Курсовая с практикой на тему Характер и эмоционально-волевая сфера личности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ХАРАКТЕРА И
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ.. 6
1.1. Личность как психологическая категория. 6
1.2. Понятие «эмоционально-волевая сфера» в
психолого-педагогической литературе 11
1.3. Характер: определение, подходы, типология. 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. 24
2.1. Организация и методы исследования. 24
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 36
ПРИЛОЖЕНИЕ. 39
Введение:
Актуальность
исследования. Личность человека обладает присущим
только ей набором психологических черт и особенностей, составляющих ее
индивидуальность, которая проявляется в чертах характера, темперамента,
детерминирующих интегральную характеристику индивидуальности. Современные условия
предъявляют высокие требования к личности, а точнее к ее жизнестойкости,
стрессоустойчивости, продуктивности и работоспособности.
Эмоционально-волевая
сфера — это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику
его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и
ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со
стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом,
направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями,
сознательным волевым управлением.
Содержательные
аспекты волевой сферы выражаются в способностях человека, проявляющихся в
самодетерминации и регуляции им своей деятельности и различных психических
процессов. В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей,
регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или мотивации, мобилизацию физических и
психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении
поставленных целей.
Формирование
эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий для развития
личности, опыт которого постоянно обогащается. Эмоционально-волевая сфера
признана первичной формой психической жизни, «центральным звеном» в психическом
развитии личности. По словам Л.С. Выготского, эмоция являются как бы
результатом оценки индивида своего взаимодействия со средой.
В
настоящее время также недостаточно изученной является проблема характера.
Толкование характера во всех подходах опирается на рассмотрение его как
психической индивидуальности. Конституциональный подход акцентирован на
уточнение представлений об истоках характера и возможностях его диагностики по
соматическому типу; психоаналитический подход опирается на толкование
специфических детерминант характера, а также изучении характера в рамках
психосексуального развития индивида; идеалогический подход рассматривает
проблему действия духовных ценностей на образование характера.
Несмотря
на большое количество исследований посвященных изучению эмоционально-волевой
сферы личности, изучению характера, обнаруживается недостаток работ, в которых
бы рассматривалась взаимосвязь между особенностями эмоционально-волевой сферы и
характерологическими особенностями личности.
Объект исследования:
эмоционально-волевая сфера и характер.
Предмет исследования:
особенности эмоционально-волевой сферы и характера в подростковом возрасте.
Цель исследования: изучить особенности развития
эмоционально-волевой сферы личности и акцентуации характера в подростковом
возрасте.
Гипотеза исследования: для
подростков с пониженным уровнем личностной и ситуативной тревожности более
характерны такие типы акцентуации характера, как демонстративный, ригидный либо
педантичный тип акцентуации характера, им в большей степени характерны развитые
волевые качества; в то же время для подростков с
повышенным уровнем личностной и ситуативной тревожности характерен
недостаточный уровень развития волевых качеств, а также возбудимый
либо демонстративный тип акцентуации
характера.
В соответствии с выдвинутой целью, объектом и предметом исследования были
определены задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме
исследования, обобщить научный опыт.
2. Рассмотреть личность как психологическую категорию.
3. Охарактеризовать специфику и структуру
эмоционально-волевой сферы.
4. Описать типологии характера в научных исследованиях.
5. Провести эмпирическое исследование
эмоционально-волевой сферы и характера у подростков и дать анализ результатам
исследования.
Методологическую
основу исследования составили положения:
–
о взаимодействии волевых и эмоциональных действий (В.К. Калин, В.И. Селиванов,
С.Л. Рубинштейн, А.И. Щербаков и др.);
–
об исследовании волевой и эмоциональной регуляции в учебной деятельности (А.Я.
Чебыкин, М.Н. Костикова и др.), в общении (Л.С. Выготский, М.А. Лисина, и др.);
–
подходы к изучению характера конституциональный (Э. Кречмер, У Шелдон),
психоаналитический (З. Фрейд), идеологический (Э. Шпрангер, А. Робэк) и др.
Для решения поставленных
задач в работе использовались следующие методы: теоретические: теоретико-методологический анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение и
систематизация педагогического опыта; эмпирические: тестирование, количественный и качественный анализ
результатов исследования.
Структура работы. Курсовая работа включает
введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Заключение:
В процессе выполнения
курсовой работы, посредством последовательного решения направленных на
достижение цели задач, на основе теоретического анализа мы выявили степень
изученности обозначенной нами проблемы в современной психологии.
Изучению
типологий характера посвящены работы таких ученых, как Э. Кречмер, К. Леонгард,
А.Е. Личко, Э. Фромм, К.Г. Юнг, и др. Феноменология характера раскрывает его
рассмотрение как психосоматических свойств индивида; как продукта средового
воздействия (Д. Дидро, К.А. Гельвеций); как психической индивидуальности —
конституциональный подход (Э. Кречмер, У Шелдон), психоаналитический (З. Фрейд
и др.), как индивидуальный психический склад (Н.Д. Левитов); как направленность
и способ действия (А.Ф. Лазурский, Б.Г. Ананьев); как предпосылка реального
поведения (С.Л. Рубинштейн) и т.д.
Эмоции
– особый класс субъективных психологических состояний, представленных в форме
непосредственных переживаний, это «субъективная форма развития потребностей»
(С.Л. Рубинштейн); «субъективный носитель мотивации поведения» (В.К. Вилюнас);
«переживание» (Л.С. Выготский); «особая форма отражения действительности» (А.В.
Запорожец), и т.д.
Теории воли в отечественной психологии
представлены различными подходами. Регулятивный подход включает теорию воли
Л.С. Выготского (воля с позиций высших психических функций); В.И. Селиванова
(воля как осознанный уровень регуляции собственной деятельности); Е.П. Ильина
(воля как разновидность произвольного управления). Мотивационный подход
включает теорию воли В.А. Иванникова (воля как способность к сознательной
активности); Л.С. Выготского; теорию регуляционно-волевых процессов Л.М.
Веккера и др.
На основе анализа
психолого-педагогической литературы было организовано эмпирическое
исследование. Подобранный комплекс методик
позволил объективно оценить особенности проявления волевой регуляции поведения
подростков, особенности эмоционально-волевой сферы, характера и темперамента.
Результаты диагностики
акцентуаций характера по методике изучения акцентуаций личности К. Леонгарда (модификация С. Шмишека) выявили, что
наиболее выражены у подростков обеих групп такие акцентуации характера, как
"демонстративность" и "ригидность", и имеется средне
выраженная склонность к "возбудимости". Наименее выраженным является
такое свойство, как "педантичность". Общим для подростков обеих групп
является средняя выраженность смены гипертимных и дистимных состояний, что
характеризуется частыми сменами настроения. Выраженная демонстративность
поведения присуща подросткам обеих групп — они отличаются легкостью в
установлении контактов, стремятся к лидерству, склонны к эгоцентризму.
Практически идентичны результаты по количеству подростков в обеих группах с
ригидным, педантичным и возбудимым типами акцентуации.
По методике на тревожность Спилберга (Ю.Л. Ханина) производился анализ показателей личностной и
ситуативной тревожности. У подростков экспериментальной группы показатели
личностной и ситуативной тревожности значительно ниже.
Анализ диагностики настойчивости и
самообладания показал, что только 12,5% подростков в каждой группе имеют
высокий уровень развития данных качеств, доминирующее число подростков показали
средний уровень настойчивости и самообладания У одних подростков выражен более
отчетливо контроль поведения, другие отличаются экспрессивностью и частой
бесконтрольностью поведенческих проявлений. Эмоциональные реакции у некоторых
подростков выражены очень интенсивно, однако это компенсируется настойчивостью
в достижении целей.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое
подтверждение.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ХАРАКТЕРА
И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ 1.1. Личность как психологическая категория
Личность
представляет собой важнейшую метапсихологическую категорию, интегрирующую
совокупность таких базовых категорий, как индивид, образ, действие, мотив,
отношение, переживание.
В
России изучение проблемы личности и ее социально-психологических характеристик
приобрело особую актуальность в 60-80 — е годы 20 века. К середине 70-х годов
коллекционерский подход к определению личности как синтеза черт темперамента,
характера, потребностей, интересов, способностей, склонностей, характеристик,
особенностей, предполагал необходимость каталогизации всех признаков и
определению индивидуальной неповторимости сочетаний характеристик применительно
к отдельному индивиду. Рассмотрение личности как совокупности индивидуальных
черт доказало неэвристичность ввиду того, что элиминировало разницу между
понятиями личность и индивид, в результате чего дефиниция личность утрачивала
свое категориальное содержание. Постепенно появилась необходимость в
структурировании личностных качеств и с середины 60-х годов активно
предпринимались попытки охарактеризовать структуру личности [4].
Структуру
личности следует трактовать как набор биологических и социально обусловленных
особенностей, в связи с чем особую актуальность в психологии приобретают
вопросы соотношения биологического и социального. Проблемы личности
рассматриваются уже в контексте понимания биосоциальности в рамках структурного
подхода. Однако к концу 70-х годов появляется тенденция применения системного
подхода при изучении личности.
Б.Г.
Ананьевым [1], А.Н. Леонтьевым [19] подчеркивается единство понятий
личность индивид, однако не признается
их тождественность. Личность интерпретируется как особое системное качество
индивида, не сводимое к биологическим предпосылкам, которые включаются в
природу носителя — индивида.
А.Н.
Леонтьев [19, 20] личность определяет как особое качество, приобретаемое
индивидом в обществе, в общественных по природе отношениях, в которые индивид
вовлекается. Другими словами, личность представляет собой системное, и потому,
согласно А.Н. Леонтьеву, сверхчувственное качество, при том, что в качестве
носителя данного качества выступает вполне чувственный, телесный индивид со
всем набором прирожденных и приобретенных свойств.
В.А.
Петровским [25] в концепции личности ведущей характеристикой служит субъектность,
т.е. полагающая себя причинность индивида во взаимоотношениях с миром. Быть
личностью, согласно концепции автора, означает быть субъектом самого себя,
собственного существования в мире, и выступать носителем идеи «Я»
как причины себя. В.А. Петровским выделены следующие аспекты рассмотрения
личности (репрезентации) — первое измерение трактует личность как свойство,
погруженное в пространство индивидуальной жизни субъекта, при этом
подчеркивается социальная обусловленность поведения и сознания, личность
понимается как субъект активности (синтез единичного и всеобщего в индивиде).
Второе измерение интерпретирует личность в качестве пространства межиндивидных
связей и третье — трактует личность как идеальную представленность индивида в
других людях [25].
А.Г.
Асмолов [4] рассматривает личность в рамках историко-эволюционного подхода. Как
указывает ученый, личность, как системное качество индивида, представлено
социотипическим и индивидуально-своеобразным
(индивидуальным/индивидуальностью).
Л.С.
Выготский [9] при рассмотрении личности выделил несколько идей, выступающих в
качестве предпосылок для становления психологической концепции личности. Первой
является идея активности индивида, разрабатывавшаяся ученым в инструментальном
методе исследования высших психических функций. В рамках возрастного подхода
сущность инструментального метода заключается в
установлении активной роли субъекта, обращающегося к орудию. Ведущей
теоретической предпосылкой инструментального метода в рамках теории Л.С.
Выготского служит принцип активности индивида (введение новых стимулов,
активное вмешательство индивида в ситуацию). Вторая идея ученого ориентирована
на преодолении натуралистического подхода к психологическим феноменам
(опосредованный характер психических свойств человека). Знаки, способствующие
овладению поведением (социальная детерминация), обеспечивают функцию
опосредования, т.е. переход к опосредствующей деятельности. Третья идея
заключается в положении Л.С. Выготского об интериоризации социальных отношений
в рамках генезиса высших психических функций.
Ученым
подчеркивается, что орудийно опосредованные социальные отношения несут
отпечаток индивидуальности конкретных индивидов. Личность выступает в качестве
специфического синтеза качеств индивида. И наконец, четвертая идея, только
пунктирно намеченная Л. С. Выготским: становление личности заключается в
переходах между состояниями «в-себе», «для-других», «для-себя-бытия». Эта идея
была им проиллюстрирована на примере всего развития высших психических функций:
«Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она
предъявляет для других. Это и есть процесс становления личности». По Л.С.
Выготскому, в качестве основы личности выступает самосознание [9].
Г.
Олпортом [24] заложены основы новой теории личности — «теории
черт», а Р. Кеттел, опираясь на исследования Г. Айзенка, ввел в
экспериментальное исследование теории черт личности метод факторного анализа и
разработал один из первых личностных тестов. На этапе экспериментального
периода разработки проблем личности наиболее удачное ее определение
сформулировал Г. Оллпорт, который определяет личность как прижизненно
формирующуюся индивидуально своеобразную совокупность психофизиологических
систем — черт личности, определяющих специфичное для человека мышление и
поведение.
Р.С.
Немовым [23] личность определяется как человек, взятый в системе таких
психологических социально обусловленных характеристик, которые проявляются в
общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют
нравственные поступки индивида, важные как для него, так и для окружающих.
Структура личности представлена разными категориями — в нее входят способности,
темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные
установки.
Л.И.
Божович [5], опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации
развития Л.С. Выготского [9], показала значимость внутренней позиции
(совокупности ведущих мотивов деятельности) ребенка как одной из главных
личностных характеристик.
В
концепции А.Н. Леонтьева [19] центральное место отводится понятию деятельности,
а в качестве основной характеристики личности выступает мотивационная сфера.
Еще одним важным понятием в концепции ученого является личностный смысл,
выражающий отношение к деятельности, к направленности деятельности, ее мотивам
и побуждениям. Личность, по А.Н. Леонтьеву, это качественно новое образование,
формируемое благодаря жизни в социуме. В процессе деятельности индивид вступает
в отношения с окружающими (общественные), в итоге они приобретают характер
личностно-образующих.
С.Л.
Рубинштейн [26] утверждает, что личность является относительно поздним
продуктом общественно-исторического и онтогенетического развития. Для С.Л.
Рубинштейна понимание психологии личности основывается на следующих положениях:
происходит одновременное проявление и формирование психических свойств личности
в ее поведении, действиях и поступках; психический образ личности при всем
многообразии свойств определяется образом жизни и формируется в деятельности.
Развитие
личности происходит в соответствии с закономерностями и этапами возрастного
развития. Э. Эриксон в теории личностного развития выделяет жизненные
психологические кризисы, сменяющие друг друга на каждом этапе возрастного
развития, при этом подчеркивается качественное преобразование внутреннего мира
человека и изменение его взаимоотношений с окружающими [32].
Психоаналитическая
концепция личности З. Фрейда [30] ориентирована на рассмотрении проблем
бессознательного, динамики личности, развития, неврозов. В качестве фундаментальных
идей психоанализа выступают следующие. Поведение индивида и состояние его
психики обусловлено внутренними бессознательными мотивами, определяемыми
либидо. Основной причиной психологических проблем личности является конфликт
между бессознательными импульсами и сознательной составляющей личности.
Ослабление данного конфликта возможно при осознании личностью воспоминаний,
приводящих к конфликту и вытеснению их из сферы бессознательного и последующей
работе с ними.
Теория
личности А. Маслоу [22] основывается на том, что основной потребностью человека
является самоактуализация, стремление к самосовершенствованию. Концепцию
развития личности по А. Маслоу представляет собой восхождение по лестнице
потребностей — от примитивных физиологических до высоких духовных
(самоактуализация).
Таким
образом, личность представляет собой важнейшую метапсихологическую
категорию, интегрирующую совокупность таких базовых категорий, как индивид,
образ, действие, мотив, отношение, переживание. Структуру личности следует трактовать как
набор биологических и социально обусловленных особенностей. Личность
человека обладает присущим только ей набором психологических черт,
проявляющихся в чертах темперамента, характера, т.д. Черты темперамента и
характера в совокупности составляют единую систему, детерминирующую
интегральную характеристику индивидуальности человека.