованию политехнических представлений об особенностях и разнообразие технологических приемов работы с материалами и инструментами, проявляет интерес к одному или нескольким видам изобразительной деятельности, помогает выбрать для решения практической задачи технику, отвечающую индивидуальным особенностям и потребностям учащихся, обусловленным врожденными задатками.
В ходе решения третьей задачи мы пришли к выводу, что чтобы развивать Soft Skills младшего школьника педагогу необходимо самому развивать в себе творчество и воображение, постоянно повышать профессионализм, искать новые пути активизации деятельности учащихся на всех этапах учебной работы, оригинальные формы объяснения материала, совершенствоваться самому, перенимать опыт лучших учителей. Педагог должен учиться в течение всей жизни, стремясь достичь вершины своего педагогического мастерства. Только удачная интеграция современных педагогических технологий интерактивного, личностно-ориентированного, проектного обучения на основе постоянного развития критического мышления учащихся позволит развивать творческие способности, а, следовательно, и развивать воображение ученика.
В ходе решения четвёртой задачи мы продемонстрировали значимость выбранной тему и сформулировали вывод: занятия по обучению художественно-оформительской деятельности в младшей школе обладают большим учебным, воспитательным и развивающим потенциалом.
Таким образом выявлены следующие условия успешного использования художественно-оформительской деятельности как средства развития soft-skills в условиях дополнительного образования детей младшего школьного возраста:
1. Необходима четкая организация деятельности педагога дополнительного образования.
2. Следует применять различные нестандартные техники оформительской деятельность.
3. Важен процесс непрерывного совершенствования, не только учащихся, но и педагогов.
В курсовой работе была поднята тема формирования Soft Skills в условиях дополнительного образования детей младшего школьного возраста в процессе обучения художественно-оформительских навыков. Данный вид работы помогает развить фантазию и формировать компетенции, которые могут пригодиться ребенку в дальнейшей профессиональной деятельности по мере взросления.
Несмотря на то, что данная тема пока ещё очень плохо изучена и практически не используется в системе дополнительного образования, мы считаем, что актуальность данной проблемы значима в деятельности педагогов дополнительного образования.
Данная проблема имеет теоретическую и практическую значимость, и сделанные нами теоретические выводы необходимо подвергнуть апробированию в ходе преддипломной практики.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Специфика организации дополнительного образования художественной направленности в России

Существующие направленности дополнительного образования делают посещение кружков и секций интересным каждому ребенку в стране. Занятия разносторонне развивают познавательную, творческую активность и стимулируют детей к дальнейшему изучению понравившейся области.
Направленности дополнительного образования детей представлены 6 основными профилями:
 социально-педагогический;
 художественный;
 естественно-научный;
 технический;
 туристско-краеведческий;
 физкультурно-спортивный [15].
В каждый из них входят более узкие сегменты. Например, программы дополнительного образования художественной направленности могут ориентироваться на музыкальную или хореографическую подготовку, обучение изобразительному или актерскому искусству. Конкретные направленности программ дополнительного образования для реализации выбирают сами общеобразовательные учреждения (детские сады, школы) или специализированные организации ДО, право которых на ведение учебной деятельности подкреплено соответствующей государственной лицензией.
Художественное дополнительное образование призвано развить у детей общую эстетическую культуру. В рамках программ этого профиля совершенствуются способности к тому или иному виду искусства. Ребенок получает возможность самореализоваться в творчестве и отточить коммуникативные навыки. Дополнительное художественное образование условно подразделяется на 5 блоков:
 музыкальное творчество;
 хореография;
 театральное искусство;
 изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство;
 эстрада и цирк [22].
Самый масштабный блок художественной направленности – изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство. Такие программы рассчитаны на организацию огромного количества видов деятельности. Обучение работе с природными материалами, лепка, керамика, флористика, кружевоплетение, витраж, изготовление кукол или бутафории – лишь малая часть того, с чем ребенок может познакомиться в художественных кружках.
В целом направления программ дополнительного образования полностью учитывают потребности и интересы подрастающего поколения. Занятия по выбранному профилю нередко помогают определиться с будущим призванием ребенка (что особенно актуально для художественной направленности).
Сферу нормативно-правового регулирования дополнительного образования детей составляют Конвенция о правах ребенка 1989 г., Конституция РФ, федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [1]. Понятие и сущность дополнительного образования определены в таблице 2.
В настоящее время в Российской Федерации сложилась уникальная система дополнительного образования, которая вобрала в себя богатство накопленного педагогического опыта советской системы и современные возможности и технологии в соответствии с новейшими стандартами.
Также к локальному уровню нормативно-правового регламентирования дополнительного образования можно отнести правила внутреннего распорядка, правила приема обучающихся, правила поведения обучающихся, положение о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления обучающихся, а также годовые и текущие планы и документы.
Система дополнительного образования, в том числе детей раннего возраста, становилась предметом исследования философов, педагогов, психологов. Изучение историко-педагогической литературы, нормативных актов и архивных материалов показало, что дополнительное образование как социально-педагогическое явление основывается на идеях классиков отечественной науки о воспитании С.И. Гессена, И.П. Иванова, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, Л.И. Новиковой, В.С. Пирусского, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др.
Однако целенаправленного и глубокого исследования процесса развития дополнительного образования во внешкольных учреждениях этими учеными не проводилось. Некоторые компоненты проблемы рассмотрены современными авторами, как это видно из таблицы 2.
Таким образом, труды дореволюционных, советских и современных российских ученых дают представление об отдельных аспектах дополнительного образования детей. Описание видов и форм учреждений дополнительного образования представлено в таблице 3.
Основным способом организации детей в дополнительном образовательном учреждении является их включение в учебные группы и совместное обучение по единой образовательной программе в течение определенного времени. В данном исследовании под группой понимается совокупность детей, которые проходят совместное обучение по единой образовательной программе в течение определенного времени.
Каждый ребенок может участвовать в работе одной или нескольких групп. Кружок является наиболее распространенной, традиционной, базовой формой добровольного объединения детей в учреждении дополнительного образования

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы