Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Характеристика традиционных и новых средств, методов физического воспитания, их характеристика.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 7
1.1 Понятие физического воспитания в научной и методической литературе 7
1.2. Классификация и характеристика традиционных средств и методов физического воспитания 10
1.3 Общая характеристика нетрадиционных средств физического воспитания 16
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И НОВЫХ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 26
2.1. Диагностика уровня физического воспитания в начальных классах 26
2.2. Применение традиционных и нетрадиционных средств и методов для физического воспитания детей в младшем школьном возрасте 30
2.3. Результаты исследования эффективности применения традиционных и новых средств и методов на уроках физического воспитания в начальной школе 37
Выводы по главе 2 42
ГЛОССАРИЙ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Проблема сохранения здоровья населения становится особенно актуальной на современном этапе развития науки. Современные реалии во многих странах мира создают предпосылки, которые позволяют считать индивида наивысшей ценностью, а забота о его гармоничном развитии и раскрытии всех потенциальных возможностей является приоритетной задачей.
Физическая культура представляет собой часть общей культуры общества, которая отражает уровень целенаправленного использования физических упражнений с целью укрепления здоровья и гармонического развития личности [8].
Накопленный опыт показывает, что важнейшим фактором, влияющим на здоровье населения страны, является внедрение превентивных мероприятий по предотвращению заболеваний, с одной стороны, и активные занятия физической культурой, с другой.
В физической культуре развивается культурный потенциал личности, связанный с развитием интеллектуальных, мыслительных, творческих, коммуникативных компетенций человека, он становится гармоничной и целостной личностью.
Физическое воспитание в стране неразрывно связано не только с вопросами воспитания молодежи, подготовки ее к труду и защите демократических завоеваний, но и с вопросами повышения производительности труда трудоспособного населения, сохранения его долголетия за счет правильного использования ее средств, организации профилактических мероприятий с использованием естественных сил природы.
Общая социально–педагогическая проблема физического воспитания связана с эффективностью реализации социально–экономических и социально–педагогических функций физической культуры и обусловлена взаимосвязью с другими явлениями общественной жизни, сочетанием физического воспитания с остальными аспектами и видами воспитания [1, 2].
Социально-педагогические воздействия физической культуры осуществляются непосредственно в процессе физкультурно-спортивной деятельности, в ходе занятий физическими упражнениями в процессе учебных, тренировочных занятий и спортивных соревнований, когда человек развивает, обогащает свой теоретический и практический опыт в двигательной деятельности.
Анализ исследований показал, что составляющими физического развития детей являются двигательные качества (быстрота, ловкость, выносливость, мышечная сила, гибкость). У младших школьников интенсивно развиваются такие двигательные качества, как ловкость, выносливость, гибкость, которые положительно влияют на другие составляющие физического развития: телосложение (морфологию тела) и осанку ребенка. Физическое развитие предполагает достижение максимального развития двигательных качеств.
Привлечение школьников к активной физкультурно-спортивной деятельности невозможно без удовлетворения их интересов и потребностей в данной области, которые реализуются при соответствующей организации учебного процесса [3].
Новые технологии должны принимать во внимание современные методы и средства физического воспитания, что может способствовать активизации физкультурно-спортивной деятельности, развитию регулярной потребности к сохранению и укреплению собственного здоровья.
Среди многочисленных видов спорта и двигательной активности большим потенциалом обладают различные нетрадиционные средства и методы физического воспитания детей, которые пользуются повышенным интересом у школьников и способны улучшать их физическое и функциональное состояние.
Традиционные подходы к физкультурно-оздоровительной работе с детьми младшего школьного возраста часто не отвечают современным требованиям и нуждаются в замене на такие, которые эффективнее способствовали решению задач укрепления здоровья, своевременному физическому, интеллектуальному и нравственному развитию ребенка, повышению уровня физической подготовленности, в том числе и развитию физических качеств.
В то же время научные данные последнего времени [4, 5, 6, 7] свидетельствуют о высоком, прежде всего, оздоровительном эффекте интегрированных инновационных средств, вошедших в физкультурно-спортивную область под общим названием фитнеса.
Таким образом, созданы предпосылки и существует объективная необходимость осуществления адекватной двигательной активности с использованием средств подвижных игр и фитнес-технологий в начальной школе. В этом просматривается актуальность настоящего исследования.
Цель: Определить влияние традиционных и нетрадиционных средств и методов на физическое воспитание детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие физического воспитания по теоретическим и методическим источникам.
2. Охарактеризовать традиционные средства и методы физического воспитания.
3. Рассмотреть нетрадиционные средства физического воспитания.
4. Оценить уровень физической подготовленности детей в начальных классах.
5. Обосновать традиционные и нетрадиционные средства и методы физического воспитания детей в младшем школьном возрасте
6. Экспериментально обосновать эффективность применения традиционных и новых средств и методов на уроках физического воспитания в начальной школе.
Объект: применение традиционных и нетрадиционных средств физического воспитания на уроках физической культуры в начальных классах
Предмет: особенности традиционных и нетрадиционных средств физического воспитания
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Педагогический эксперимент.
4. Педагогическое тестирование: бег 30 м, челночный бег 4˟9 м, прыжок в длину с места, наклон вперед из положения сидя, оценка силовой выносливости мышц спины и живота.
5.Методы математической статистики.
Практическая значимость. Данная работа может быть полезна педагогам, воспитателям, учителям физической культуры для развития физических качеств у детей младшего школьного возраста.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка литературы и приложения.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. Результаты системного анализа научно-методической литературы, отечественного и зарубежного практического опыта специалистов свидетельствуют о том, что проблема физического воспитания и низкого уровня физического состояния и подготовленности детей младшего школьного возраста. Несмотря на активный поиск методов и средств оптимизации физического воспитания, их эффективность остается недостаточной.
Для успешной реализации цели физического воспитания применяются следующие группы средств: физические упражнения; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы.
Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами — оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Для успешного решения задач физического воспитания и спорта нужно использовать все методы физического воспитания в комплексе и нецелесообразно ограничиваться каким-либо одним из методов. Рациональное сочетание общепедагогических и специальных методов в сочетании с методическими принципами позволит успешно достигать целей физического воспитания.
Среди нетрадиционных подходов к физическому воспитанию у детей младшего школьного возраста с успехом применяется детская йога, которая представляет собой гармонию физического и психологического состояния человека. Комплекс упражнений включает гармонию полного физического здоровья и духовной красоты человека. Практическое применение упражнений основано на понимании не только физических, но и нравственных, духовных правил усовершенствования личности. Йога представляет собой не просто принятие различных замысловатых поз и релаксации, а также сложную технику контроля над телом и концентрацию внимания на нем.
Стретчинг является также нетрадиционным подходом в физическом воспитании и представляет собой комплексные упражнения, которые положительно влияют на весь организм, улучшая самочувствие человека, способствуют растяжению мышц, сухожилий и связок всего туловища и всех конечностей, содержат в себе основу лечебной физкультуры. Выделяют четыре метода проведения стретчинга.
Балистический метод, который основан на весе тела и его силе. Эффект упражнений зависит от силы движений и скорости выполнения при которых намного быстрее происходит растяжение мышц. Медленный метод, при котором мышцы растягиваются очень медленно до максимума без болезненных ощущений. Этот метод можно назвать ритмической гибкостью, часто используется для разминки.
Статистический метод используется в практике йоги, когда упражнения выполняются медленно, плавно с маленькой задержкой каждой позиции. Статическое растягивание, как правило, предполагает медленное увеличение длины мышцы до возникновения ощущения легкого дискомфорта; при достижении этого момента мышцу удерживают в таком положении в течение 15-20 с, затем упражнение повторяют сначала.
Игровой стретчинг используется в работе с дошкольниками, включает упражнения на развитие всех групп мышц, эффективность которых определяется сменой подражательных действий и образов в двигательной деятельности детей.
Большинство исследований по проблеме физического воспитания детей младшего школьного возраста носят единичный характер, они не систематизируют знания об оптимизации нетрадиционных средств и методов в их огромном разнообразии и разнонаправленном воздействии на организм ребенка, что не обеспечивает должной индивидуализации обучения и адекватной физиологической нагрузки.
2. На основании полученных результатов констатирующего эксперимента было выявлено, что у детей экспериментальной и контрольной группы наблюдались сниженные показатели быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, силовых возможностей мышц спины и живота, у детей младшего школьного возраста.
3. Разработанная методика организации физического воспитания предусматривала включение разнообразных средств на развитие быстроты, ловкости, координации, профилактики нарушений осанки с преимущественным использованием подвижных игр, а также учет физиологических и психологических особенностей детей данного возраста.
4. Разработанная методика физического воспитания у детей младшего школьного возраста позволила достичь весомых результатов в улучшении физической подготовленности детей по сравнению с традиционными занятиями физическим воспитанием. Результаты формирующего эксперимента показали, что применение разработанной методики приводит к улучшению гибкости – на 181,81% (p<0,05), силовой выносливости мышц спины – на 66,13% (p<0,05), брюшного пресса – на 76,21% (p<0,05), уменьшению времени бега на дистанции 30 м на 12,94%; челночного бега – на 19,21%; улучшению результата в прыжке в длину с места на 15,28% (p<0,05).
Полученные данные подтвердили эффективность разработанной методики и могут служить основанием для практического внедрения.

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1 Понятие физического воспитания в научной и методической литературе

Известно, что формирование и сохранение здоровья школьников является стратегической задачей государства, так как от состояния здоровья подрастающего поколения зависит благосостояние страны [8, 9, 10].
Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного, высоконравственного человека. Физическое воспитание является важнейшим элементом в системе воспитания человека. Процесс регулярных целенаправленных занятий физической культурой или спортивной тренировкой предполагает не только укрепление здоровья, но и воспитание определённых умений и навыков, физических качеств, психических качеств, черт и свойств личности.
Общими принципами, на которых основывается современная система физического воспитания, являются:
– принцип всестороннего гармонического развития личности;
– принцип связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой;
– принцип оздоровительной направленности.
Физическое воспитание решает задачи реализации потребности человеческого организма в двигательной активности, совершенствовании физических качеств, способствует укреплению здоровья, повышению работоспособности, продлению творческого долголетия и жизни людей.
В большинстве исследований, проведенных учеными в России в последнее десятилетия, подчеркивается необходимость коренной перестройки всей системы физического воспитания, ведь существующие методы, формы и средства работы оказываются неэффективными и устаревшими в современных условиях [11].
Все большее беспокойство исследователей вызывает уровень физического состояния детей школьного возраста [12]. Среди факторов, негативно влияющих на физическое состояние детей, рассматривают ухудшение социально-экономических показателей, санитарно-эпидемиологической и экологической ситуации в стране.
Специалисты в области физического воспитания доказали, что повышение физического состояния детей младшего школьного возраста возможно только при комплексном подходе к его оценке, с последующей разработкой мероприятий по совершенствованию процесса физического воспитания [13].
Высокая интенсивность современного учебного процесса, снижение ежедневной физической активности, отсутствие сформированного адекватного отношения к здоровому образу жизни приводят к негативному влиянию на состояние физического и психического здоровья школьников.
Уровни физической и функциональной подготовленности являются основными критериями оценки эффективности двигательной активности, где физическая подготовленность занимает особое важное место.
Вопрос физической подготовленности в контексте здоровья позволяет сформировать взгляд на культуру общества, уровень мотивации школьников к различным формам двигательной активности, заинтересовать в пропаганде здорового образа жизни.
Однако формирование физического развития и физической подготовленности напрямую связано с получением знаний, умений и навыков, которые формируют стиль жизни человека и общества в целом.
Основными задачами физического воспитания является постоянное повышение уровня здоровья, физического и духовного развития школьников.
Для учебных заведений базовая программа по физическому воспитанию, в которой выделяются три основные формы физкультурной деятельности школьников, является нормативной.
Первая форма реализации физического воспитания предполагает комплексное решение таких педагогических задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных.
Вторая форма реализации предполагает систематические занятия спортом во внеурочное время. Максимальное развитие двигательных качеств, обеспечивающих достижение высоких результатов, является актуальным направлением при интегрированной реализации задач воспитательного и образовательного характера.
Третья форма реализации включает активный досуг школьников, реализация самостоятельных занятий во внеурочное время, использование различных форм, методов и средств физической культуры [14].
Однако необходимо принять во внимание тот факт, что безопасность, диагностика и контроль за выполнением программ двигательной активности не всегда возможны для школьников, учитывая недостаток велосипедных и пеших маршрутов.
В то же время рекреационных программ для массового участия недостаточно для всех желающих.
Важную роль в оптимизации данной ситуации играют повышение мотивации к внедрению средств физической культуры в повседневной жизни, в том числе и к занятиям по физическому воспитанию, рекреации, выбору адекватных средств компенсации недостатка повседневной двигательной активности.
Современная образовательная система должна обеспечивать оптимальные условия для реализации потребностей школьников в получении профессионально значимой информации, познании, общении, социальном признании и личностном самовыражении.
Ежедневная утренняя гимнастика является обязательным минимумом физической тренировки. Физические упражнения необходимо выполнять в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе [15].
Многочисленные стороны воспитания должны формироваться одновременно и в тесной взаимосвязи друг с другом: воспитание развития интеллектуальных, физических, нравственных, эстетических аспектов в человеке; формирование его мировоззрения; решение задач трудового и патриотического воспитания.
Физическое воспитание одновременно оказывает активное воздействие на все стороны воспитания личности. Укрепление здоровья, развитие своих способностей, потребность в занятиях физическими упражнениями – это нравственный долг каждого человека.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы