Курсовая с практикой на тему Характеристика энергетической политики РФ. Тенденции и перспективы.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 6
1. Место энергетической политики в энергетической безопасности государства 8
1.1. Условия обеспечения энергетической безопасности России 8
1.2. Энергетическая политика в РФ 12
2. Современное состояние и проблемы энергетического сектора РФ 18
2.1. Политика ЕС в сфере энергетики и интересы России 18
2.2. Анализ проблем реализации «Северного потока – 2» 21
Заключение 29
Список литературы 31
Введение:
Актуальность работы обусловлена тем, что в современном глобализированном мире, все большее значение приобретают мероприятия, связанные с энергетической сферой, которые в XXI в. являются не только возможностью реализации экономических интересов государств и интеграционных образований, но и их политических целей в системе международных отношений. Нынешний мировой энергетический рынок, как и аспекты его безопасности в значительной степени является политизированным.
Особое значение здесь приобретает энергетическая безопасность, которая, во-первых, обеспечивает национальные интересы государства через использование широкого спектра классических и специфических внешнеполитических действий, определяющих перспективы и статус государства на международной арене, во-вторых, создает дополнительные средства противодействия глобальным вызовам современности, связанным с энергетической сферой.
К главным энергетическим проблемам современности, решение которых требует консолидированных усилий мировых акторов, принадлежат безопасность поставок и ценовая доступность энергоресурсов, надлежащее управление и устойчивое развитие и тому подобное. Так вызовы, спровоцированные энергетическими проблемами, имеют международные последствия, то для национальных субъектов энергетическая дипломатия является современным эффективным механизмом их предотвращения и преодоления. Все выше сказанное, актуализирует тему работы в контексте того, что энергия является ключевым ресурсом многих производственных процессов в мире.
Целью работы является выявление аспектов проблем развития политики энергетического диалога и энергетической безопасности России.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
• Выявить и описать условия обеспечения энергетической безопасности России.
• Изучить энергетическую политику в РФ.
• Определить проводимую политика ЕС в сфере энергетики и выявить интересы России.
• Проанализировать текущее состояние, перспективы и проблемы реализации «Северного потока – 2».
Объектом работы является энергетическая безопасность в контексте взаимоотношений ЕС и России.
Предметом работы являются основное целеполагание энергетической безопасности, а также критические моменты перспектив и проблем отношений ЕС и России в сфере энергетики.
Методы работы составляет совокупность общенаучных и специальных методов и приемов научного познания. Анализ энергетического права ЕС и России базируется на системном подходе. Исторический подход позволил показать развитие взаимоотношений России и ЕС в пространственных и временных координатах. Институциональный и структурно-функциональный методы были применены при анализе институциональных основ энергетической безопасности. Определение содержательных составляющих понятий энергетической безопасности потребовало использования широкого спектра общенаучных методов: синтеза, дедукции, индукции, абстрагирования и т.п.
Информационной и нормативной основой работы являются акты российского, международного права, права ЕС в энергетической сфере, законодательство по вопросам энергетического сотрудничества с ЕС.
Заключение:
Уровень энергетической безопасности для определенной страны, региона или мира в целом, определяется на основе анализа различных показателей (индикаторов), характеризующих состояние и влияние внутренних и внешних факторов на нее. Пороговые значения индикаторов энергетической безопасности определяют границу перехода энергетики от нормального до кризисного состояния. На основе этих исследований, осуществляемых методом экспертных оценок отраслевых специалистов, ученых, можно разработать комплекс общих рекомендаций и конкретных мер для нивелирования дестабилизирующей действия негативных факторов и достижения энергетической безопасности.
Ключевой структурой современной энергетической политики ЕС является конструкция из трех измерений, которые охватывают внешние отношения (безопасность поставок), внутренний рынок (конкуренцию в энергетической сфере) и экологию (устойчивость к климатическим изменениям). Такая структура энергетической безопасности сформировалась как ответ на новые проблемы и угрозы в энергетической сфере, четко определившись после 2000 г. и стали результатом широкого обсуждения этой проблематики как внутри самого ЕС, так и между ЕС и государствами-членами.
Анализ выступлений европейских высших должностных лиц позволил сделать вывод, что именно газовый вопрос играет ключевую роль в отношениях между Россией и ЕС, поскольку в Евразии главные энергетические вопросы, связанны с этим видом топлива. К тому же газ играет центральную роль в экономике ЕС и будет иметь решающее значение для трансформации европейских энергетических систем. Замена угля и нефти газом в краткосрочной и долгосрочной перспективе может помочь в уменьшении вредных выбросов до 2030 г.
Россия, крупнейший в мире экспортер газа и второй по величине экспортер нефти, может столкнуться с трудностями при адаптации к новой ситуации, поскольку мир становится все более зависимым от возобновляемых источников энергии. Экономика России является более крупной и диверсифицированной, чем любой ближневосточный производитель нефти, в то время как нефтегазовая рента является важной частью государственного бюджета, на которую приходится около 40% доходов бюджета.
«Северный поток – 2», несмотря на жёсткое противодействие Вашингтона, будет достроен, это технический вопрос. Как до, так и после президентских выборов в США в ноябре 2020 г., а также технического запуска «Северного потока – 2» Вашингтон продолжит оказывать санкционное давление на участников проекта. Основная причина – необходимость обеспечения конкурентных преимуществ на европейских рынках американским компаниям, добывающим сланцевый газ. Сложно прогнозировать, какого рода санкции и против кого будет вводить Вашингтон, и какие последствия этого будет иметь для коммерческой деятельности дочки «Газпрома» консорциума «Nord stream AG» и его партнёров.
В этих условиях «Газпром» и его отечественные конкуренты, в первую очередь, «Новатек», будут расширять поставки сжиженного природного газа на европейский рынок. Это тот сегмент, где российские компании смогут успешно конкурировать с более дорогим американским сланцевым газом.
Фрагмент текста работы:
1. Место энергетической политики в энергетической безопасности государства
1.1. Условия обеспечения энергетической безопасности России
Энергетическая безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности любого государства. Обеспечение национальной безопасности – одна из основных задач энергетической политики государства.
В Российской Федерации топливно-энергетический комплекс (ТЭК) не только обеспечивает потребности народного хозяйства и населения в топливно-энергетических ресурсах, но и является основным источником формирования бюджетной системы. В настоящее время инерционный потенциал развития ТЭК практически исчерпан, что обусловлено как качественным ухудшением сырьевой базы, так и технико-экономическими и финансовыми ограничениями.
Законодательную основу понятие «энергетическая безопасность» получило после нефтяного кризиса 1973 г. Международным энергетическим агентством понятие «энергетическая безопасность» определялось как «уверенность в том, что энергия будет иметься в распоряжении в том количестве и того качества, которые требуются при данных экономических условиях». В настоящее время данный термин определяется несколько шире: энергетическая безопасность – это состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства, экономики от угроз надежному энергетическому обеспечению [5].
Эти угрозы предопределены как внешними (макроэкономическими, геополитическими, конъюнктурными) предпосылками, так и состоянием и функционированием энергетического сектора государства.
Основными целями государства в сфере обеспечения энергетической безопасности являются: обеспечение внутреннего и внешнего спроса на энергетические ресурсы, способность удовлетворить потребности народного хозяйства в энергоресурсах; эффективное и бережливое использование энергетических ресурсов; максимальная устойчивость ТЭК к негативным внутренним и внешним факторам, которые могут повлиять на обеспечение национальной безопасности государства [14].
Кроме этого, можно выделить следующие принципы обеспечения энергетической безопасности государства:
− государственный контроль генерации и транспортировки энергоресурсов;
− энергосбережение и повышение энергетической эффективности народного хозяйства;
− использование альтернативных и возобновляемых источников энергии;
− снижение экологической нагрузки на окружающую среду;
− надежность энергообеспечения народного хозяйства.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что энергетическая безопасность государства является не столько экономической категорией, сколько политической, определяющей национальные интересы страны.
Для России условия энергетической безопасности также определяются возможностями ее энергетических отраслей обеспечивать внутренние потребности страны в экономически доступных топливно-энергетических ресурсах (ТЭР) и поставки российских ТЭР на экспорт.
Результаты анализа показывают, что годовые приросты ВВП стали падать с 2011 г. и всего за два года (еще до присоединения Крыма и введения санкций) эти приросты упали с 4,3% до 1,3%. Динамика изменения ВВП определяется двумя группами факторов: факторы внешнеэкономические и факторы, определяющие степень внутренней деловой активности.
С 2011 по 2013 гг. внешнеэкономические факторы не сказывались отрицательно на ВВП России, следовательно, в указанный период началось снижение деловой активности внутри страны. 2014 г. началось действие санкций, которые, кроме всего прочего, фактически лишили крупные энергетические компании России возможностей получать дешевые, длинные заемные средства. Снижение цен на углеводороды привело в 2015 г. к уменьшению ВВП на 3,7% (по отношению к 2014 г.) [3, с. 73].
Если говорить об энергетике, указанные процессы приведут к заметному снижению перспективных возможностей по: созданию новых мощностей; обновлению основных производственных фондов; снижению удельной энергоемкости ВВП (в России при снижении цен на углеводороды удельная энергоемкость может даже расти).
Перечисленное выше – стратегические угрозы ЭБ, действие которых будет отрицательно сказываться на выполнении требований ЭБ по обеспечению энергоресурсами потребителей страны и экспорта российских ТЭР по крайней мере в перспективе до 2030 г.
Степень участия нефтяной отрасли в покрытии внутренних потребностей страны в первичных ТЭР оценивается количеством сырой нефти, которое необходимо переработать для полного покрытия внутренних потребностей в светлых нефтепродуктах. Суммарные их поставки на внутренний рынок, в год составляют – 74 млн. т. с выходом на 57%, т.е. для этого надо переработать 130 млн. т нефти.
Потребность в светлых нефтепродуктах по стране расти не должна, особенно из-за спада промышленного производства, снижения спроса на автомобили, роста цены топлива. В это время возможно даже снижение спроса – на 2-3%, а в 2019-020 гг. – ежегодный прирост потребления может быть уже на уровне 2-3 %. Сегодня уровни добычи нефти в стране таковы, что ее вполне хватает и для внутреннего потребления (после переработки) и для поставок на экспорт.
В период с 2021 по 2030 гг. нельзя ожидать заметного увеличения в стране потребностей в светлых нефтепродуктах из-за некоторого роста числа электромобилей и доли газа в структуре потребляемых видов ТЭР на транспорте. Ежегодный прирост спроса на светлые нефтепродукты в 2021-2025 гг. может составить 1,5-2%, а в период с 2026 по 2030 гг. 0,5-1,5% [10].
Ожидаемая конъюнктура углеводородов на внешних рынках и ухудшение качества запасов не будут стимулировать рост объемов добычи нефти в стране в период до 2020 г.