Алалия и афазия(логопедия, дефектология) Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Характеристика связной речи у детей с моторной алалией.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК
ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНАЯ ПРОБЛЕМА
ЛОГОПЕДИИ…………………..6
1.1.
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста. 6
1.2. Причины
нарушения формирования речи и факторы, влияющие на возникновение моторной
алалии………………………………………………9
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ.. 18
2.1. Диагностика
моторной алалии у детей младшего дошкольного возраста  18
2.2. Методики
логопедической работы с детьми с алалией………………..21
2.3.
Коррекционная работа по формированию коммуникативных
навыков у младших дошкольников с моторной алалией……………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 34

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Реформирование системы специального
образования в нашей стране требует разработки новых эффективных методов
коррекционно-предупредительного и развивающего обучения детей с особыми
образовательными потребностями, которые соответствуют современным научным
знаниям о нормальном и дизонтогенетическом развитии.

Одной из самых
распространенных патологий психофизического развития среди детей дошкольного
возраста является общее недоразвитие речи (ОНР), специфика которого заключается
в системном нарушении всех сторон и форм речи. При этом существенные недостатки
проявляются в ходе усвоения и использования детьми этой категории лексики и
грамматики родного языка (Р.И. Лалаева, Р.Е Левина, Е.Ф. Соботович, Т.Н.
Ушакова, Т.Б. Филичева, А.М. Шахнарович   и др.).

Учитывая социальную и
педагогическую значимость родного языка для становления и развития каждой
личности, коррекции общего недоразвития речи в системе дошкольного обучения и
воспитания отведена ведущая роль. Это обусловлено тем, что приобретенные уже в
дошкольном возрасте качества, в том числе связанные с речью, не только
обеспечивают основу школьного обучения ребенка, но и во многом обусловливают
практическую, общественную и профессиональную деятельность каждого взрослого
человека. В связи с этим своевременное выявление и исправление недостатков
речевого развития у детей является важной задачей практической логопедии.

К концу пятого года жизни
в норме речевая функция ребенка в целом уже есть сформированной. Вместе с тем,
даже незначительные отклонения в психофизическом развитии могут исказить этот
процесс как в количественном, так и в качественном плане, спровоцировать
нарастание вторичных отклонений в познавательной, коммуникативной и учебной
деятельности детей. Именно в этом возрасте можно создать эффективные условия
для реализации коррекционных задач, подготовить ребенка к дальнейшему,
предшкольному этапу, то есть не только скорректировать существующие недостатки
развития речевой системы, а и предупредить трудности, которые могут возникнуть
у детей в процессе школьного обучения.

На современном этапе
развития дошкольной логопедии особую значимость приобретают вопросы
использования новых подходов к коррекции и предупреждения общего недоразвития
речи с учетом новейших научных данных о психолингвистической структуре речевой
деятельности, ее психологических механизмах, нормативных показателях речевого
развития ребенка дошкольного возраста (Р.И. Лалаева, Н. А. Мастюковой, Е.Ф.
Соботович, Т.Н. Ушакова, Т.Б Филичева и др.).

При общем недоразвитии
речи наблюдается недостаточность различных психологических механизмов и
структурных компонентов речевой деятельности, а потому его коррекция должна
проводиться с учетом дифференцированного характера речевого дефекта и
базироваться на принципах личностно ориентированного обучения.

Традиционно словообразование
относится к разделу грамматики. Исследования многих ученых (А.М. Богуш, Л.В.
Бартенева, А.А. Леонтьев, Е.Ф. Соботович, А.М. Шахнарович, Т.Н. Ушакова и др.)
свидетельствуют про огромную роль словообразования в овладении ребенком
лексическим запасом родного языка.

Цель
работы – изучить методики выявления и коррекции нарушений
формирования речи у младших дошкольников с моторной алалией в условиях дошкольных
образовательных учреждений.

Задачи
исследования:

1. Изучить нормативные показатели речевого
развития дошкольников.

2. Определить причины нарушения формирования
речи и факторы, влияющие  на ее
возникновение.

3. Охарактеризовать средства коммуникации у
детей младшего дошкольного возраста.

4. Запланировать работу по выявлению моторной
алалии у детей младшего дошкольного возраста.

5. Изучить методику коррекционной работы с
детьми с моторной алалией.

6. Изучить и сопоставить современные методики
коррекционной работы по формированию рече-коммуникативных навыков у детей с
моторной алалией.

Объект исследования:
особенности формирования связной рече-коммуникативной деятельности у младших
дошкольников с моторной алалией.

Предмет исследования:
особенности формирования коммуникативно-речевой деятельности у младших
дошкольников с моторной алалией и методика логопедической работы с детьми
данной категории в условиях ДОО.

В
ходе исследования были применены такие методы:

теоретические:
изучение научной и научно-методической литературы по теме исследования;

практические:
наблюдение, диагностика.

Практическая
значимость исследования состоит в возможности использования его материалов в
дальнейших работах, посвященных заявленной проблематике.

Структура
исследования обусловлена его целями и задачами. Работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Достаточно&nbspизвестным&nbspявляется&nbspтот&nbspфакт,&nbspчто&nbspу&nbspдетей&nbspс&nbspречевыми&nbspнарушениями&nbspнаблюдается&nbspразличная&nbspстепень&nbspпроявления&nbspобщей&nbspмоторной&nbspнедостаточности,&nbspа&nbspтакже&nbsp–&nbspотклонения&nbspв&nbspразвитии&nbspтонких&nbspдвижений&nbspпальцев&nbspрук.&nbspВ&nbspнастоящее&nbspвремя&nbspдоказано,&nbspчто&nbspуровень&nbspразвития&nbspвысших&nbspформ&nbspпознавательной&nbspдеятельности&nbspзависит&nbspот&nbspсостояния&nbspдвигательного&nbspанализатора&nbspв&nbspцелом,&nbspа&nbspособенно&nbsp–&nbspот&nbspуровня&nbspсформированности&nbspтонких&nbspдвижений&nbspкистей&nbspи&nbspпальцев&nbspрук.&nbsp
В&nbspсвязи&nbspс&nbspэтим&nbspсчитается&nbspобязательным&nbspпроведение&nbspмероприятий&nbspпо&nbspразвитию&nbspмелкой&nbspмоторики&nbspрук,&nbspособенно&nbspкак&nbspчасть&nbspкомплекса,&nbspнацеленного&nbspна&nbspобучение&nbspи&nbspкоррекцию&nbspразвития&nbspдетей&nbspс&nbspотклонениями&nbspи&nbspдефектами&nbspв&nbspпсихическом&nbspи&nbspфизическом&nbspразвитии.
Проблема&nbspразвития&nbspпальцевой&nbspмоторики&nbspпо&nbspмногим&nbspпричинам&nbspявляется&nbspактуальной&nbspи&nbspсегодня,&nbspв&nbspнаши&nbspдни.&nbspПрежде&nbspвсего,&nbspстоит&nbspотметить,&nbspчто&nbspв&nbspповседневной&nbspжизни&nbspбольшинство&nbspдетей&nbspраннего&nbspвозраста&nbsp&nbspиспытывают&nbspмножество&nbspразличных&nbspтрудностей&nbspпри&nbspпопытке&nbspосуществления&nbspтонких&nbspдвижений&nbspрук.&nbsp
Более&nbspхарактерные&nbspиз&nbspних:&nbspнарушения&nbspрегуляции&nbspпроизвольных&nbspдвижений,&nbspнедостаточная&nbspкоординация&nbspи&nbspчеткость&nbspисполнения&nbspразличных&nbspзадач,&nbspтрудности&nbspпри&nbspпереключении&nbspс&nbspодного&nbspдвижения&nbspна&nbspдругое,&nbspа&nbspтакже&nbsp–&nbspпри&nbspдоведении&nbspдо&nbspавтоматизации&nbspнового&nbspдвижения.&nbspСюда&nbspже&nbspотносят&nbspи&nbspналичие&nbspсопутствующих&nbspдвижений,&nbspих&nbspхаотичность&nbspи&nbspнекую&nbspнесогласованность.
Комплексный&nbspподход&nbspк&nbspформированию&nbspречи&nbspпри&nbspмоторной&nbspалалии&nbspнаправляет&nbspвнимание&nbspна&nbspстановление&nbspвсех&nbspфункций&nbspречи,&nbspспособствующих&nbspее&nbspразвитию&nbspи&nbspулучшению&nbspпознавательной&nbspдеятельности.
Систематическая&nbspлогопедическая&nbspработа&nbspвключает&nbspв&nbspсебя&nbspработу&nbspкак&nbspнад&nbspречью,&nbspтак&nbspи&nbspнад&nbspличностью&nbspв&nbspцелом,&nbspпри&nbspэтом&nbspучитываются&nbspзакономерности&nbspразвития&nbspречевой&nbspфункции&nbspв&nbspонтогенезе&nbspи&nbspзакономерности&nbspстроения&nbspязыка,&nbspпреодоление&nbspречевого&nbspнедоразвития&nbspстроится&nbspтак,&nbspчто­бы&nbspв&nbspходе&nbspработы,&nbspкоторая&nbspведется&nbspпараллельно&nbspсо&nbspшкольным&nbspобучением&nbspв&nbspдополнении&nbspк&nbspнему,&nbspвозникла&nbspготовность&nbspк&nbspусвоению&nbspшкольных&nbspзнаний.&nbspЛогопедическая&nbspработа,&nbspкак&nbspмы&nbspуже&nbspотмечали,&nbspдолжна&nbspпроводиться&nbspкомплексно&nbspна&nbspфоне&nbspактивного&nbspмедикаментозная&nbspи&nbspпсихотерапевтического&nbspлечения,&nbspпроводимого&nbspврачом&nbspпсихоневрологом,&nbspневропатологом,&nbspпсихиатром.
Основным&nbspстержнем&nbspв&nbspлогопедической&nbspработе&nbspявляется&nbspсоздание&nbspмеханизмов&nbspречевой&nbspдеятельности:&nbspформирование&nbspмотива,&nbspкоммуникативного&nbspжелания,&nbspвнутренней&nbspпрограммы&nbspвысказывания,&nbspотбор&nbspлексико-грамматических&nbspсредств,&nbspграмматическое&nbspструктурирование.
В&nbspпроцессе&nbspлогопедической&nbspработы&nbspдолжны&nbspучитываться&nbspкак&nbspспецифика&nbspречевого&nbspнедоразвития,&nbspтак&nbspи&nbspособенности&nbspличности&nbspкаждого&nbspребенка,&nbspего&nbspинтересы,&nbspкомпенсаторные&nbspвозможности.&nbspЛогопеду&nbspнеобходимо&nbspвидеть&nbspв&nbspкаждом&nbspребенке&nbspличность.&nbspУстраняются&nbspвоспитательным&nbspвоздействием&nbspневротические&nbspнаслоения&nbspв&nbspхарактере&nbspребенка,&nbspвырабатывается&nbspправильное&nbspотношение&nbspребенка&nbspк&nbspречевому&nbspнедоразвитию&nbspи&nbspк&nbspработе&nbspпо&nbspего&nbspпреодолению.&nbspРечь&nbspсовершенствуется&nbspв&nbspкомплексе&nbspс&nbspразвитием&nbspсенсорных&nbspи&nbspобщедвигательных&nbspвозможностей.
Обращается&nbspвнимание&nbspна&nbspразвитие&nbspмелкой&nbspмоторики;&nbspучат&nbspлиновать,&nbspраскрашивать,&nbspштриховать,&nbspзавязывать&nbspузелки&nbspи&nbspт.д.&nbspУстановлено&nbsp,&nbspчто&nbspесли&nbspдети&nbspотстают&nbspв&nbsp&nbspразвитии&nbspдвижений&nbspпальцев&nbspрук,&nbspто&nbspони&nbspотстают&nbspи&nbspв&nbspразвитии&nbspречи.&nbspПо&nbspмере&nbspтренировки&nbspдвижений&nbspрук&nbspсовершенствуется&nbspсостояние&nbspречи.
В&nbspпроцессе&nbspспециального&nbspобучения&nbspдетям&nbspтрудно&nbspвоспроизводить&nbspопределенное&nbspположение&nbspпальцев&nbspпо&nbspзаданному&nbspвоспитателем&nbspобразцу.&nbspОпыт&nbspпрактической&nbspработы&nbspпоказывает,&nbspчто&nbspинструкция&nbspс&nbspпервого&nbspпредставления,&nbspа&nbspиногда&nbspи&nbspпосле&nbspмногих&nbspповторений,&nbspпочти&nbspне&nbspреализуется&nbspдетьми.&nbsp

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Нарушения речи у младших
дошкольников как теоретико-прикладная проблема логопедии

1.1.
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста На современном этапе
развития логопедической науки выделено и описано четыре уровня речевого
развития ребенка с нормальным онтогенезом (от 10 месяцев до 7 лет) в рамках
психологической периодизации этого развития (в лексическом, грамматическом и
фонетико-фонематическом звеньях), что является условным эталоном для его оценки
(Е.Ф. Соботович). Такой онтогенетический подход дает возможность определить не
только уровень речевого развития ребенка, но и выявить его отставание от
возрастной нормы.

