Курсовая с практикой на тему Хоровое творчество чайковского
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО П.И. ЧАЙКОВСКОГО 6
1.1. Биография композитора 6
1.2. Хоровое наследие 9
2. ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНЫХ ХОРОВЫХ СОЧИНЕНИЙ П.И. ЧАЙКОВСКОГО………………………………………………………………………………14
2.1.»Литургия Святого Иоанна Златоуста»…………………………….………14
2.2.»Всенощное бдение»………..………..………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Введение:
Актуальность. Музыка окружает нас повседневно, повсюду и везде: в труде и в быту, в дальних походах и торжественных встречах, в дни всенародного горя или праздничных гуляний. Пожалуй, трудно найти на земле такого человека, который мог бы прожить без музыки, обойтись без каких- либо, хотя бы простейших музыкальных впечатлений.
«Вряд ли кто-нибудь может спросить: нужна ли в жизни музыка? До такой степени музыка слилась с жизнью. По существу говоря, она несравненно глубже проникает во все поры жизни, чем нам кажется»,- говорил А.В.Луначарский. И это действительно так. Музыка вошла в каждый дом, её слушают взрослые и дети — народную, классическую, современную развлекательную и серьёзную. Разобраться в этом звучащем потоке бывает порой трудно, особенно нам детям. Сама жизнь убеждает нас в том, что мы не всегда умеем замечать красоту, бываем порой равнодушны к музыке глубокого содержания. Безусловно, общеобразовательная школа учит нас воспринимать музыкальные явления, пробуждает интерес и любовь к музыке. Учитель музыки воспитывает у нас желание не просто слушать классическую музыку, но и правильно её понимать и учиться, о ней размышлять.
Однако все старания учителя музыки станут более эффективными, если в доме будет царить дух любви и уважения к музыке, поддерживаться постоянный интерес к этому источнику радости и вдохновения. Я увлекаюсь музыкой, особенно с большим удовольствием слушаю классическую музыку.
Классическая музыка учит нас восхищаться красотой человеческой души и величием природы, открывает нам неведомые стороны богатейшего мира творчества, а главное приносит радость и здоровье! Именно классика, будь то литературная, художественная или музыкальная, является той самой культурной ценностью, которая передаётся из поколения в поколение. Чем больше будет в мире ценителей прекрасного, тем прекрасен будет этот мир.
У каждого государства есть свои символы герб, флаг, гимн. А ещё каждое государство гордиться теми людьми, которые прославили свою страну своими творческими достижениями.
Чайковский — это символ нашей страны. Когда исполняется какая-либо его симфония, у каждого человека возникает ассоциация с Россией, все знают, что это Чайковский. В Японии, например, Чайковский приравнен к национальному лейтмотиву, он там звучит отовсюду, начиная с лифтов. Безусловно, Чайковский больше, чем композитор, перефразируя известное выражение, он — символ и образ России в любой точке света.Кроме того, в целом, хоровое творчество П.И. Чайковского пользуется в настоящее время всемирной известностью. В ней, как и в иных его произведениях, отражены сугубо гуманистические идеи. Все это, безусловно, отразилось на музыкальном творчестве его современников, что также обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Цель исследования − провести комплексную характеристику хорового творчества П.И. Чайковского.
Задачи исследования:
1.Охарактеризовать биографию П.И. Чайковского.
2. Провести обзор хорового творчества П.И. Чайковского.
3. Провести анализ хорового творчества П.И. Чайковского.
Объект исследования − биография и хоровое творчество П.И. Чайковского.
Предмет исследования − хоровое творчество П.И. Чайковского.
Анализ выбранной темы исследования позволяет сделать вывод о том, что указанная тема детально разработана современными исследователями. В частности, нами были проанализированы работы таких авторов, как Темоненкова И.Ф., Малахова С.Ю., Пчелинцев А.В., Усеналиева С.Х., Федоренко В.С.
В рамках первой главы исследования охарактеризована биография П.И. Чайковского; проведен обзор хорового творчества П.И. Чайковского.
В рамках второй главы исследования проведен анализ хорового творчества П.И. Чайковского.
Методология исследования представлена общенаучными методами (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование).
