Курсовая с практикой на тему Храмы Помпей.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение.
3
Глава 1. История возникновения и изменения римского храма.
6
Глава 2. Традиционный римский
храм. 11
Глава 3. Храмы Помпей.
12 3.1. Храм
Юпитера или Капитолий .…………………………………………………..12 3.2. Храм Веспасиана …………………………………………………………………13 3.3. Храм Исиды ………………………………………………………………………14 3.4. Храм Фортуна Августа …………………………………………………………….16 3.5. Храм Аполлона……………………………………………………………………..17 3.6. Храм Венеры ………………………………………………………………………..18 Глава 4. Сравнительный анализ
храмов.21
Заключение. 24
Библиография. 26
Приложение. 28
Введение:
Главной
целью этой работы является изучение храмов в Помпеях как археологических и
архитектурных памятников, а также сравнения их с традиционными римскими
храмами. Для этого стоит изучить историю возникновения и изменения храмов в
Риме, для чего необходимо ознакомиться с материалами, написанными Витрувием.
Задачами
этой работы являются описание некоторых храмов в Помпеях, выявление образца
традиционного римского храма (желательно, на территории столицы). Далее
необходимо провести сравнение и выявить объективные причины, по которым храм
относится или не относится к римской традиции.
Изучение
античной храмовой архитектуры актуально в настоящее время, потому что одними из
ярчайших архитектурных памятников эпохи древнего Рима, дошедшими до наших дней,
являются именно храмы. Храмы играли не только важную религиозную роль, но и
политическую и социальную. Люди проводили время в храмах, в них праздновались
дни, посвященные богам. У различных слоев были свои собственные культы.
Для
подробного изучения поставленной в работе проблемы стоит обратиться к истории
города и его гибели. Помпеи – это древнеримский город, расположенный недалеко
от Неаполя, в регионе Кампания. Поселение Помпеи было основано осками (древними
италийскими племенами) в VI
в. до н. э.. В 310 г. Помпеи стали союзниками Рима. Предполагается, что Помпеи
были крупным культурным центром: в городе располагался большой амфитеатр, во
время культурных событий вмещавший в себя не только жителей Помпей, но и
жителей близлежащих территорий. Также предполагается, что представители знатных
римских семей имели виллы в Помпеях. Богатые украшения помпейских зданий также
говорят о развитости города. Нет сомнений, что Помпеи играли важную
экономическую роль[1].
Извержения
Везувия происходили ещё до Троянской войны[2] 5 февраля 62 г. н. э.
произошло землетрясение, которое повредило все постройки в городе в той или
иной степени. За 17 лет многие здания были восстановлены, однако 24 августа 79
г. н. э. началось извержение Везувия, которое, по данным современников, длилось
около суток. До начала извержения жители города поняли опасность, благодаря
чему из 20 000 жителей при извержении погибло около 2000, так как
остальные успели эвакуироваться. Вместе с Помпеями погибли Стабии, Геркуламнум
и некоторые небольшие поселения недалеко от перечисленных городов[3].
Уникальность
феномена Помпей заключается в том, что во время извержения Везувия в воздух
были выброшены тонны пепла, осевшего на близлежащей территории. Благодаря этому
под несколькими метрами слоя пепла город сохранился в том виде, в каком был на
момент извержения. Таким образом, Помпеи сохранили свое обличие до наших дней.
Археологический памятник Помпеи является одним из важнейших античных
памятников, так как он представляет собой неизмененный и неперестроенный в другие
эпохи древнеримский город, сохранившийся очень подробно. На настоящий момент
Помпеи являются археологическим памятником и музеем под открытым небом. Помпеи
внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
К
настоящему моменту учеными из различных сфер науки проделана колоссальная
работа по изучению Помпей, что позволило создать подробное представление о
жизни и функционировании достаточно крупного древнеримского провинциального
города. Однако стоит отметить, что, несмотря на столь подробные исследования, изучение
истории исследований Помпей является актуальным и на настоящий момент. Проблему
представляет большое количество находок первых лет исследования Помпей, когда
фиксация находок производилась несистематизировано, а также находки последующих
лет, дата открытия и исследования которых неизвестны. Также множество находок
было совершено во второй половине ХХ в., что не находит отражения в
русскоязычной литературе. [1] Flohr M., Wilson A. The
Economy of Pompeii. – Oxford., 2017. – P.
3. [2] Классовский В.И. Помпея и открытые в ней древности, с очерком
Везувия и Геркуланума. – СПб., 1856. – С. 19. [3] Pesando
F. Guidobaldi
M.P. Pompei Oplontis Ercolano Stabiae.
– Bari., 2018. – P.
10-15.
Заключение:
В этой работе
подробно изучен труд Витрувия, составлено представление об основных
архитектурных элементах храма. Также описаны основные вехи в истории развития
архитектурной традиции античного храма, выявлены источники влияния на его
становление.
В качестве примера
традиционного храма был выбран храм Юпитера Капитолийского в Риме.
Затем были изучены
некоторые храмы в Помпеях: храм Юпитера, храм Веспасиана и Исиды. Далее эти
храмы были сравнены с храмом Юпитера Капитолийского в Риме.
Было выяснено путем
сравнительного анализа, что в Помпеях имеются храмы, в различной степени
отвечающие римской традиции: храм Юпитера подражает традиции, храм Исиды
сохраняет основные черты традиции, но она изменена довольно сильно. Храм
Веспасиана напротив нарушает традицию. Однако нельзя утверждать, в этом храме
применяется совершенно иной принцип храмовой архитектуры.
Таким образом, храмы
в Помпеях представляют разную степень соответствия традиции, однако находятся в
ее рамках.
И, как итог, цитата
Андрея Бунина, отражающая сходство и различия архитектуры Рима и Помпей. «Помпеи были уничтожены катастрофой в то время,
когда создавался Колизей, и, следовательно, живописный стиль эпохи расцвета
империи не мог отразиться в Помпеях. Будучи городом средней величины, Помпеи не
имели многоэтажных доходных домов, столь характерных для Рима и Остии; в
Помпеях не было ни тяжеловесных триумфальных арок, ни грандиозных храмов, ни
торжественных форумов, украшенных полукружиями. Наоборот, высокая
художественная простота, присущая греческому архитектурному мышлению,
воздушность форм и полнозвучие архитектурных пропорций, небольшие размеры всех
зданий и, наконец, интимность, столь характерная для помпеянских домов, — все
это отвечает скорее греческим принципам, чем римским, даже несмотря на то, что
главные помпеянские храмы были построены по римскому канону, а жилые дома
сочетали в себе италийский атрий с греческим перистилем. Помпеянские ансамбли
сложились в период угасания эллинизма и утверждения римского стиля, еще
обладавшего всей свежестью молодого искусства. Вот почему Помпеи не подавляют
человека, а органически принимают его, прославляя в жизнерадостных формах и
красках радости земного бытия»[1]. [1]
Бунин
Андрей. «История градостроительного искусства. Градостроительство
рабовладельческого строя и феодализма» Том первый. https://alyoshin.ru/Files/publika/bunin/bunin_grad_1_006_2.html
Фрагмент текста работы:
История
возникновения и изменения римского храма.
Римские храмы играли огромную роль в жизни
граждан империи, поскольку были религиозными центрами. В них происходили
ритуальные действия, связанные с культом того или иного божества, располагались
изображения божеств. Во время празднеств римские храмы становились местами
притяжения для граждан.
Огромное влияние на формирование
архитектуры древнеримских храмов оказала греческая архитектура. Мода на
греческий стиль пришла на Апеннинский полуостров во II в. до н.э., когда италийцы близко познакомились с
культурой Эллады. Безусловно, храмовая архитектура, являвшаяся одним из самых
выразительных и ярких видов искусств древней Греции, в значительной степени
сформировала облик римской архитектуры, вобравшей в себя многие художественные
и технические приемы греческих храмов.
Для того, чтобы составить наиболее точное
и подробное представление о греческой храмовой архитектуре, стоит, как мы
говорили выше, обратиться к трудам Витрувия, написанным в I в. до н.э.
В Третьей книге об архитектуре Витрувий
обращает особое внимание на пропорции храма, сравнивая их с человеческими[1].
По его представлению, если храм не пропорционален, он не будет композиционно
верным, значит, будет нарушена эстетическая составляющая. Чтобы избежать этого,
архитектор должен придерживаться строгих правил о соразмерности различных
элементов постройки.
Витрувий выделяет семь основных видов
храмов (эта система актуальна и по сей день, ее используют в современных
научных работах):
1. Храм в антах: на
фасаде такого храма расположены анты на стенах, которые замыкают целлу. Между антами
расположены две колонны, над которыми находится фронтон. Архитрав такого храма
только на фасаде. Каждый из элементов конструкции соотносится с другими строго
по правилам соразмерности, которые будут описаны далее.
2. Простиль: простиль
схож с храмом в антах. Единственным отличием является то, что напротив ант у
простиля расположены 2 угловые колонны, а архитрав расположен с правого и
левого заворотов, а не только на фасаде как у храма в антах.
3. Амфипростиль: этот
храм во всем схож с простилем. Однако с заднего фасада у него также
располагаются такие же колонны и фронтон.
4. Периптер: на
лицевом и заднем фасадах такого храма расположено по шесть колонн, а с боков (вместе с угловыми) по
одиннадцать. Принцип расположения колонн заключается в том, что промежуток
между стенами и окружающим их рядом колонн был равен по ширине расстоянию между
колоннами. Так образовывается галерея.
5. Псевдодиптер: на
лицевом и заднем фасадах такого храма расположено по восемь колонн, по бокам
(вместе с угловыми) – по пятнадцать. Стены целлы переднего и заднего фасадов
расположены напротив четырех средних колонн. расстояние между стенами и
колоннами равно двум межколонным расстояниям, а также поперечнику нижней части
колонны.
6. Диптер: на лицевом
и заднем фасадах по восемь колонн. Отличие диптера от псевдодиптера заключается
в том, что он опоясан двойным рядом колонн.
7. Гиптер: на лицевой
и задней сторонах храма расположено по десять колонн. во внутренней части
расположены два яруса колонн, которые отделены круговым проходом от стен. В
остальном он схож с диптером.
Также Витрувий разделяет храмы на пять
видов по отношению расстояний, на которых стоят колонны, к самим колоннам:
1. Пикностиль:
колонны такого храма стоят плотно друг к другу. Длина расстояния в промежутке
между колоннами равняется 1,5 поперечникам колонны. Ширина колонны равна одной
десятой части ее высоты.
2. Систиль: колонны
этого храма стоят чуть дальше друг от друга: расстояние между ними равно 2
поперечным сечения колонны. Ширина колонны составляет 1:9,5 к высоте. Систиль и
пикностиль, по заметке Витрувия, не лучшие решения для храмов как с
практической, так и с эстетической точек зрения. Матери семейств не могут
пройти меж колонн таких храмов рука об руку, поэтому вынуждены идти друг за
другом.
Также
тесное расположение колонн закрывает обзор на двери храма и на статуи. [1] Витрувий. Десять книг об архитектуре. – М., 2011. – С. 51.