На пятом году жизни
ребенок начинает усваивать логические связи между предметами и явлениями
окружающей среды, начинает осваивать разные типы лексических явлений
(синонимия, антонимия, некоторые переносные, производные слова). В это время
начинает формироваться понимание многозначных слов. На этой основе появляется
возможность усвоения контекстуально обусловленного значения слова. В словаре
детей также появляются слова, обозначающие сборные и абстрактные понятия
(добро, дружба, злость).

По данным А.Н. Гвоздева,
В.И. Ядэшко и др., в речи трехлетнего ребенка, как правило, уже есть все
характерные устной речи части речи, основные грамматические категории. В этот
период в речи ребенка появляются слова в различных грамматических формах,
отражающих не только изолированные предметы, действия, качества, но и сложные
отношения между ними, которые выражаются с помощью специальных средств —
системы флексий, отдельных служебных слов и тому подобное.

После 4 лет у детей
уровень усвоения морфологической системы речи является достаточно высоким, что
свидетельствует о завершении процесса формирования грамматической стороны речи.
Такое развитие в 4 года обеспечивает ребенку практически полное понимание речи
взрослых, а также возможность словесно оформить и выразить свои мысли. В это
время ребенок может пересказать сказку, рассказ, составить небольшой рассказ по
рисунку и плану. Постепенно происходит овладение всеми атипичными
грамматическими формами слов, хотя до 7 лет могут иметь место возрастные ошибки
в использовании некоторых грамматических форм слов.

У детей от 4 до 5 лет
синтаксические конструкции, которые они используют для построения предложений,
постоянно усложняются за счет увеличения количества членов предложения,
использование разнообразных взаимоотношений между ними. В этот период резко
возрастает количество сложноподчиненных предложений с правильно оформленной
связью. Однако еще встречается много случаев их неправильного выражения.
Например, характерными ошибками в построении предложений являются пропуски
предлогов, союзов, имеющих синтаксическое значение, неправильное согласование
существительных с прилагательными и местоимениями в роде, неправильный выбор
падежной формы существительного, который руководствуется глаголом (А.Н.
Гвоздев, Е.Ф. Соботович и др.).

В 4-5 лет дети постепенно
овладевают правильным звукопроизношением и, по нормативным показателям, умеют
правильно произносить все звуки родного языка и умеют сказать самостоятельно
или повторить слова со сложной слоговой структурой. В 5 лет у ребенка полностью
сформировано звукопроизношение.

Критерии оценки речевого
развития детей от 4 до 5 лет. В лексическом звене.

1. Усвоение семантики.
Наличие в словаре ребенка различных типов лексических значений
(категориального, контекстуально обусловленного, перенос значения слова,
усвоенного на практическом уровне, отдельные случаи антонимии, синонимии,
многозначности некоторых простых переносных).

2. Усвоение системы
морфологического словообразования (овладение продуктивными способами
словообразования за исключением атипичных и малораспространенных форм).

3. Сформированность
различных типов смысловых связей между словами (ситуативных, синтагматических,
парадигматических).

В грамматическом звене.

1. На синтаксическом
уровне:

— присутствие в речи
сложных, нераспространенных и распространенных предложений с сочинительной и
подчинительной связью, правильное понимание и порождение синтаксических
конструкций (пассивных, инвертированных, сравнительных с прямым порядком слов).

2. На морфологическом
уровне:

— усвоение числовых форм
существительных, глаголов, прилагательных; падежных окончаний существительных;
родовых форм глаголов, прилагательных; видовых и временных категорий глаголов
за исключением единичных атипичных грамматических ошибок.

В фонетико-фонематическом
звене.

1. Правильное звукопроизношение.

2. Сформированность
фонематических представлений, соответ- ствующих собственному произношению (до 4
лет.), языковым нормам (с 4 лет).

3. Начало формирования
фонематического анализа звукового состава слова (выделение согласного
(громкого) звука на фоне слова, определение количества и последовательности
звуков в слове во внешнем и внутреннем планах (с 4 лет).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы