Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Курсовая с практикой на тему Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1.Теоретические аспекты развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Содержание, сущность развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Условия и методы развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста 9
1.3 Роль художественной литературы в воспитании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста 16
Выводы по главе 20
Глава 2. Экспериментальное изучение нравственных представлений старших дошкольников 21
2.1 Диагностика уровня развития нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста 21
2.2 Анализ и интерпретация полученных в ходе исследования результатов 23
2.3 Методические рекомендации для повышения уровня нравственной культуры личности у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы 29
Выводы по главе 32
Заключение 33
Список литературы 34

  

Введение:

 

Нравственное воспитание детей – это та отрасль системы правил, которую можно определить как воспитание в целом, где главная роль отводится прививанию определенных поведенческих норм, базовых суждений о нравственных ориентирах в жизни: что хорошо, а что плохо, что выбрать, как жить.
Главным вектором в нравственном воспитании детей является ориентировка на общество, социум, поведение окружающих людей. Дети подражательны, да и без того все мы учимся друг у друга, выбирая себе те или иные формы и степень подражания, выбирая те стороны каждой личности, качества, черты характера, привычки, которые нам импонируют.
Поэтому роль нравственного воспитания детей крайне важна, что позже определяет личность человека, степень его самосознания, способностей, социального потенциала.
Нравственное развитие детей происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, которое посещает ребенок. Педагоги ведут целенаправленную работу в данном направлении, используя при этом различные методы и средства.
Одним из них является чтение художественной литературы детям старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: чтение художественной литературы, как средство развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Проблема исследования: в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу.
Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственного воспитания детей в конкретных видах деятельности, но нет определенных именно теоретических основ развития нравственных представлений современных дошкольников в процессе чтения художественной литературы, поэтому мы планируем подробно осветить данный аспект в нашей работе.
Цель исследования: изучить художественную литературу как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Цель определила задачи исследования:
1. рассмотреть содержание и сущность развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста;
2. определить условия и методы развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста;
3. представить роль художественной литературы как средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
4. провести экспериментальное изучение уровня нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста;
5. предложить методические рекомендации для повышения нравственной культуры личности у детей старшего дошкольного возраста.
Методологическую основу исследования составляют:
— фундаментальные положения по вопросам формирования нравственного сознания (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон и др);
— теоретические положения о системном подходе (Э.А.Голубева, Б.Ф.Ломов, Н.И.Рейнвальд и др.);
— положения о деятельностном подходе и его основополагающем принципе связи сознания и деятельности (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, В.В.Столин и др.);
— концептуальные идеи личностно-ориентированного подхода к организации педагогической деятельности (А.Н.Лурия, М.И. Шилова, И.С.Якиманская и др.).
Для решения поставленных цели и задач нами были использованы следующие методы работы:
— теоретические: анализ и синтез, обобщение и систематизация, сравнение;
— эмпирические: Методика Г.М. Фригман, Т.А.Пушкина, И.А.Каплунович «Беседа», Методика Г.М. Фригман «Что такое хорошо и что такое плохо?», Методика Г.М. Фригман «Закончи историю».
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад ….»
Практическая значимость: данная работа, результаты исследования, будут интересны педагогам дошкольных организаций и студентам во время прохождения педагогической практики.
Работа включает в себя введение, две главы, в которых раскрываются основные вопросы, касающиеся вопросов изучения роли художественной литературы в развитии нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, мы выяснили, что нравственное воспитание детей начинается с дошкольного возраста. Нравственность предполагает такие черты, как: уважение к окружающим, помощь ближним, человеколюбие и бескорыстность и др. С самого детства ребенку закладываются такие программы, как радость, любовь, добро.
Так же узнали, что задачей родителей и педагогов является сохранение и приумножение данных качеств по мере взросления ребенка. С первых дней жизни дети ощущают заботу и ласку своих родителей. Когда они делают первые шаги, им объясняются начальные понятия о добре и зле. На этом этапе родителям важно прививать малышу корректное поведение, указывающее на отношение между людьми. В более старшем возрасте детей учат различать последствия своих поступков. Работу в данном направлении осуществляют и педагоги.
Одним из средств развития нравственных качеств личности ребенка является художественная литература. При чтении произведений, стихов и сказок дети на наглядном примере видят, как поступают герои, что является правильным, а что нет.
Каждый педагог дошкольного учреждения использует в своей работе чтение художественной литературы, применяя при этом различные приемы, средства. Изучать опыт других педагогов является важным аспектом в пополнении собственного педагогического опыта.
Так же мы предложили методические рекомендации по повышению уровня воспитанности старших дошкольников при чтении художественной литературы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.Теоретические аспекты развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста

1.1 Содержание, сущность развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста

Сегодня перед современными родителями, педагогами и обществом актуальной является проблема нравственного воспитания детей. На ребенка с момента рождения оказывает влияние большое количество информации, которая не всегда способствует правильному нравственному воспитанию ребенка, а наоборот может оказать негативное влияние на его поведение и правила взаимодействия с окружающим миром.
В связи с этим многие родители задумываются над тем, как эффективно осуществлять нравственное воспитание ребенка в активном современном мире.
Воспитание представляет собой определенные навыки поведения, которые прививаются родителями, детскими учреждениями и окружающей социальной средой. Данные навыки поведения активно используются человеком в общественной жизни.
Нравственность – правила, которые определяют особенности поведения и духовные качества, которые нужны человеку для нормальной адаптации в социуме.
Мораль – это и есть нравственность, характеризующаяся определенными правилами и нормами. Следует отметить, что многие известные педагоги и философы уверены, что нравственность является границей дозволяемого совестью, а нравственное воспитание детей первоначально формируется в семье. Существует тесная взаимосвязь между семьей, нравственностью и ребенком. Родители часто задают вопрос: «Из каких элементов складывается нравственный мир детей?»
Архангельский Н.В. утверждает, что нравственные представления основывается на трех уровнях [1, c. 26].
Рассмотрим их более детально:
Мотивационно-побудительный уровень. Данная ступень нравственности содержит определенные мотивы поступков, систему убеждений и потребности.
Данный уровень очень важен для малыша, так как он способствует формированию его поведения и правильного отношения к окружающему миру.
Родителям необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок проявлял самостоятельность и активность в собственном нравственном развитии.
Эмоционально-чувствительный уровень. Данный уровень основывается на разнообразных эмоциях и чувствах, которые необходимо развивать и воспитывать.
Такие важные состояния человека как: жалость, сочувствие, отзывчивость и сопереживание прямо связаны с эмоциями ребенка.
Развитие и воспитание данных чувств должны осуществляться со стороны родителей и не только словом, но и личным примером. При этом нужно помнить, что лучше всего использовать искренность и ласку, а не запрет и отчуждение.
Рациональный уровень. Этот уровень включает в себя основные моральные знания, идеалы, моральные оценки и нормы поведения.
Воспитывать у ребенка нужно все уровни для формирования многообразного нравственного мира.
В соответствии с ФГОС в концепцию нравственного воспитания ребенка входит формирование и развитие различных его личностных качеств и представлений:
— воспитание нравственного облика;
— воспитание нравственных чувств;
— воспитание собственной жизненной позиции.
Формирование нравственных представлений у ребенка берет свое начало с семейных ценностей. Если в семейных отношениях доминируют упреки, скандалы и агрессия, то не следует ожидать от дошкольника в будущем высокого уровня нравственности.
В связи с этим, важно гармонизировать взаимоотношения между родителями, соблюдать положительную атмосферу, уметь проявлять сочувствие друг к другу, а так же в сложных ситуациях идти на компромисс.
Одну из основных ролей в воспитании нравственных представлений детей играет общество и государство.
Общество заботится о духовном развитии, образовании, понимании нравственных норм, уклонение от которых просто недопустимо.
А вот государство обязано поддерживать уровень нравственного воспитания детей посредством соучастия в различных программах школы, садиков, поддерживая возможность детей максимально социально адаптироваться: имеется в виду возможность ходить в дошкольное учреждение с хорошими условиями, с опытными педагогами, получать медицинскую поддержку, своевременную консультацию логопеда, психолога. Государство заинтересовано в высокой нравственности, которая должна бы формироваться у детей с самых ранних лет, чтобы позже страна получила сознательных, высокоморальных, патриотичных граждан.
Козлова С.А. отмечает, что формирование нравственных представлений ребенка осуществляется через [8, c.176]:
• социальное подражание за счет природных инстинктов, направленных на общество – копирование ровесников, взрослых, желание походить на кумира и т.д.;
• понимание себя: кто я, моя внешность, моя индивидуальность, что я чувствую; мое здоровье и безопасность;
• через мир окружающих: общество учит быть толерантным, призывает к придерживанию общепринятых норм поведения, сотрудничества;
• природу – экологическое поведение, определение зависимости своей жизни и здоровья от состояния того мира, той природы, где мы живем;
• гражданскую позицию – она необходима каждому человеку, чтобы понимать и принимать менталитет и особенности своего народа;
• культурные ценности – они воспитывают в ребенке творческие способности, способность мыслить, анализировать, вычислять те объекты, те традиции, правила, произведения искусства, международные ценности, которые присутствуют в определенном государстве.
Культура повышает нравственность ребенка, приобщает его к тонкому творческому вкусу, заставляя размышлять, фантазировать, спорить и создавать.
Таким образом, нравственные представления старших дошкольников имеют большое значение для развития ребенка, они начинают формироваться в семье, а продолжается данный процесс в дошкольных учреждениях.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы