Курсовая с практикой на тему Характеристика состава административного правонарушения.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
Глава 1 Понятие, классификация и основания административно-правовых отношений 7
1.1 Понятие административно-правовых отношений, их особенности и виды 7
1.2 Административно-правовые отношения: основания возникновения, изменения и прекращения 11
Глава 2 Понятие, признаки и состав административного правонарушения 16
2.1 Понятие и виды административного правонарушения 16
2.2 Состав административного правонарушения 20
2.3 Характеристика элементов, входящих в юридический состав административного правонарушения 22
Глава 3 Характеристика составов и квалификация отдельных видов административных правонарушений 28
3.1. Составы административных правонарушений, посягающих на установленный порядок, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях РФ 28
3.2 Административно-правовой статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении 30
Заключение 33
Список источников и литературы 35
Введение:
Актуальность темы исследования. Анализ состава административного правонарушения позволяет правильно квалифицировать совершенное деяние и способствует эффективному применению административных наказаний .
В настоящее время как в российском законодательстве, так и в цивилистике отсутствует четкое и однозначное понятие состава административного правонарушения. В частности, состав административного правонарушения трактуется некоторыми учеными в качестве совокупности признаков, позволяющих определить деяние как административно наказуемое . Состав административного правонарушения, с точки зрения других цивилистов, представляет собой совокупность закрепленных нормативными правовыми актами элементов, являющихся основанием для административной ответственности . Наконец, под составом административного правонарушения понимается единство объективных и субъективных признаков, установленных кодифицированным правовым актом и характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение .
Общим для всех подходов является признание наличия в выделении состава административного правонарушения четырех элементов: объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон, то есть объективных элементов состава (объект и объективная сторона) и субъективных элементов состава (субъект и субъективная сторона).
Степень разработанности. Проблемы, связанные с составом административного правонарушения, анализируются в трудах таких отечественных авторов, как Бахрах Д.Н., Халфина Р.О., Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Шергин А.П., Поспелова Л.И., Соколов А.Ю., Панова И.В., Полянский И.А. и дp. .
Объект исследования – общественные отношения, регулирующие институт административной ответственности, предмет исследования – состав административного правонарушения как основания для наступления административной ответственности.
Цель исследования – анализ состава административного правонарушения, признаки, основания и элементы состава административного правонарушения.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
проанализировать понятие, особенности и виды административно-правовых отношений, основания возникновения, прекращения и изменения;
рассмотреть понятие и виды административных правонарушений;
раскрыть состав административных правонарушений, посягающих на установленных порядок;
определить административно-правовой статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Методологическая основа исследования. Исследование основывается на использовании общенаучных (анализ, синтез, индукция, дедукция), частнонаучных (историко-правового, нормативно-правового и сравнительно-правового) методов. При решении поставленных задач использовался ряд специальных методов, в том числе конкретно-социологический, статистический, системный.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования основных выводов и результатов при характеристике состава административных правонарушений, выделении квалифицирующих и факультативных признаков административных правонарушений.
Структура работы. Данная работа структурно представлена следующими основными разделами: введением, тремя главами, заключением, списком используемой литературы.
Заключение:
На основе проведенного исследования были сформулированы следующие основные выводы.
Административно-правовые отношения – это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. Будучи разновидностью правовых отношений, административно-правовые отношения имеют как признаки, присущие любым правовым отношениям, так и обладают рядом особенностей, обусловленных спецификой исполнительной и распорядительной деятельности: обязанности и права сторон в административно-правовых отношениях всегда связаны с практическим совершением определенных действий в сфере именно государственного управления; условием возникновения этих правоотношений является участие в них обязательной стороны, наделенной юридически властными полномочиями (обязательного субъекта); они могут возникать по инициативе любой из сторон (органа исполнительной власти, гражданина и т.п.); возможные споры между сторонами административно-правовых отношений разрешаются путем непосредственного юридически властного распоряжения уполномоченного органа исполнительной власти или должностного лица, т. е. в административном порядке, хотя и в отдельных случаях предусмотрен судебный порядок разрешения административно-правовых споров; наконец, нарушения требований административно-правовой нормы одной из сторон административно-правового отношения влечет за собой юридическую ответственность, прежде всего перед государством.
Элементами (составными частями) административно-правовых отношений являются: субъекты, объекты и юридические факты (действия/бездействие и события).
В результате проведенного исследования было показано, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
При этом в КоАП РФ раскрывается само понятие административного правонарушения, но с определенными нюансами: во-первых, определяется без конкретизации объектов посягательства, во-вторых, применительно к физическим и юридическим лицам, в-третьих, без указания на соотношение административной и уголовной ответственности. Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается такое противоправное, виновное действие (или же бездействие) физического или юридического лица, за которое федеральным или региональным законодательством установлена административная ответственность.
К признакам, охватывающим конститутивные признаки административного правонарушения, можно отнести следующие: антиобщественность; противоправность; виновность; наказуемость деяния.
Таким образом, понятие состава административного правонарушения, несмотря на то, что оно имеет в юридической практике достаточно длительную историю ее реализации и применения, до сиз пор включает много спорных моментов и неопределенностей, вызывающих как коллизии в законодательстве )в том числе в смежных отраслях права), так и несовершенство судебной практики по ним.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Понятие, классификация и основания административно-правовых отношений
1.1 Понятие административно-правовых отношений, их особенности и виды
Как и любые правоотношения, административно-правовые отношения возникают при наличии юридических фактов, то есть обстоятельств, обуславливающих возникновение правоотношений в соответствии с требованиями конкретных административно-правовых норм .
В качестве таких юридических фактов, обуславливающих возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений, выступают действия (либо же бездействие) сторон .
Юридический факт может возникать в результате наступления определенных событий (рис. 1).
Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. Такие юридические факты называются волевыми юридическими фактами. Например, подача жалобы гражданином в орган исполнительной власти порождает правоотношения, связанные с ее рассмотрением должностными лицами .
По характеру различаются действия правомерные и неправомерные (рис. 2).
Проанализируем выделенные типы (правомерные – неправомерные действия) подробнее. Что касается правомерных действий, то они всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других участников административно-правовых отношений . Проиллюстрируем примером: подача гражданином жалобы (юридический факт, событие) влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется.
Что касается неправомерных действий, то они не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это дисциплинарные проступки и административные правонарушения как наиболее характерные для сферы государственного управления. Неправомерные действия влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относится также бездействие. Проиллюстрируем последнее таким примером, как непринятие органом внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка .
Таким образом, действия с точки зрения административно-правовых отношений делятся на правомерные и неправомерные. Правомерные действия соответствуют требованиям административно-правовых норм, к неправомерным относят такие отношения и действия, которые нарушают требования административно-правовых норм (бездействие, дисциплинарные или административные проступки).
Основным видом правомерных действий являются правовые акты субъектов исполнительной власти, которые имеют адресный характер и своим юридическим последствием – возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.
Основаниями возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений являются необходимые материальные (общие) и юридические (специальные) предпосылки .
К материальным предпосылкам относятся потребности и интересы людей, значимые и жизненно важные (а именно определенные экономические, социальные и культурные аспекты материальной жизни), под влиянием которых они вступают в соответствующие правоотношения.
Поскольку эти отношения имеют общественную значимость, то они требуют правового урегулирования. Помимо того, к материальным предпосылкам относится также наличие объекта, субъектов и соответствующего варианта поведения .
Помимо материальных выделяют и юридические условия (предпосылки) возникновения административных правоотношений, к которым относятся нормы права (основа для возникновения правоотношения, устанавливающая определенный круг субъектов правоотношения, а именно – база, предусматривающая его условия, субъективные права, юридические обязанности), правосубъектность (единство правоспособности и дееспособности, представлена общей, отраслевой и специальной), юридические факты (фактические обстоятельства, с которыми право связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношения, закрепленные в гипотезах правовых норм) .
Таким образом, основой возникновения правоотношения является норма права и конкретный юридический факт, при этом основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный характер. Прямым юридическим последствием административных правоотношений выступает возникновение, изменение либо же прекращение административно-правового отношения.
Поэтому в следующем параграфе главы перейдем к рассмотрению оснований возникновения, а также прекращения или изменения административно-правовых отношений, так как данный анализ представляется важным для конструирования в дальнейшем основных позиций относительно сущности административных правонарушений.
1.2 Административно-правовые отношения: основания возникновения, изменения и прекращения
В данном параграфе рассмотрим более подробно конкретные основания административного правонарушения, которые порождается определенными событиями или действиями, предусмотренными административно-правовыми нормами. Причем, речь идет как о возникновении, так и об изменении и прекращении таких оснований.