Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Характеристика вариативных программ начального общего образования.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСОВ ВАРИАТИВНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7

1.1. Сущность вариативного образования 7

1.2. Вопросы вариативности в системе начального образования 9

ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 14

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ВАРИАТИВНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 15

2.1. Вариативные программы начального общего образования (система Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова) 15

2.2. Вариативные программы начального общего образования (программы «Гармония», «Начальная школа 21 века», «Школа 2000»… «Школа 2100») 17

ВЫВОДЫ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

  

Введение:

 

Актуальность работы. Одна из важных задач для учителей начального образования является ознакомление с инновационными процессами и освоение ими вариативных систем начального образования. Принципиально отличительной чертой образовательной политики новых стандартов является последовательная ориентация на соблюдение принципа вариативности образования путем создания «личных пространств» для принятия самостоятельных решений различными участниками образовательного процесса (учениками, педагогами, профессиональными и национальными сообществами). Принцип вариативности предполагает определенную позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении.

Для этого необходимо оснастить урок специальными дидактическими материалами, чтобы предоставить всем учащимся возможность выбора типа, вида и формы задания в соответствии с их личностными предпочтениями, особенностями мышления, интересами.

Вариативность также тесно связана и с технологией проведения урока, предполагающей разнообразие видов работ, форм организации учащихся, гибкость и оперативность учителя в нестандартных ситуациях, которыми изобилует личностно – ориентированный урок.

Вариативная часть, включая внеурочную деятельность, в новых стандартах определяется временными нормативами реализации содержания образования, обеспечивающие региональные особенности и индивидуальные интересы и потребности обучаемых.

В соответствии с частью 3 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ФГОС включает требования к:

— структуре программ начального общего образования (в том числе соотношению их обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

— условиям реализации программ начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям;

— результатам освоения программ начального общего образования.

Вариативность содержания программ начального общего образования обеспечивается во ФГОС за счет:

— требований к структуре программ начального общего образования

— возможности разработки и реализации Организацией программ начального общего образования, в том числе предусматривающих углубленное изучение отдельных учебных предметов;

— возможности разработки и реализации Организацией индивидуальных учебных планов, соответствующих образовательным потребностям и интересам обучающихся.

Современная российская начальная школа переживает существенные перемены: изменяются приоритеты целей, актуальным становится использование субъектного подхода в педагогическом процессе.

Обновлению российского начального образования посвящены исследования В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Б.Д. Эльконина, И.Д. Демаковой, А.А. Востри-кова, Л.И. Козыревой, Н.В. Леждевой, З.П. Ларских, Л.З. Зака, В.В.Зайцева Л.В. Трабайчук, С.И. Маслова, Н.Б. Истоминой-Кастровской, Н.Ю. Скороходовой, Г.А. Цукерман и др.

Актуальность развития системы вариативного начального образования связана с возможностью качественно менять приоритеты начального образования и вызвать у учителей отношение к ученику как субъекту учения и собственной жизни.

Теоретическая значимость исследования состоит в изучении теории вариативного развивающего начального образования, которая развёртывается на основе:

— использования в качестве её методологических ориентиров культурологического, деятельностного, личностно-ориентированного подходов;

— обоснования теоретической модели вариативного развивающего начального образования;

— обоснования проективной функции начального образования;

— разработки стратегий расширения возможностей индивидуального развития личности младшего школьника;

— вариативной организации образовательного пространства личности в начальной школе;

— самоопределения учителя в системе развивающего вариативного обучения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что проведенный учебно-методический анализ вариативных программ начальной школы позволил обогатить содержание вариативного развивающего начального образования стратегиями расширения возможностей индивидуального развития личности младшего школьника и тем самым усилить развивающий эффект вариативных систем начального обучения.

Объект исследования – процесс вариативного обучения в начальной школе.

Предмет исследования – вариативные программы НОО.

Цель исследования – изучить характеристику вариативных программ начального общего образования.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Определить сущность вариативного образования;

2. изучить вопросы вариативности в системе начального образования;

3. проанализировать учебно-методические вариативные программы начальной школы.

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, решая первую задачу, мы определили сущность вариативного образования, и выяснили, что вариативность – это объективное следствие развития образования. Вариативность образования нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования.

Представления о модели образования, опирающейся на образы человека, культуры и социальной организации, традиционны на протяжении истории человечества, в отличие от изменяющихся представлений о его содержании и методологии.

В современном личностно-ориентированном образовании ведущее место занимают идеи формирования у человека готовности к саморазвитию и самореализации, сменившие предшествующие доминанты адаптации человека к жизни и труду в определенных социальным заказом условиях. Образ социальной организации образования изменился от отрасли государственной хозяйственной системы до сферы общественной практики, пронизывающей все слои социальной жизни. Представления о многообразии культур и ориентация на их диалог в образовании привели к неминуемой его вариативности.

Следовательно, вариативность системы начального образования традиционна для отечественной образовательной практики, определяет ее на всем протяжении существования, будучи обусловленной закономерностями общественно — исторического развития.

Решая вторую задачу, мы изучили вопросы вариативности в системе начального образования и выяснили, что в разные исторические периоды акценты вариативности начального образования смещались от организационных до содержательных и методических.

Вариативность общего образования в РФ признана одним из ведущих принципов образовательной политики. В Программе развития образования РФ подчеркивается, что создание условий, обеспечивающих вариативность образования и новых информационных технологий, осуществление перехода к многообразному и непрерывному образованию являются основными направлениями развития общего образования.

В современной системе начального образования в соответствии с программой развития образования в РФ реализация механизмов обеспечения комплексного электронного мониторинга с использованием электронного паспорта общеобразовательных учреждений, создание условия для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в массовую общеобразовательную школу, создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ рассматриваются как условия, способствующие реализующие вариативности в системе начального образования. Вместе с тем в работе инновационных образовательных

Решая третью задачу, мы проанализировали учебно-методические вариативные программы начальной школы, и выяснили, что к целостным моделям вариативного начального образования относятся: система Л.В. Занкова, система Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова, «Гармония» (научный руководитель-Наталья Борисовна Истомина), «Начальная школа 21 века», «Школа 2000»… «Школа 2100».

На современном этапе вариативность начального образования заключается в единстве многообразия систем и программ обучения, типов и видов образовательных учреждений, достигаемом их соответствием целям и принципам образования, требованиям к его качеству, представленным в Государственном общеобразовательном стандарте.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСОВ ВАРИАТИВНОСТИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Сущность вариативного образования

В процессе вхождения России в единое образовательное пространство узловым становится понятие «вариативность образования», которое в настоящее время приобретает новый смысл и значение. На сегодняшний день этот термин законодательно закреплен в официальных документах, но, к сожалению, в педагогической науке до настоящего времени не сложилось четкого понимания вариативности. В словарях и фундаментальных литературных источниках отсутствует определение термина «вариативность». Встречающееся в литературных источниках упоминание термина означает «вариантность», «изменчивость», «модификацию», «способность к видоизменению», «процесс видоизменения», «возможность выбора», «бесконечную множественность вариантов» [11].

Одним из основоположников вариативности в образовании считают А.Г. Асмолова. Под вариативностью он понимал [3; 4] существенно расширенную возможность разных уровней содержания, подходов, методик, идей и учебников в преподавании. То есть вариативное образование помогает личности обрести принципиально новые пути понимания и переживания знаний в изменяющемся мире.

Некоторыми исследователями (А.Г. Асмолов, В.Г. Кинелев, О.А. Куревина) вариативное образование понимается как процесс, направленный на расширение возможностей компетентностного выбора личностью жизненного пути и саморазвития. Тогда целью вариативного образования, на начальной его ступени, следует признать формирование такой картины мира в сознании ребенка, которая обеспечивала бы в последующем его ориентацию в различного рода жизненных ситуациях, в том числе и в ситуациях неопределенности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы