Курсовая с практикой на тему Характеристика Российской Федерации как социального государства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА, ЕГО КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 6
1.1. Понятие и общая характеристика социального государства 6
1.2. Механизм социального государства 11
1.3. Сущность и принципы социальной политики государства 15
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ДОКТРИНЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ 24
2.1. Основные конституционные положения о социальном государстве в РФ 24
2.2. Социальная защита населения как основное направление направления государственной социальной политики в РФ 27
2.3. Функции и формы реализации социального обеспечения в РФ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46
Введение:
Актуальность анализа закрепления РФ как социального государства связана с тем, что социальное обеспечение и социальная защита является одной из наиболее важных составляющих деятельности общества и находится в сфере его насущных интересов для государства и его органов.
Значимость социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась подобная политика в этой области, в какой бы стране не жили люди, чьим интересам служит социальная политика.
Сфера социальной политики — часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе.
Важнейшим фактором экономического роста государства является совершенствование системы социально- экономических отношений. Решение проблем, связанных с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, реализацией принципов социальной справедливости являются первоочередными для современной российской экономики и способствуют экономическому росту и экономическому развитию государства.
В целях совершенствования системы социально-экономических отношений в последнее время в России проводится реформа администрирования. Данная реформа направлена на повышение эффективности работы органов государственной власти, внедрение эффективных методик управления, соответствующих современным условиям которые обеспечивают прозрачность, открытость, своевременность и адаптивность системы государственного управления по отношению к запросам общества. Особое внимание в системе государственного управления уделяется повышению эффективности на всех уровнях власти и эффективной организации деятельности сферы государственного и муниципального управления.
Раскрывая степень изученности темы, отмечу, что сама идея социального государства и проблемы ее достижения в нашей стране были и есть предмет научного исследования многих правоведов, политологов, социологов. По данной теме существует также и достаточно количество диссертационных исследований, а также отдельных научных публикаций. При разработке данной темы в частности были исследованы публикации следующих авторов: Аракчеев В. С. Арбузов С.Ю. Ахинов Г. А., Волгин А.Н., Глотов С.А., Гриненко А.В. Гуслова М.Н. Лаврентьева И.П. Никифорова О. Новикова В.В. Рябова К.М. Сувора А.Н. Фомин А.А. Хамидуллин Н.Р. Шелудякова Т.В. Юрченко М.О. и др.
Основная цель исследования данной работы – изучить сущность социального государства и его конституционное закрепление в России.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать современное понимание идеи социального государства.
2. Исследовать особенности механизма социального государства.
3. Проанализировать конституционное закрепление социального характера государства в Российской Федерации.
Объект исследования – современная доктрина о юридической природе и сущности социального государства.
Предмет исследования – законодательство РФ, закрепляющее и опосредующее реализацию социального характера российского государства.
Методы исследования в работе характеризуются использованием основных логических приемов познания: анализ и синтез исследуемого материала, системное изучение, формально-юридический (использование в работе наиболее распространенных понятий, категорий, догм и т.п.), сравнительно-правовой (изучение и сопоставление различных концепций о сущности социального государства).
Эмпирическая база работы представлена совокупностью действующих правовых актов, в которых закреплен социальный характер российского государства. Это, прежде всего, Конституция РФ, и ряд федеральных законов, в частности «О государственной социальной помощи», «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и др.
Информативной базой работы стали труды известных юристов-теоретиков, авторы которых уделили внимание анализу социального государства.
Практическая значимость исследования выражается в том, что результаты проведенного анализа развивают современную научную доктрину сущности социального государства, а ряд практических аспектов, затронутых в работе, могут быть взяты для дальнейшей оптимизации социального законодательства нашей страны.
Научная новизна исследования выражается в том, что на основе изучения теоретических исследований правоведов, а также практики применения норм российского законодательства в работе предпринята попытка дать комплексный анализ сущности и правоприменительных проблем построения в России государства социального характера.
В структуре работы сформировано введение, две главы, заключение и библиографический список. Первая глава работы раскрывает понятие социального государства, его механизм и общие характеристики. Во второй главе рассмотрены особенности конституционного закрепления в РФ социального характера государства.
Текст работы:
Современный этап развития экономических отношений диктует признаки, присущие социальному государству: высокая степень развития производственных сил и эффективный механизм отношений на производстве.
Социальное государство должно создавать условия для развития человека, который стремится налаживать свою жизнь, заботиться о себе и близких, решать самостоятельно возникающие проблемы. Большинство социальных проблем трудоспособных работников решается высоким уровнем доходов. Работающие граждане не только обеспечивают себя, но и, посредством налоговой системы и внебюджетных фондов, участвуют в финансировании всевозможных учреждений, которые необходимы для полноценной жизни всего населения. Социально ориентированное государство должно оказывать социальную поддержку тех граждан, которые не могут самостоятельно решить свои проблемы.
Однако же, при становлении социального государства, возникает множество проблем. Функционирование рынка всегда сопровождается негативными моментами, такими как: банкротство предприятий, повышение уровня безработицы, усиления различий в населении по доходам, социальному положению.
Социальная направленность государственной экономики обуславливается:
1. Ориентацией экономики на социальное развитие путем повышения уровня жизни, тем самым достигается экономический рост;
2. Становлением определенных общественных отношений и социальной структуры;
3. Включением в процессы производства социальных методов роста экономики и стимулов повышения предпринимательской деятельности у населения.
Проведение социальной политики государством стимулирует развитие социальной рыночной деятельности.
Под социальным государством понимается государство, провозглашающее своей важнейшей целью регулирование социальной сферы общественной жизни для обеспечения социального равенства, благополучия населения.
Социальными функциями государства являются:
• Решение социальных проблем, как всего своего населения, так и отдельных категорий;
• Регулирование и контроль деятельности социально значимых объектов;
• Снижение влияния на общественную жизнь событий, происходящих в рыночной структуре;
• Снижение уровня социального неравенства при помощи распределения некоторой части национального дохода среди широких слоев общества;
• Осуществление защиты населения от рисков социального характера, основываясь на принципах социальной справедливости, солидарности и ответственности;
• Выполнение социальных обязательств перед гражданами;
• Проведение реформ в социально-трудовых отношениях в производственном процессе на различных уровнях;
• Сохранение и защита независимости страны.
Социальное обеспечение, исходя из его описания с точки зрения правовой системы, — это форма выражения социальной государственной политики, которая направлена на гарантию материального обеспечения отдельных категорий населения.
Обеспечение производится за счет средств государственного бюджета, а также за счет специальных внебюджетных государственных фондов. Второй вариант возможен, если происходят события, которые признаются государством социально значимыми.
Социальное обеспечение и меры по его реализации производятся, прежде всего, для того, чтобы выровнять социальное положение категорий граждан, находящихся в зоне риска, в сравнении с положением остальных членов общества, которые имеют возможность самостоятельно удовлетворять свои интересы и потребности и не прибегать к помощи со стороны государства. На сегодняшний день социальное обеспечение приобрело настолько высокую значимость, что его начали признавать в качестве одного из социальных институтов государства. Социальное обеспечение – это своего рода гарантия достойного и стабильного развития каждого члена общества, а также сохранения имеющихся источников средств к существованию на тот случай, если государство столкнется с негативными явлениями.
Основной формой реализации социальной политики становится оказание социальных услуг. В качестве объекта получения социальных услуг выступают как отдельные социальные группы, так и все население в целом.
Стратегией социальной политики на определенном историческом этапе является генеральное решение системы социальных проблем. Главные приоритеты социальной политики:
1. Условия жизни и развития человека от рождения до старости;
2. Культивация института семьи, приоритетное внимание на матерей;
3. Гарантия экономической безопасности, защита прав и свобод человека, закрепленных в Конституции;
4. Обеспечение эффективной защищенности граждан, охрана здоровья, культуры, обеспечение жильем, улучшение демографической ситуации.
Заключение:
Актуальность анализа закрепления РФ как социального государства связана с тем, что социальное обеспечение и социальная защита является одной из наиболее важных составляющих деятельности общества и находится в сфере его насущных интересов для государства и его органов.
Значимость социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась подобная политика в этой области, в какой бы стране не жили люди, чьим интересам служит социальная политика.
Сфера социальной политики — часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе.
Важнейшим фактором экономического роста государства является совершенствование системы социально- экономических отношений. Решение проблем, связанных с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, реализацией принципов социальной справедливости являются первоочередными для современной российской экономики и способствуют экономическому росту и экономическому развитию государства.
В целях совершенствования системы социально-экономических отношений в последнее время в России проводится реформа администрирования. Данная реформа направлена на повышение эффективности работы органов государственной власти, внедрение эффективных методик управления, соответствующих современным условиям которые обеспечивают прозрачность, открытость, своевременность и адаптивность системы государственного управления по отношению к запросам общества. Особое внимание в системе государственного управления уделяется повышению эффективности на всех уровнях власти и эффективной организации деятельности сферы государственного и муниципального управления.
Раскрывая степень изученности темы, отмечу, что сама идея социального государства и проблемы ее достижения в нашей стране были и есть предмет научного исследования многих правоведов, политологов, социологов. По данной теме существует также и достаточно количество диссертационных исследований, а также отдельных научных публикаций. При разработке данной темы в частности были исследованы публикации следующих авторов: Аракчеев В. С. Арбузов С.Ю. Ахинов Г. А., Волгин А.Н., Глотов С.А., Гриненко А.В. Гуслова М.Н. Лаврентьева И.П. Никифорова О. Новикова В.В. Рябова К.М. Сувора А.Н. Фомин А.А. Хамидуллин Н.Р. Шелудякова Т.В. Юрченко М.О. и др.
Основная цель исследования данной работы – изучить сущность социального государства и его конституционное закрепление в России.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать современное понимание идеи социального государства.
2. Исследовать особенности механизма социального государства.
3. Проанализировать конституционное закрепление социального характера государства в Российской Федерации.
Объект исследования – современная доктрина о юридической природе и сущности социального государства.
Предмет исследования – законодательство РФ, закрепляющее и опосредующее реализацию социального характера российского государства.
Методы исследования в работе характеризуются использованием основных логических приемов познания: анализ и синтез исследуемого материала, системное изучение, формально-юридический (использование в работе наиболее распространенных понятий, категорий, догм и т.п.), сравнительно-правовой (изучение и сопоставление различных концепций о сущности социального государства).
Эмпирическая база работы представлена совокупностью действующих правовых актов, в которых закреплен социальный характер российского государства. Это, прежде всего, Конституция РФ, и ряд федеральных законов, в частности «О государственной социальной помощи», «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и др.
Информативной базой работы стали труды известных юристов-теоретиков, авторы которых уделили внимание анализу социального государства.
Практическая значимость исследования выражается в том, что результаты проведенного анализа развивают современную научную доктрину сущности социального государства, а ряд практических аспектов, затронутых в работе, могут быть взяты для дальнейшей оптимизации социального законодательства нашей страны.
Научная новизна исследования выражается в том, что на основе изучения теоретических исследований правоведов, а также практики применения норм российского законодательства в работе предпринята попытка дать комплексный анализ сущности и правоприменительных проблем построения в России государства социального характера.
В структуре работы сформировано введение, две главы, заключение и библиографический список. Первая глава работы раскрывает понятие социального государства, его механизм и общие характеристики. Во второй главе рассмотрены особенности конституционного закрепления в РФ социального характера государства.
Список литературы:
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА, ЕГО КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Понятие и общая характеристика социального государства
В конце 20 века понятие «социальная политика» стало довольно активно применяться в практиках государственного и муниципального управления. Она становится объектом дискуссий многих исследователей. Это обуславливается тем, что это явление постепенно обретает свою практическую значимость, а роль государства в деле реализации принципов, которые присущи настоящему социальному обществу, становится все сильнее
По этой причине большая часть современных теорий социальной политики напрямую вытекает из концепции социального государства. Под понятием «социальное государство» следует понимать политическую систему, в которой каждый гражданин имеет право претендовать на достойный уровень жизни, а также на широкий выбор социальных благ, к которым относятся такие категории, как:
• Занятость и получение достойной заработной платы за свой труд;
• Жилье в достойном состоянии;
• Медицинская помощь и бесплатное медицинское обслуживание;
• Пенсионные и льготные выплаты, субсидии на то, чтобы реализовать необходимые потребности .
Социальное государство стремится к всеобщему благу, а также к реализации принципов социальной справедливости. Субъекты социального государства предоставляют каждому индивиду источники существования, а так как, каждый человек имеет то, что удовлетворяет его потребности, это сохраняет мир в обществе, делает его комфортным и безопасным. Более обеспеченные помогают обездоленным, а обездоленные ощущают поддержку со стороны определенных категорий граждан и, конечно же, со стороны государства.
В политике социального государства стоит выделить несколько наиболее приоритетных направлений ее реализации, которые делают государство социально ориентированным на нужды и потребности своего народа:
• Во-первых, поощряется плюрализм и момент состязательности, который должен присутствовать в любом развитом государстве между различными формами собственности. Это позволит предотвратить монополизацию социально значимых сфер жизни человека.
• Во-вторых, государственное участие должно в полной мере нормализовать отношения, которые складываются между работником и работодателей.
• В-третьих, акцентируется внимание государства на обеспечение всеобщей занятости населения и, в свою очередь, предотвращение повальной безработицы .
Для того чтобы социальное государство в полной мере соответствовало своим принципам, правительство государства проводит социальную политику, под которой принято понимать часть общей государственной политики.
Социальная политика в качестве своей цели выбирает регуляцию отношений между социальными группами, между обществом и его отдельными членами. Эти отношения напрямую связаны с изменениями, происходящими в социальной структуре общества, а цель этих изменений – повышение общего благосостояния граждан, улучшение их жизни, а также усиление чувства удовлетворенности своими материальными и духовными потребностями, совершенствование образа жизни в соответствии с требованиями и возможностями, которые постоянно предоставляются обществом.
Поскольку теоретические направления очень разнообразны, то нам следует обратиться сразу к нескольким подходам, которые в той или иной степени определяют социальную политику и ее сущность. Исследователями принято выделять четыре группы теоретических подходов.
Во-первых, это подход, который исходит из идеи отождествления социального и общественного. Таким образом, социальная политика и ее программы направлены на то, чтобы достигнуть всех целей, которые ставит перед собой общество.
Во-вторых, это теоретический подход, имеющий достаточно узкую направленность в сравнении с первым. В этом подходе следует соотносить социальную политику с трудовой сферой жизнедеятельности человека. Цель социальной политики в данном случае заключается в гармонизации, стабилизации и, безусловно, регламентации трудовых отношений, а также в разрешении противоречий, которые проистекают из связей труда и капитала.
Третий подход рассматривает социальную политику как один из видов деятельности, который направлен на неблагополучные категории населения, находящиеся в зоне повышенного риска. Например, это маргиналы или нетрудоспособные граждане. Целью теоретического анализа социальной политики является недопущение возможных конфликтных ситуаций и предотвращение разрастания противоречий, а также стремление к тому, чтобы обеспечить минимальное благосостояние вышеуказанных категорий граждан.
Четвертый подход предполагает, что социальная политика – это деятельность государства и его субъектов. Она нацелена на смягчение существующего социального неравенства при использовании перераспределительной системы благ и услуг, а также с использованием прогрессивной налоговой политики.