Курсовая с практикой на тему Хронотоп в рассказах В.В Набокова
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ХРОНОТОП В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ 8
1.1.Определение понятия «хронотоп» 8
1.2 Формы проявления художественного времени в произведении 13
ГЛАВА 2. СВОЕОБРАЗИЕ ХРОНОТОПА В РАССКАЗАХ В.В. НАБОКОВА 18
2.1. Хронотоп в рассказе В.В. Набокова «Пассажир» 18
2.2. Хронотоп в рассказе В.В. Набокова «Благость» 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Введение:
Актуальность темы связано с тем, что в современной литературе идет активный поиск новых форм взаимодействия художественного времени и пространства. Время и пространство — самые существенные понятия, определяющие структуру любого произведения, его художественное наполнение. Термин «хронотоп» («время-пространство») применял М.М. Бахтин для обозначения «формально-содержательной категории литературы» [3, с.19]. В середине 70-х годов ХХ века, когда по воле обстоятельств и с большим опозданием была опубликована его статья «Формы времени и хронотопа в романе», именно в этом качестве понятие хронотопа и было воспринято.
Пространство и время — являются одними из главнейших категорий поэтического произведения, которые отображают объективную реальность через систему языковых средств. Пространство и время представлены в событии в виде пространственно-временных координат бытия. Значимость концепции пространства и времени в литературном произведении заключены в поиске способов отображения бытия писателем, а также в возможности синтеза картины мира автора и национального сознания, путем анализа языковых средств.
Проблема времени и пространства всегда интересовала человека не только на рациональном, но и на эмоциональном уровне. Люди не только сожалеют о прошлом, но и боятся будущего, не в последнюю очередь потому, что неотвратимый поток времени влечет в небытие. Понятия пространства и времени является важнейшим и самым загадочным свойством Природы или, по крайней мере, человеческой сущности. Представление о пространстве времени подавляет наше воображение. Недаром попытки философов античности, схоластов средневековья и современных ученых, владеющих знанием наук и опытом их истории, понять сущность времени — пространства не дали однозначных ответов на поставленные вопросы.
Значительный интерес к проблеме определения природы пространства и времени нисколько не снижается, и это вполне закономерно: влияния данных факторов на все аспекты деятельности человека нельзя переоценить.
В конкретном хронотопе в зависимости от сюжетного и композиционного построения эпизода может доминировать либо художественное время, либо художественное пространство. Термин «хронотоп» М.М. Бахтина для определения пространственных и временных характеристик киноповествования давно вошел в практику искусствоведения, в частности, стал широко использоваться при анализе фильмов. Однако в последнее время начало утверждаться мнение, что данное понятие лишено конкретного содержания и потому не может быть использовано при анализе произведений. В произведениях, в которых преобладает «горизонтальный монтаж», действие развивается в многочисленных пространствах, темпоральные же характеристики представлены небольшим промежутком условно настоящего времени, а сюжетно важную роль играет прошлое экранных героев. Мы опираемся на понимание Д.С. Лихачева художественного времени как «явление самой художественной ткани литературного произведения, подчиняющее своим художественным задачам и грамматическое время, и философское его понимание писателем» [23, с. 21].
Мы также солидарны с Ю.М. Лотманом в оценке художественного пространства, которое не сводится к одному только простому воспроизведению тех или иных локальных характеристик реального ландшафта, а представляет собой «модель мира данного автора» и является континуумом, в котором размещаются персонажи, и совершается действие [26, с. 418].
На фоне всеобщего интереса к хронотопу новые оттенки приобретает фраза Бахтина: «всякое вступление в сферу смыслов совершается
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Споры о том, России или миру принадлежит писатель, окончились ничем, потому что буквально десятилетие назад в России разразился настоящий набоковский бум, и оказалось, что русский читатель вполне готов к восприятию творчества этого необычного автора.
Такое восприятие читателей-современников во многом понятно и объяснимо: воспитанные на традициях русской классической литературы, они лишь смутно осознавали, что перед ними новая литература с новым отношением к миру и человеку. Писателя обвиняли в эстетизме и литературности, не понимая, что его эстетическое кредо принципиально отлично от всего того, на чем выросла и чем питалась великая русская литература. Дело все в том, что Набоков отрицал отношение к произведению словесного искусства как к «зеркалу жизни», он признавал творческую связь между литературой и реальностью, считая, что великие произведения искусства — это «новые миры».
Для Набокова смысл литературы, искусства состоял в отказе человека принять реальность хаоса жизни. Один из исследователей творчества писателя отмечает, что «Набоков был одержим творчеством, возможно, более ценным для него, чем сама жизнь, что находит метафорическое отражение во всех его романах». Русского читателя, воспитанного на иной культурной традиции, подчас останавливали его холодность, определенная дистанция по отношению к персонажам, ироническое, подчас даже сатирическое и игровое начало в его прозе. Набоков оказался ближе западному читателю. Может быть, поэтому после бегства из Европы в 1940 году он стал писать по-английски, и многие стали воспринимать его как американского писателя.
Исследовав особенности хронотопа в рассказах В. Набокова «Пассажир» и «Благость», можно сделать следующие выводы:
Проблема художественного времени и пространства стала одной из актуальных в современном литературоведении. Усиление к ней интереса было вызвано широким распространением комплексного подхода, системного анализа, предполагающих изучение художественного произведения как некой целостной системы, состоящей из ряда элементов, находящихся в определённых отношениях.
Проблемы времени и пространства затрагивались многими писателями в том числе и В.В.Набоковым. Сама биография В.В.Набокова связана с временем и пространством. Владимир Владимирович писал свои произведения и по-русски, и по-английски. Он сам говорил о себе, что он американский писатель, который рождён в России, получивший образование в Англии, при этом пятнадцать лет прожил в
Германии. Его голова разговаривала по-английски, сердце – по-русски, ухо – по-французски. В.В.Набоков сам заявлял о себе, как о человек мира, гражданине мира, который легко переходит с одного языка на другой. Поэтому пространственно-временные отношения широко представлены в его сборниках рассказов.
Основу художественного мира «Возвращение Чорба» (первого сборника рассказов писателя) составляет модель двоемирия, весьма характерная для сириновских романов и предполагающая противопоставление изображаемых автором реальностей друг другу. В их роли у Набокова, как правило, выступают мир «внешнего» бытия персонажа и мир «внутренний», который соотносится в произведениях автора с миром прошлого персонажа.
Время в ранних рассказах В. Набокова всегда тяготеет к двуплановости: в рассказе «Пассажир» оно делится на две аспекта: авторское время (время повествователя) и субъективное время персонажей. Время в рассказе благость тоже заключает в себе две категории: прошлое и настоящее. Таким образом, становится очевидным тот факт, что время в ранних рассказах В. Набокова имеет сложную структуру
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ХРОНОТОП В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
1.1.Определение понятия «хронотоп»
Категории «время-пространство» (или хронотоп) фильма, пространство художественной концептуализации, является доминирующим принципом организации материала в стилистической системе фильма. Пространство и время пронизывают каждое звено художественного процесса, и каждое из них обретает свое воплощение, ибо художник, реализуя свою цель, конструирует свое концептуальное художественное пространство — время, которое становится полем существования авторской идеи.
Восприятие и осознание пространства-времени разрушает философские принципы художника. На этом уровне регулируется способ восприятия, понимания и оценки жизненного материала, организуются элементы поля репрезентации.
Преодолевая разрыв между представлением пространства и времени, фильм создает отдельное «кинематографическое пространство» и «кинематографическое время». По мнению Пудовкина, экранное время и экранное пространство — это понятия, собранные из элементов реального времени и пространства, взятых из реальности и объединенных в конкретное структурное образование.
Человеческое восприятие пространства и времени исторически изменчиво и динамично. Пространство-время средневекового человека — это перспектива Бога на мир и перспектива человека на Бога, то есть ценная метафизическая «вертикаль».
Искусство отражает эту концепцию пространства-времени, а также реализуется через вертикаль — доминирующую стилистическую особенность готики.