Структура курсовой работы обусловлена задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представляя обзор хорового на примере духовных сочинений творчества П.И. Чайковского, отметим, что его хоровые произведения вместе с его симфониями, операми, камерной музыкой, представляют собой приоритетную часть отечественной классической музыки. Кроме того, в контексте критических статей и писем П.И. Чайковского содержатся высказывания о некоторых хоровых произведениях, об исполнителях, о степени важности хорового искусства в целом, для процесса воспитания и образования.
Чайковский всю свою творческую жизнь работал в хоровых жанрах. Однако его высказываний об отношении к этому виду музыкального творчества не обнаруживается. С детства Чайковский пел в хоре, был слушателем хоровых коллективов. В Училище Правоведения, по воспоминаниям современников, он даже замещал регента, будучи учеником старших классов. А им был знаменитый русский хормейстер Г.Ломакин, друг М.И.Глинки, один из известных мастеров своего дела. Одним из первых самостоятельных сочинений Чайковского, написанных в стенах Петербургской консерватории, были сочинения для хора без сопровождения и в сопровождении оркестра на стихи Н.П.Огарева «На сон грядущий».
Приехав в Москву, Чайковский близко сходится с К.К.Альбрехтом, известным хормейстером. По его просьбе в сборники, которые он составлял, Чайковский также пишет хоры. Один из них, «Весна», недавно обнаруженный, считался утраченным. Для Альбрехта тогда же в 1870- году Чайковский написал хор «Вечер». И хор «Весна», и «Вечер» написаны на собственные стихи.
Почти все хоровые сочинения написаны композитором по просьбе и заказу. Так, в 1885 году он написал гимн в честь святых Кирилла и Мефодия для празднования в честь этих святых. В честь 50-летия Училища Правоведения композитор написал также на собственные стихи «Правоведческую песнь» (музыка не сохранилась).
Результатом общения Чайковского с различными хорами и их руководителями стали появление на свет таких его сочинений, как «Ночевала тучка золотая», написанная в 1887 году по просьбе каких-то людей в Боржоме. По просьбе того же К.К.Альбрехта Чайковский сочинил хор «Блажен, кто улыбается» на стихи К.К.Романова, посвященный студенческому хору Московского университета. Одним из самых поэтических сочинений композитора можно считать хор «Соловушко» также на собственные стихи. Его эскиз записан композитором в рукописи эскизов балета «Спящая красавица». «Соловушко» написан для концерта хора Императорской оперы
Фрагмент текста работы:
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОРОВОГО ТВОРЧЕСТВА П.И. ЧАЙКОВСКОГО
1.1. Биография П.И. Чайковского
Композитор П.И. Чайковский родился 7 мая 1840 г. в поселке Воткинск. В настоящее время территория данного поселка относится к территории Удмуртии. Отметим, что отец Петра Ильича имя не владел музыкальной профессией, какими-либо музыкальными навыками. Он происходил из знаменитого казачьего рода Чаек, который был хорошо известен на Украине, в бытности работал простым инженером. Мать П.И. Чайковского имя окончила училище для сирот, где подробно изучала литературу, географию, арифметику, риторику и иностранные языки.
Через некоторое время отец П.И. Чайковского получил отличную должность и по этой причине переехал на Урал. Он являлся руководителем Камско-Воткинского сталелитейного завода, который являлся одним из крупнейших предприятий промышленной сферы. В ввиду должности ему предоставили не только дом с прислугой, но и войско, в рамках которого служило около ста казаков. Среди гостей семьи Чайковских часто бывали дворяне, столичная молодежь, английские инженеры, иные представители высшего общества.
В семье Чайковских было шестеро детей: пять сыновей (среди которых был и П.И. Чайковский) и младшая сестра Александра. Кроме того, постоянно в доме жили многочисленные родственники отца П.И. Чайковского, а позднее в доме на постоянной основе жила и гувернантка детей Фанни Дюрбах, которую члены семьи Чайковских встретили как члена своей семьи.
Несмотря на то, что родители П.И. Чайковского не являлись профессиональными музыкантами, музыка всегда присутствовала в их доме. Отец П.И. «Чайковского прекрасно играл на флейте, мать П.И. Чайковского прекрасно играла на фортепиано и арфе, а также профессионально исполняла