Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Характеристика литеральных и вербальных парафазий при афазии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы возникновения литеральных и вербальных парафазий при афазии 6
1.1. Нейропсихологическое изучение афазии 6
1.2. Нейрофизиологические основы нарушения речи у пациентов
с афазией 17
1.3. Особенности проявления литеральных и вербальных парафазий при афазии 24
Выводы по 1 главе 35
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей литеральных и вербальных парафазий при афазии 36
2.1. Материал и методы исследования особенностей литеральных и вербальных парафазий у пациентов с афазией 36
2.2. Результаты исследования особенностей литеральных и вербальных парафазий у пациентов с афазией 38
2.3. Анализ результатов обследования особенностей литеральных и вербальных парафазий у пациентов с афазией 40
Выводы по 2 главе 46
Заключение 47
Список литературы 49

 

  

Введение:

 

Речь – комплексная функция головного мозга. Она является главным средством общения. Расстройства речи в виде афазий появляются при поражении речевых зон мозга, расположенных в заднем отделе нижней лобной извилины, в верхней височной извилине, нижней теменной доле и на стыке теменной, височной и затылочной областей доминантного полушария. Афазии обычно связаны с агнозиями, апраксиями и другими сложными нарушениями высших корковых функций.
Основной источник появления афазии являются нарушения мозгового кровообращения, а точнее инсульт. Одним из наиболее частых последствий инсульта является афазия.
Постижением афазии занимались многие ученые, отразившие результаты своих исследований в следующих работах: Э.С. Бейн «Парафазии при различных видах афазии», И.С. Зайцев «Афазия», В. М. Коган «Восстановление речи при афазии», А.Я. Кожевников «Афазия и центральный орган речи», М.С. Лебединский «Афазия, агнозия, апраксия», А.Р. Лурия «Травматическая афазия», В.М., Шкловский, Т.Г. Визель «Восстановление речевой функции у пациентов с разными формами афазии» и др.
В исследованиях различных ученых отмечается, что наиболее частым последствием инсульта являются речевые нарушения, проявляющиеся в форме афазий, которые нередко сочетаются с патологией других высших психических функций. Одним из видов нарушения речи у пациентов с афазией являются парафазии. Пapaфaзии – этo paccтpoйcтвo peчи, которое характеризуется yтpaтoй cмыcлa peчи, нapyшeниeм ee гpaммaтичecкoгo cтpoя, нeпpaвильным иcпoльзoвaниeм звyкoв и cлoв, их иcкaжeниe.
Среди пациентов с афазией чаще всего встречаются такие виды парафазии, как латеральная и вербальная. Вербальная парафазия характеризуется заменой нужного слова другим, но в рамках одного семантического или ассоциативного поля, то есть близких по смыслу. Литеральная (или буквенная) парафазия обозначает замену звука или буквы в слове на другие. Подобные замены встречаются не только в устной, но и в письменной речи. В основе ошибочных замен лежат сенсорные или моторные нарушения речи.
Теоретические и практические аспекты проблемы нарушения речи у пациентов с афазией, в том числе особенностями проявлениями парафазиями, глубоко исследованы в работах многих авторов (Т.В. Ахутиной, Э.С. Бейн Т.Г. Визель, А.Р. Лурия, В.В, Оппель, В.К. Орфинской, Л.Г. Столяровой, И.М. Тонконогого, Л.С. Цветковой, М.К. Шохор-Троцкой и др.).
Однако, несмотря на большое количество исследований в области изучения особенностей проявления нарушения речи у пациентов с афазией, вопрос о проявлениях такого симптома как парафазия у них остается недостаточно изученным.
Таким образом, анализ актуальности позволили сформулировать тему исследования: «Характеристика литеральных и вербальных парафазий при афазии».
Объект исследования – процесс нарушения речи при афазии.
Предмет исследования – особенности проявления литеральных и вербальных парафазий при афазии.
Цель исследования — теоретически изучить и экспериментальным путем изучить особенности проявления литеральных и вербальных парафазий у пациентов с афазией.
Гипотеза исследования: мы предположили, что у пациентов с афазией имеются нарушения речи в виде проявлений литеральных и вербальных парафазий в отличии от пациентов без афазии.
Задачи исследования:
1. Изучить нейропсихологические особенности афазии.
2. Рассмотреть нейрофизиологические основы нарушения речи у пациентов с афазией
3. Раскрыть особенности проявления литеральных и вербальных парафазий при афазии.
4. Провести эмпирическое исследование особенностей литеральных и вербальных парафазий при афазии
5 Проанализировать результаты обследования особенностей литеральных и вербальных парафазий у пациентов с афазией.
Методы исследования определялись как теоретическими позициями лингвистики и психолингвистики, психологии и педагогики, так и задачами нашей работы: теоретические: анализ психолингвистической и педагогической литературы по проблеме исследования, моделирование методов преодоления персеверации у пациентов с афазией; эмпирические: изучение психолого-педагогической и медицинской документации пациентов (истории болезни, выписки, заключения специалистов), стандартизированные диагностические методики, а также методы качественно-количественной обработки экспериментальных данных.
Методологическую основу исследования представляют труды А. Р. Лурия, Т. В. Ахутиной, А. А. Леонтьева, Т. Г. Визель, Л. С. Цветковой, М. К. Шохор-Троцкой (Бурлаковой) и др. Эти представления о теории речевой деятельности, особенностях нарушения речи у лиц с афазией являлись базовыми при выполнении данной работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Афазия – одно из сложных отклонений речи органического, центрального происхождения. Нарушение, в отличие от других отклонений, вызвано повреждением участков мозга, отвечающих за речь. Причинами такого поражения могут стать ухудшение циркуляции крови в мозгу, черепно-мозговые травмы, ревматоидные пороки сердца, тромбоэмболия, инсульты и др.
Наличие афазии позволяет определить уровень поражения нервной системы. Обычно оно указывает на вовлечение коры левого полушария. Так, при выявлении лёгкой афазии у больного с парезом правой кисти можно с уверенностью говорить о поражении левого полушария, а не, скажем, плечевого сплетения.
Афазия обычно развивается у людей в преклонном возрасте, но также может постигнуть молодых и детей. При афазии могут наблюдаться частичные нарушения речи или полная ее утрата.
Парафазия является особенностью афазии (утраты имевшейся речи), характерными признаками которой есть нарушение высказывания, замена правильных букв, слогов и слов на неправильные. Пациент заменяет корректные слова в предложении на совершенно непонятные и неестественные в данном употреблении и в конкретной ситуации. Присутствует значительное ускорение речи, что в значительной мере затрудняет понимание. В основе парафазии лежит нарушение нейрофизиологической или найропсихологической предпосылки – это может быть нарушение праксиса, артикуляционного аппарата, фонематического слуха, что, в свою очередь, ведёт к нарушению речи, восприятия, чтения, письма, счёта.
Вербальные парафазии – явление, при котором одно слово в речи заменяется другим, причём эти слова будут находиться в одном ассоциативном поле.
Литеральная парафазия проявляется в виде замены звука или буквы в слове на другую. Встречается подобное явление как в письме, так и в устной речи. В зависимости от степени и области поражения, патологическое состояние может приобретать разные черты. Пациент с таким заболеванием может не только путать звуки, но и переставлять буквы в одном слове. Часто ему сложно построить предложение при необходимости поиска соответствующих слов. Таким образом, сама речь замедляется, характерны при этом обрывки фраз, повторения слов. При письме также наблюдаются существенные отклонения: нарушается его правильность и движения руки.
В результате проведения эмпирического исследования было выявлено, во-первых, подтверждают факт взаимодействия и взаимовлияния речи и других ВПФ в системе когнитивного функционирования, во-вторых, несмотря на давность мозговой катастрофы, к позднему восстановительному периоду не всем пациентам, имеющим изначально грубые речевые расстройства, удается восстановить коммуникативную функцию речи, что подтверждает актуальность выбранной в данном исследовании проблематики. При качественном анализе проявлений парафазий у пациентов с афазией было выявлено, что моторных афазий характерно изменения структуры слова, включающие нарушение последовательности звукового состава слова, иногда с выпадением гласных, замены звуков, и выпадение части слова, приводящее к упрощению его артикуляционной формы. Второе место при моторных афазиях занимает контаминации и зеркальные замены и, наконец, на третьем – персеваративные замены звуков слова. При сенсорной же афазии основная масса замен падает на фонематические замены с сохранением рисунка слова и значительно менее выражены виды звуковых парафазий, связанные с изменением звуковой структуры.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы возникновения литеральных и вербальных парафазий при афазии

1.1. Нейропсихологическое изучение афазии
Учение о афазией сформировалось в отдельную отрасль научного знания в XIX веке и находится на грани многих наук — философии, психологии, физиологии, клинической неврологии, лингвистики, специальной педагогики, определило различные подходы и направления к ее изучению.
В разное время вопрос афазии в науке решался в соответствии состояния научных знаний и прежде всего представлений о высших психических функциях (ВПФ) человека — их строение и связь с мозгом. Начало исследований мозговой организации речевой деятельности человека связан с трудами Р. Broca и К. Wernicke. Во время своих исследований ученым удалось продемонстрировать структурную дифференцированность нарушений речи в случаях локальной патологии мозга. Их открытие породили полувековые дискуссии ученых, что вошли в два основных направления — локализационистское (Р. Вгоса, S. Henschen, K. Кleist, L. Lichtgeim, Wernicke, и др.) и антилокализационистское (Н. Goldstein, Н. Head, Р. Marie и др.). Первое направление положило начало учению о локализации функций речи в головном мозге, а второе — отметило важность деятельности мозга как целого в сложной речевой функции [14].
Опережая более поздние учения, определяющей для понимания природы афазии стала теория H. Jackson, согласно которой ВПФ, в том числе и речевая, имеют значительную протяженность в мозге «по вертикали», то есть в их осуществлении участвуют как элементарные, так и высокие структуры мозга. Ученый отмечал, что при локальном поражении мозга функция практически никогда не исчезает полностью — непроизвольные действия, касающиеся этой функции, как правило, остаются сохраненными. Итак, идеи H. Jackson создали прорыв в науке и доказали, что локализовать поражение, которое приводит к нарушению речи, и локализовать функцию речи — разные вещи [19].
Со временем накопленный опыт в аспекте исследования локальных поражений мозга стал предпосылкой для возникновения современных представлений о природе афазии. Определяющими стали достижения Н. Е. Введенского, И. П. Павлова, И. М. Сеченова, А. А. Ухтомского по локализации высших психических функций. Труды ученых положили начало системному подходу к анализу взаимодействия нейрофизиологических процессов и психических функций человека. Основные его принципы — органическое единство психического и физиологического, первичность физиологического по отношению к психическому — в дальнейшем получили свое развитие в исследованиях А. С Адрианова, П. К. Анохина, Н. А. Бернштейна, Н. П. Бехтеревой, А. Р. Лурия и др.
Не менее значимыми стали сформулированы И. П. Павловым и А. А. Ухтомским принцип динамической локализации высших корковых функций, концепция о функциональных системах П. К. Анохина и раскрыт И. М. Филимоновым принцип поэтапной локализации функций, стали решающими в понимании физиологических и патофизиологических механизмов речи. Зато анализ литературных источников позволил выяснить, что наиболее широкое освещение проблема афазии с позиций о динамической и поэтапную локализацию речевой и других ВПФ получила в работах А. Р. Лурия в ракурсе нейропсихологии, которая интегрировала в себе много смежных отраслей научного знания [3].
Определение факторов, лежащих в основе афазии, форм синдромологического анализа нарушения речи, изучение патогенеза, анализ структуры нарушения речевой функции, с учетом новых представлений в психологии о вещании и его связи со всей психической сферой, разработка и реализация на практике теоретического анализа клинических факторов — ознаменовало новый, научный подход к пониманию афазийних расстройств, основоположником которого стал А. Р. Лурия.
Такой подход и сегодня остается признанным и наиболее перспективным. Взгляды А. Р. Лурия разделяют многие современные ученых-исследователей (Т. В. Ахутина, Е. С. Бейн, Т. Г. Визель, Ж. М. Глозман, Л. С. Цветкова, В. М. Шкловский, М. К. Шохор-Троцкая и др.), в том числе и зарубежные специалисты (Z. Brain, М. Сritihley, Н. Несаеn и др.). В контексте нашего исследования научные разработки А. Р. Лурия стали ведущими по вопросам афазии.
Согласно теории ученого, такие функции, как речь, различные виды гнозиса и праксиса, имеют определенную локализацию в головном мозге, но имеющиеся в ряде зон, и осуществляются благодаря их совместной координированной деятельности [35]. Речевые расстройства, вызванные афазией, А. Р. Лурия объясняет как нарушение аналитико-синтетической деятельности различных анализаторов мозговой коры, объединенных в сложную функциональную систему [35].
Новые представления о афазии, сложившиеся на основе современных данных психологии, неврологии, психолингвистики и нейропсихологии, дали основание к уточнению ее определения. Общепринятым и наиболее употребляемым на сегодня является определение Л. С. Цветковой, ученицы и последовательницы А. Р. Лурия. Ученый трактует «афазию» как системное нарушение речи, возникающее вследствие органических поражений мозга, охватывает разные уровни мозговой организации речи, влияет на его связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая, прежде всего коммуникативную функцию. Афазия содержит в себе четыре составляющие — нарушение собственное вещание и вербального общения, нарушение других психических процессов, изменение личности и личностную реакцию на болезнь [44; 45].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы